Верховный суд установил: Возмещение морального вреда не зависит от выплаты ущерба

Для того чтобы произвести ремонт в квартире Марина купила в магазине расположенном в Москве, стройматериалы с последующей доставкой по своему месту жительства в Петербурге, на сумму 65 тыс. руб. ПЭК (грузоперевозчик) обязался доставить строительные материалы Марине по документам, где грузоотправителем значился магазин, а получателем груза Марина.
Объявленная стоимость стройматериалов - 3 тыс р.; страховка 50 р
При принятии груза ПЭКЧЕ сделал уточнение о том, что груз находится не в жёсткой таре. Результатом этого стало то, что часть груза пострадала.
Марина предъявила претензию, в которой просила возместить ей сумму ущерба. ПЭК претензию принял, выплатил Марине 19 тыс. и страховое возмещение 3 тыс. руб.
Марина снова предъявила претензию, в которой просила вернуть ей все 65 000 тысяч, но ПЭК ответил отказом. Тогда Марина обратилась в суд с иском о взыскании с ПЭК ущерба 65 000 рублей, компенсации морального вреда 15 000, судебных расходов и штрафа.
Свои требования она мотивировала тем, что часть строительных материалов в процессе перевозки повреждена и утрачена, а оставшиеся так и не были доставлены ей.
Позиция судов 3 инстанций:
▶️ Между сторонами сложились правоотношения в области транспортно-экспедиционной деятельности, регулируемые главой 41 ГК РФ.
▶️ При согласовании стоимости груза в размере 3 000 рублей Марина приняла на себя ответственность за предоставление соответствующих данных о товаре, в связи с чем при его утрате правовые основания для предъявления экспедитору требований в большем размере отсутствуют.
Причиненный ущерб в размере объявленной стоимости груза возмещен до подачи иска.
Позиция Верховного Суда:
1) Судом не установлено:
▪️кем внесены данные в электронную заявку (поручение экспедитору) на сайте ПЭК,
▪️кем объявлена ценность груза, который застрахован на соответствующую сумму.
В платежном поручении Марина указана в качестве покупателя и грузополучателя, магазин - поставщик, ПЭК - грузоотправитель.
В соответствии с провозными документами ПЭК услуга по доставке груза оказывается третьему лицу - Марине.
Таким образом, вывод суда о том, что Марина является стороной договора транспортной экспедиции, а правоотношения сторон регулируются главой 41 ГК РФ и специальными нормативно-правовыми актами, не верен.
2) Если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются специальными законами РФ, содержащими нормы гражданского права (например, договор перевозки), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами (п. 2 ППВС РФ от 28 июня 2012 г. № 17).
3) Основанием для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда является сам факт нарушения прав потребителей, при этом возмещение материального ущерба не освобождает от ответственности за причиненный моральный вред.
➡️ Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
➡️ Так как по делу установлен факт причинения вреда потребителю, выплата Марине стоимости утраченного товара (полная или частичная) сама по себе основанием для отказа в компенсации морального вреда не является.
4) При разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (абзац 1 п. 28 ППВС РФ от 28 июня 2012 г. № 17).
Дело направили на новое рассмотрение в апелляционный суд. Впоследствии ВС включил его в свой Обзор за 2021 год.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Спасибо, Малика Абубакировна, как говорится: капля камень точит, может и сложится со временем справедливая практика на местах
Да, возможно суды первой и второй инстанции наконец начнут выносить решения на основе обзора практики ВС РФ. Но полагаю, что это будет не скоро.
Как было бы хорошо, если бы суды первой или хотя бы второй инстанции разбирались в делах также профессионально, как ВС РФ.
Если бы хотя бы они имели желание разбираться, к сожалению энтузиазм там убит ещё в корне
Да, зачастую дела рассматриваются из принципа «лишь бы побыстрее закончить с этим».
Интересный обзор. Спасибо!
Спасибо Вам, Евгений за прочтение моей публикации и всего Вам доброго!
Очень полезная информация! Большое спасибо, на другом правовом ресурсе часто задают вопросы пользователи по ПЭКу, вопросы из сферы защиты прав потребителей.
Вопрос по защите прав потребителей не мало и возмещении морального вреда, поскольку при доставке особенно товаров из интернет магазинов, очень много поломанных и испорченных товаров. Продавец часто отказывается нести ответственность, валит на транспортную компанию, последняя говорит, я товар принял в таком виде, а в конечном итоге страдает потребитель, ожидания которого не оправдались, что приводит к моральным переживаниям.
Поэтому с позицией ВС РФ я согласна, что моральный вред необходимо взыскивать, внезависимости возмещен ущерб или нет
Полезно
Спасибо, стараюсь