Как вернуть товары, которые формально нельзя вернуть?

Российское законодательство наделяет потребителей широкими правами, зная которые можно значительно облегчить себе жизнь — сэкономить деньги и время. Именно такими знаниями обладали потребители, попавшие в подготовленную 9111.ru подборку судебной практики. В обзор попали 5 случаев, когда потребители смогли вернуть деньги за товар надлежащего качества, который либо не подлежит возврату (входит в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену), либо уже был в эксплуатации, а значит не может быть возвращен по правилам ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Какие товары надлежащего качества нельзя вернуть продавцу?
Чтобы защитить свои права в, казалось бы, проигрышной ситуации, попавшим в обзор потребителям пришлось хорошенько изучить Закон РФ «О защите прав потребителей» и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие правоотношения в сфере торговли. Они не побоялись подать иск в суд и доказывать свою правоту в том числе и в апелляционной инстанции.
Как вернуть БАДы?
Согласно п.1 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену, средства гигиены, лекарственные препараты и некоторые другие товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях возврату и обмену не подлежат. Однако апелляционным определением Свердловского областного суда от 09.08.2016 по делу N 33-13751/2016 было признано право потребителя вернуть продавцу восемь упаковок биологически активных добавок и получить назад деньги, уплаченные по договору купли-продажи, компенсацию морального вреда, расходы на отправку телеграммы и штраф за отказ удовлетворить требования потребителя добровольно.
Такое решение суд вынес на том основании, что истцу не была представлена необходимая и достоверная информация о товаре, обеспечивающая возможность правильного выбора (ст.ст. 10, 12 ЗОЗПП). Продавец сообщил покупателю, что данные препараты являются дорогостоящими, отсутствуют в открытой продаже, выпускаются в ограниченном количестве, но при этом только они позволят вылечить имеющееся у истца заболевание без оперативного вмешательства. Уже после совершения покупки гражданин узнал, что предоставленная продавцом информация не соответствует действительности (препараты не являются лекарственными, свободно продаются в аптеках и стоят гораздо дешевле), и предъявил ему претензию с требованием о расторжении договора купли-продажи, которая осталась без удовлетворения. Когда был предъявлен иск в суд, продавец доказывал, что покупатель не вправе требовать деньги, так как товар надлежащего качества и информация о нем предоставлена в полном объеме. Суд первой инстанции поддержал продавца, но апелляционная инстанция с ним не согласилась, встав на сторону потребителя.
Как вернуть товар, о свойствах которого покупателя плохо проинформировали?
Как вернуть парфюмерию и косметику?
Запрет на обмен и возврат парфюмерно-косметических средств установлен п.3 Перечня, однако истице из Казани удалось его обойти благодаря хорошему знанию Закона РФ «О защите прав потребителей». История началась с того, что на презентации косметической продукции женщине, страдающей онкологическим заболеванием, дали бумаги, которые она не глядя подписала. Только на следующий день она выяснила, что это были договор купли-продажи косметической продукции на сумму почти 170 тыс. рублей и кредитный договор на аналогичную сумму, в счет которого была оплачена продукция. Женщина обратилась к продавцу с письменным требованием расторгнуть договор, но в устной форме получила отказ. Пришлось обращаться в суд.
В иске женщина заявила требование о расторжении подписанных договоров на том основании, что между продавцом и покупателем не было достигнуто соглашение относительно цены товара и что информация о составе косметических средств указана только на английском языке и мелким шрифтом, отсутствуют сведения о противопоказаниях, чем нарушены положения ст.ст. 8, 10 ЗОЗПП. Суд первой инстанции истица проиграла, но выиграла апелляцию.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Татарстан от 21.05.2015 по делу N 33-7304/2015 покупателю присуждено 10 000 рублей компенсации морального вреда и 5 000 рублей за отказ продавца добровольно удовлетворить требования покупателя. Договор на приобретение косметических средств был расторгнут. При этом судебная коллегия отметила, что информация о составе косметических средств объективно являлась необходимой ввиду имевшегося у истицы онкологического заболевания.
Как вернуть в магазин качественный товар?
Как вернуть постельное белье?
Швейные и трикотажные изделия, в том числе постельное белье, нельзя обменять или вернуть на основании п.5 Перечня. Однако это удалось сделать покупателю из Санкт-Петербурга, которого не устроили размеры приобретенного спального комплекта (одеяло, наматрасник, подушки). Он также обнаружил, что материал не является на 100% шерстью, как это обещал продавец. Покупатель предъявил продавцу претензию, а затем иск, где указал, что ему была предоставлена недостоверная информация о товаре. Кроме того, истец оспорил принадлежность купленных товаров к постельному белью, настаивая, что в соответствии с ГОСТ 17037-85, это «постельные принадлежности». Суд первой инстанции истец проиграл, но выиграл апелляцию (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 19.07.2016 N 33-14441/2016 по делу N 2-2233/2016).
Вывод суда первой инстанции о том, что перечисленные принадлежности являются постельным бельем был признан ошибочным, а толкование положений ГОСТ 17037-85 — расширительным, причем были подменены определения «постельное белье» и «постельные принадлежности». Доводы суда первой инстанции были отклонены в апелляции как несостоятельные. Суд не только взыскал цену товара в размере 64 900 руб., но и неустойку - 64 900 руб., компенсацию морального вреда - 3 000 руб., штраф - 66 400 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 2 000 руб. Суд обязал ответчика обеспечить принятие указанного товара своими силами и за свой счет.
Как вернуть велосипед?
Пункт 10 Перечня запрещает обменивать и возвращать автомобили, а также мотовелотовары. Однако гражданину удалось вернуть купленный детский велосипед на том основании, что он является не велосипедом, а игрушкой (см. Решение мирового судьи судебного участка №7 Октябрьского района от 29 декабря 2015 г. по делу № 2-7/2016). При этом изначально в претензии покупатель указывал на ненадлежащее качество велосипеда, но это не подтвердилось актом комиссионного осмотра (от экспертизы покупатель отказался).
Не успокоившись, покупатель подал иск в суд, где указал, что товар действительно надлежащего качества, но он не подходит ребенку по габаритам. В обоснование своих доводов истец привел п. 74 Систематического товарного словаря, согласно которому к группе товаров «велосипеды и мотоциклы» относятся велосипеды мужские, женские и подростковые (кроме детских). Последние отнесены согласно данному словарю к группе товаров «игрушки» (п.78), а значит не входят в Перечень и подлежат обмену или возврату.
Как вернуть автозапчасть, установленную на автомобиль?
Согласно ст. 25 ЗОЗПП непродовольственный товар надлежащего качества может быть обменен или возвращен в течение 14 дней, если он не был в употреблении, а также сохранена упаковка (этикетка товара). Это требование редко удается соблюсти при покупке автозапчастей, которые требуют установки на автомобиль и проверки их соответствия, что формально уже является их эксплуатацией. Споров в таких ситуациях возникает много, известны случаи, когда суд становился на сторону покупателей, пожелавших вернуть не подошедшую запчасть (см., напр., Апелляционное определение Астраханского областного суда от 26.08.2015 по делу N 33-3037/2015).
В приведенном примере истец приобрел в магазине запчастей гидрораспределительный блок АКПП на автомобиль, а после его установки выяснил, что деталь не подходит по комплектации к его автомобилю. Покупатель обратился в магазин с требованием обменять товар на аналогичный, которого не оказалось, после чего потребовал вернуть деньги. Продавец отказался на том основании, что товар уже был в эксплуатации (вскрыта упаковка, видны следы установки). Доказать свою правоту покупателю удалось только в апелляционной инстанции. Решением суда требования были удовлетворены, суд расторгнул договор купли-продажи, взыскал с ответчика в пользу истца денежную сумму, неустойку, штраф. Принимая такое решение, суд исходил из того, что истцом товар был заказан по каталогу, без непосредственного ознакомления потребителя с товаром, а значит истец имел право отказаться от товара и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы.
Куплено в интернете – как вернуть товар, который не понравился покупателю?
Действительно, в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену, входит достаточно большой перечень тех или иных товаров.
Что касается возврата или обмена БАДов, косметических товаров и парфюмерии, то на практике вопрос встаёт, как правило, по доказыванию того, что продавец при продаже этих товаров не довёл до покупателю полную и достоверную информацию о товаре.
Если (как, например, в случае с косметикой) на упаковке мелкий шрифт либо вовсе указана информация, которая не соответствует действительности, то процесс доказывания упрощается.
А вот если очевидных (отмечу - письменных) доказательств того, что информация не полностью доведена до покупателя или она недостоверна, нет (то есть всё было в устной форме, а в договоре купли-продажи, к примеру, указано, что покупатель подтверждает, что в полном объеме ознакомлен), то это гораздо сложнее.
Тогда надо буквально по крупицам добывать доказательства, в том числе вызвать в суд свидетелей, допрашивать их и т.д.
Иначе говоря, не всё так просто, как может показаться. Каждый случай сугубо индивидуален. И единого шаблона действий просто не существует.
По поводу постельного белья, то да, действительно его следует отличать от постельных принадлежностей. Впрочем, как и велотовары (велосипед) от детского велосипеда (игрушки).
А вот в отношении таких товаров как автозапчасти, как правило, всегда требуется проведение экспертизы на предмет установления того, на самом ли деле данная деталь или запчасть не подходит для данной модели. Без заключения специалиста в таких вопросах вряд ли можно обойтись.
Потребителю надо всегда разделять возврат товара просто по желанию вернуть (например, под предлогом того, что не понравился товар) от возврата товара из-за каких-то неправомерных действий продавца (брак, недостоверная информация и т.д.).
При этом надо понимать, что если речь идет о возврате товара просто по желанию покупателя, то сразу требовать возврата денег не стоит, т.к. закон этого напрямую не предполагает. Закон устанавливает право покупателя на ОБМЕН товара надлежащего качества, указанное в ст. 502 ГК РФ и ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". При этом предполагается, что товар по каким-то причинам не подошел покупателю, и покупатель требует от продавца обменять покупку на подходящий ему товар. А вот если обменивать не на что из-за отсутствия нужного товара у продавца, вот тогда закон и позволяет требовать деньги обратно. Срок для такого обмена 14 дней (при приобретении в розничной сети), и исчисляться этот срок начинает на следующий день после даты покупки. Некоторые виды непродовольственных товаров надлежащего качества нельзя возвращать без согласия продавца, и перечень таких товаров установлен Правительством РФ.
Для отдельных видов торговли установлены другие правила возврата товаров (торговля по образцам, дистанционная торговля).
Что касается возврата некачественного товара, возврата товара по причине предоставления неправильной информации продавцом или иного нарушения продавцом договора купли-продажи, позволяющим покупателю требовать возврата денежных средств, то на случаи такого возврата не распространяются никакие Постановления Правительства РФ, перечисляющие товары, не подлежащие возврату.
Брак можно вернуть в порядке, установленном законом, в любом случае, и хотя некоторые недобросовестные продавцы пытаются уклониться от возврата им бракованного товара под надуманными предлогами, в интересах покупателя не верить на слово продавцу и согласовывать порядок своих действий с юристом.
При этом надо четко понимать, что порядок действий потребителя при наличии брака в товаре установлен положениями ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и не стоит забывать, что есть целая группа товаров (технически сложные товары), которые могут быть возвращены продавцу только в рамках алгоритма, изложенного в указанной статье.
Как юрист, регулярно практикующий в сфере защиты прав потребителей, рекомендую всем потребителям (да и продавцам) в спорной ситуации всегда консультироваться у юриста.
Я купила некачественные духи, я их собственно не узнала, когда открыла - запах другой. Доказать ничего не возможно. Покупала в фирменном салоне, флакон был закрыт и упакован. Откуда я могу знать, может это подделка или партия бракованная. Духи дорогие. Претензии не принимаются.... Я доказать ничего не смогла. Меня даже и слушать не стали.
Ирина Игоревна, в таких вопросах необходимо обращаться к специалистам и заказывать независимую экспертизу.
Я дважды возвращала товар, который входит в список. Первый раз - это была косметика. Я не аллергик, но после первого использования дорогого крема лицо покрылось "коркой". Никаких предупреждений на упаковке не было. Товар приняли при наличии письменного заявления и чека, подтверждающего недавнюю покупку.
Второй раз был возвращен мобильный телефон. Мне тоже говорили о невозможности возврата, но я же знаю точно, что телефон не роняла, в воде он не был, на солнце не лежал, однако пользоваться им было невозможно. Написала претензию с требованием провести экспертизу. Через месяц вернули деньги - экспертиза установила наличие заводского брака. Полагаю всем надо знать свои права и уметь их отстаивать.
Такоебыло и у меня. А при возврате телефона один "Говорун" из магазина сказал,что у них нет никаких экспертов и кто добивается тот получает то что хочет (товар ,деньги,или вот такую экспертизу с заводским браком).
Телефон - это другой случай. У Вас был товар НЕнедлежащего качества, потому Вам все и вернули. Если телефон полностью рабочий, сразу после покупки вереуть его уже практически невозможно.
Поддерживаю. Тоже имело место быть подобное. Экспертиза и возврат денег без проблем.
Есть возможность вернуть телефон, если доказать, что он продан без предоставления надлежащей информации!!!
А я смогла вернуть телефон. Стала дома просматривать и обнаружила, что там есть уже какие-то фотографии. Потребовала возврата денег на основании того, что телефоном уже кто-то пользовался. Не без скандала, но деньги вернули.
Многое зависит и от продавца, некоторые сети даже спорить не хотят, просят лишь заполнить заявление на бланке магазина, в основном это крупные торговые сети.
И кск доказать, что не было надлежащей информации о товаре?
Согласно статье 25 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, утверждается Правительством Российской Федерации. В описываемых случаях возврат товара был связан с с нарушениями прав потребителя на полную информацию о покупке.
А как вернуть обувь фирмы Rieker? Купила знакомая мужу туфли. Они сразу начали промокать. Назад их не приняли. Никакой потребнадзор не помог. Потому что вышеуказанная фирма издала инструкцию, в которой написано, что промокание обуви этой фирмы Rieker дефектом не является.
туфли не для того,чтобы в них по лужам ходить в дождь!
Купите спрей от влаги для обуви-капля не пристанет и всегда будете в сухости и ноги,и туфли.
Не могли бы вы подсказать, как называется спрей? )
А зимние сапоги -это нормально промокают, когда я в сухую погоду иду в них просто по снегу?
В отделе "Уход за обувью" смотрите спреи, на которых указано "Водоотталкивающая пропитка", производителей таких спреев много, и читайте для обуви из какого материала они подходят.
Эти спреи, уважаемый не действуют - бесполезная трата денег. Вон 3 штуки стоят: и наши и не наши. Может Вы продавец этих товаров? Тогда всё ясно. Если прошел по мокрому асфальту в дождь и ноги промокли, то зачем такая обувь?
А мне они помогают, я не продавец. Особенно зимой, защищают от разъедания обуви. Сразу хочу оговориться, что спреи эти дополнительная защита, но если Вы постоите в реке минут 10, они не спасут. Только на небольшой дождь. И не забывайте про качество обуви.
У меня тоже так было. Купила туфли рикер и тут же промокли, словно бумажные. в Вене дождь шёл каждый день Но потом высохли и не развалились, правда, форму потеряли, стали как галоши. Я их потом только в огород одевала. Больше рикер покупать не хочу. Самая лучшая фирма для меня -это Оливер.
спрей помогает, соблюдайте правила пользования. новую или чистую сухую обувь нужно побрызгать этим спреем. Нельзя наносить на сапожный крем. И носите на здоровье, ходите как в калошах.