Русаков Евгений Викторович
Русаков Е. В. Подписчиков: 1681
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2347

Так почему же все-таки распался СССР?

1 933 дочитывания
218 комментариев
Эта публикация уже заработала 95,88 рублей за дочитывания
В конкурсе публикаций от 06.09.2022 эта публикация заработала 500,00 рублей
Зарабатывать

Так почему же все-таки распался СССР?

Исходя из известной реакции многих моих современников на смерть М. Горбачева, писать что-то в его защиту – означает собрать массу отрицательных отзывов, тем более что я никогда не являлся его безусловным сторонником. Тем не менее попытаюсь кратко объяснить свое понимание причин распада СССР.

«Родовая травма» СССР и политика Сталина

После захвата власти в Российской империи перед большевиками встал вопрос об остановке ее распада, начавшегося после Февральской революции 1917 года. С этой целью они осудили национальную политику царского режима как политику национального угнетения и предложили добровольный союз равноправных народов.

Уже 2 ноября 1917 года была утверждена Декларация прав народов России, которая провозглашала равенство и суверенность народов бывшей Российской империи, их право на свободное самоопределение, вплоть до отделения.

Как Ленин при подписании Союзного договора 1922 года, так впоследствии Сталин и Брежнев в конституциях 1936 и 1977 годов сохранили эти положения, видимо, считая их формальными и малозначительными.

Между тем указанные нормы изначально придали неустойчивость структуре Советского Союза, система юридически была уязвимой. Более того, Сталин при строительстве тоталитарной империи заложил под нее новые «мины», не считаясь, в отличие от Ленина, с национальными чувствами своих подданных с окраин. Чего стоят только его депортации народов, ставшие одной из причин явной «нелюбви» нескольких из них к России и двух кровопролитных «чеченских» войн.

Самыми первыми инициаторами выхода из СССР стали прибалтийские народы, страны которых были фактически аннексированы в 1940 году в соответствии с секретным протоколом к пакту Молотова–Риббентропа.

Пороки «развитого социализма»

Следующей основной причиной гибели СССР, как это не покажется кому-либо странным, я считаю политику Брежнева. После его приходя к власти во многом утопическая социалистическая экономика уже остро нуждалась в реформировании. Использовать, как при индустриализации, бесплатный рабский труд миллионов репрессированных уже не представлялось возможным, а мотивация не имеющего частной собственности «нового советского человека» оставляла желать лучшего. И с 1965 года Косыгин попытался провести реформу, которая должна была подтолкнуть экономику СССР перейти к интенсивному качеству роста, важную часть в ней занимали бы показатели эффективности.

К сожалению, реформа со временем заглохла, отчасти из-за забюрократизированности, но в основном, видимо, из-за резкого удорожания нефти и нефтепродуктов, связанного с мировым экономическим кризисом начала 1970-х годов.

Брежневское политбюро просто соблазнилось поддерживать на плаву неэффективную экономику посредством нефтедолларовых вливаний. Именно с того времени наша страна оказалась посажена на "нефтяную иглу" (с перерывом с 1986-го до 2002 года из-за низких цен). Кстати, Путину в этом плане очень сильно повезло, в отличие от Горбачева и Ельцина. И он также, как и Брежнев, свернул все экономические реформы (кроме нескольких пенсионных) после начала роста нефтяных цен.

Второй крупной ошибкой Брежнева, а за ним и Андропова с Черненко, были идеологическая конфронтация с цивилизованным миром, бессмысленная гонка вооружений с НАТО (какая разница, сколько раз можно было уничтожить противника ядерным оружием) и многомиллиардная безвозвратная помощь странам «социалистической ориентации», а по сути – их диктаторам, только прикидывавшимися социалистами.

Можно отметить, что накопленные тогда вооружения и обеспечивают сейчас преимущество в них России над Украиной. В связи с этим в период «развитого социализма» передовые инновационные разработки развивались в основном только в ВПК, «народное хозяйство» постепенно деградировало вместе с большинством населения, труд подменялся имитацией, все более распространялось пьянство, из-за дефицита большинства товаров ценились не столько деньги, сколько связи с «нужными» людьми.

Еще одним гвоздем в крышку гроба СССР стало вторжение в Афганистан, растянувшееся более чем на 9 лет.

Перестройка – логичный исторический этап

Судя по всему, относительно молодого Горбачева и выбрали в генсеки из-за того, что требовались энергичные меры по спасению экономики. Но через год против него сыграло резкое падение цен на нефть – до $10 за баррель. К тому времени доля сырья и энергоресурсов превысила половину всего советского экспорта, и такая ситуация поставила экономику страны на грань катастрофы.

Да, Горбачев дал дорогу гласности, элементам демократизации и рыночной экономики в стране. Но только слепой мог не видеть еще до этого морального и экономического банкротства коммунистической идеи, особенно в сравнении с уровнем жизни населения «загнивающего Запада». Возможно, последний генсек принял во внимание успехи СССР после НЭПа и «хрущевской оттепели» и действовал еще более смело в этом направлении в условиях кризиса.

Критики Горбачева и Ельцина забывают, что те материальные блага, которые сейчас доступны большинству населения, возникли в результате реформ, которые они организовали. Путин только пользуется их результатами и высокими ценами на энергоносители. Но при сопоставимых с современными ценах на нефть до 1986 года основная масса населения тогда жила гораздо беднее, чем сейчас. В то время бедность не бросалась в глаза в связи с отсутствием видимого большого разрыва в уровне жизни между разными слоями населения.

И с уверенностью можно сказать, что относительная свобода, которую дал Горбачев, нравилась в то время большинству населения. Помню энтузиазм многих при первых частично свободных и честных выборах в 1989 году в ВС СССР, как прямые трансляции с его заседаний стали одними из самых популярных телепередач. Могу сказать про себя, что зачитывался открывшейся исторической информацией, которая побудила меня, несмотря на руководящую должность на госслужбе, выйти из КПСС за год до ГКЧП.

Горбачев искренне пытался, как мог, модернизировать и сохранить СССР, но его подвели ошибки, половинчатые и непоследовательные действия. Обвиняющим его в слабости и предательстве могу напомнить, что для подавления национальных волнений он применял войска в Алма-Ате, Тбилиси, Баку и Вильнюсе.

Возможно, СССР и сохранился бы в каком-то виде, если бы не ГКЧП, который потерпел неудачу не из-за Горбачева, а из-за вышедшего на улицы народа, почувствовавшего разницу между свободой и тоталитаризмом.

Горбачева я уважаю за то, что в борьбе за власть он не стал действовать как диктатор, не манипулировал общественным мнением и избежал кровавого распада страны по «югославскому варианту». Кроме того, Горбачев не использовал власть для обогащения себя и своего окружения, освободил политзаключенных и никого не посадил за свою критику.

Полагаю, что СССР распался по совокупности объективных и субъективных причин. Империя объединяла слишком разные по культуре народы, большинство из которых после ослабления КПСС решили выходить из кризиса самостоятельно и воспользовались своим правом отделения от союза.

Прошу выразить свое отношение к публикации лайком (дизлайком) и комментарием.

Почему, по вашему мнению, распался СССР?

Проголосовали: 618

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

218 комментариев
Понравилась публикация?
151 / -56
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 218
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
05.09.2022, 20:17
Новосибирск

Автор путается в трёх соснах и повторяет мантры либералов и антисоветчиков. Пакт Молотова - Риббентропа, не будь его , не было бы Победы 45 года. Экономика и вооружение рейха и саттелитов (захваченных стран) в 3 раза превышала советские возможности. Индустриализация проведена не за счёт репрессированных, это вывод настоящих экономистов. Почитайте д.э.н Катасонов "Экономика Сталина". Мины Путина - большевики во главе с Лениным собрали воедино уже разбитую империю, посмотрите первоисточники, когда вышли Финляндия, Украина, Кавказ, оккупированные Прибалтика и Украина и т.д. Чеченские войны, Грузия, Украина, Абхазия и т.д. на совести Горбачёва, Ельцина, Шушкевича, Кравчука. Это результат разрушения СССР. Вообщем я бы вам даже троечку не смог бы поставить, только двойка и незнание первоисточников, истории и геополитики.

+103 / -23
картой
Ответить

Абсолютно с Вами согласен

+7 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)

По истории у меня всегда было "5". Но настоящие оценки выставляет история и люди Ваших взглядов ее уроков не понимают.

+14 / -59
Ответить

Взгляды тут ни при чем. Вы судите даже не однобоко, а полностью игнорируете факты, доступные каждому в интернете. если вы написали это по неведению- полбеды. Если же готовились, собирали материал- это уже серьезно. Это- попытка дезинформировать аудиторию. А такие попытки сейчас называются "информационная война".

+9 / -4
Ответить
DELETE

ЮрийПишет 07.09.2022 в 19:31
полностью игнорируете факты, доступные каждому в интернете

Ну, и где эти факты, "доступные каждому"?

Или Юрий из Самары не понимает разницы между конструктивной критикой и балабольством?

Видимо, до Москвы долго доходит информация о причинах развала страны. Тогда становится понятно, почему только москвичи поддержали Ельцина. Остальная страна просто работала.

+1 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)

Кстати, в данной статье нет ни одного факта, сплошные умозаключения. А факты- они прямо здесь, в инете. Стоит захотеть.

0 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Так где же "факты, доступные каждому" от Юрия из Самары? Или он просто балабол?

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)

Дезинформация - это искажение фактов. Что искажено? Причин распада конечно больше, но их изложение не для этого формата. Если Вы читаете Мединского, то посмотрите мнения о нем других историков. Мыслить надо самостоятельно, а не повторять жвачку пропагандистов, которые умалчивают одни факты и выпячивают другие.

+2 / 0
Ответить

Извольте. "...СССР и сохранился бы в каком-то виде, если бы не ГКЧП, который потерпел неудачу не из-за Горбачева, а из-за вышедшего на улицы народа, почувствовавшего разницу между свободой и тоталитаризмом." Вот ваша цитата. Если бы вы следили за событиями, то не пропустили бы интервью начальника охраны Ельцина, где он разложил по полочкам и бездействие Горбачева, и то, как ГКЧП до последнего ждали его сигнала. А этот хмырь просто заперся на Форосе, предоставив ЕБНу свободу действий. Хотя достаточно было одного его указания, чтобы не произошло то, что произошло.

+1 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)

К вашему сведению, я о Мединском услыхал от вас. Информацию я собираю из разных источников. Анализирую, сравниваю, не спешу с выводами и статьями.

0 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

Вот еще цитата из вашей статьи. "Горбачева я уважаю за то, что в борьбе за власть он не стал действовать как диктатор, не манипулировал общественным мнением и избежал кровавого распада страны по «югославскому варианту». То есть погибшие при захвате власти люди, ГКЧПисты, плюс погибшие от голода, нищеты и беспредела в 90-е миллионы людей- это вы не считаете "кровавым распадом"?

+2 / -3
Ответить
раскрыть ветку (0)

"Империя объединяла слишком разные по культуре народы, большинство из которых после ослабления КПСС решили выходить из кризиса самостоятельно и воспользовались своим правом отделения от союза." Видимо, вы не в курсе, что в империи не предусмотрено право выхода из состава. Неточность формулировок- раз. Разные по культуре народы населяют Россию- два. Выходили из состава СССР республики, вовсе не испытывающие никакого кризиса. Вспомните, как жила Прибалтика при Союзе, и сравните с нынешней ситуацией. Это три. Короче, уважаемый автор, каждый ваш абзац- полная деза.

0 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

ЮрийПишет 10.09.2022 в 00:46
погибшие при захвате власти люди, ГКЧПисты

А можно пофамильно "погибших гкчпистов" от балабола Юрия из Самары?

раскрыть ветку (0)
DELETE

ЮрийПишет 10.09.2022 в 00:53
каждый ваш абзац- полная деза

А каждый комментарий балабола Юрия из Самары -- полный бред. Фу.

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (6)
раскрыть ветку (2)

Причин распада СССР было много. Но главнаяиз них - это ФОРМА СОБСТВЕННОСТИ, потому что именно она определяет ПОЛИТИКУ государства, его приоритеты и стратегию его развития, т.к. Политика - есть концентрированное выражение Экономики, а она зависит от ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ на средства производства. Поэтому именно форма собственности является определяющий для системы государства.

При социализме она была ОБЩЕСТВЕННОЙ, т.е. ВСЕХ ВМЕСТЕ, а значит, НИЧЬЕЙ В ОТДЕЛЬНОСТИ. Представьте, если у вашей машины было бы 20 собственников, во что она превратилась бы через год. А через 10? Вот то же самое происходит и с общегосударственной собственностью, которая, вам конкретно не принадлежит и которой, к тому же, на своё усмотрение распоряжается кучка управленцев, причём, далеко не всегда компетентных. Вот эта кучка науправляла и доуправлялась.

Это ВНУТРЕННЯЯ причина распада.

Но была ещё и ВНЕШНЯЯ.

Советскому Союзу, как стране победившего СОЦИАЛИЗМА, ПРОТИВОСТОЯЛ ВЕСЬ КОЛЛЕКТИВНЫЙ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ МИР, все страны капитализма. Они во что бы ни стало хотели уничтожить СССР, чтобы не дать распространиться социалистической революции и социализму по миру, т.к. это означало бы для них крах их капиталистической системы, в основе которой лежит ЧАСНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ на средства производства.

Это хищническая система, акулья, которая эксплуатирует, поглощает, вытесняет и пожирает всех.

Об этом писали ещё Ленин, Маркс и Энгельс. Они еще тогда говорили, что эта система (капиталистическая) разрушается. Но тогда ей удалось сохраниться именно на противостоянии с социализмом. Они, чтобы конкурировать с нами тогда вынуждены были пойти на многочисленные уступки рабочим: сокращать рабочий день до 8-ми часового, вводить пенсии, выборы и т.д. Но с уничтожением СССР они выдохнули и сейчас начали решающее наступление на трудящихся, уничтожая средний класс и приводя к обнищанию населения перекачиванием всех средств от низов к верхам, набивая свои ненасытные карманы и грозя человечеству новой формой капитализма - инклюзивным.

Конечно, при социализме было много хорошего, но было и много неправильного. Давайте не будем его идеализировать и забывать об этом.

Но и капитализм уже давно изжил себя и сейчас разрушается изнутри и этого уже не остановить, как не остановить процесс ЭВОЛЮЦИИ.

Опыт построения в нашей стране СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА БЫЛ ТОЛЬКО ГЕНЕРАЛЬНОЙ РЕПЕТИЦИЕЙ НОВОГО СОЦИАЛЬНО СПРАВЕДЛИВОГО ОБЩЕСТВА, которое сейчас придёт на смену уже не просто ЗАГНИВАЮЩЕМУ, НО УЖЕ И РАЗРУШАЮЩЕМУСЯ С ОГРОМНОЙ СКОРОСТЬЮ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОМУ.

Поэтому мы должны сейчас ИЗВЛЕЧЬ УРОКИ ИЗ НАШЕЙ ИСТОРИИ для того, чтобы на этот раз СОЗДАТЬ ОБЩЕСТВО, ПРИБЛИЖЕННОЕ К ИДЕАЛЬНОМУ.

И все происходящее сейчас указывает на то, что это создание и строительство нового типа общества ОПЯТЬ НАЧНЕТСЯ С НАС И У НАС, В РОССИИ. А далее к нам начнут присоединяться и другие страны, людям в которых этот капитализм с его ЗВЕРИНЫМ ОСКАЛОМ и его БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТЬЮ уже стоит поперёк горла.

Так что "пролетарии всех стран - соединяйтесь!".

+5 / -3
Ответить
DELETE

Хорошо сказано. Молодец.

раскрыть ветку (0)

ЕленаПишет 07.09.2022 в 20:31
И все происходящее сейчас указывает на то, что это создание и строительство нового типа общества ОПЯТЬ НАЧНЕТСЯ С НАС И У НАС, В РОССИИ.

Конечно, для швабовской четрвёртой промышленной революции центром выбрана РФ. Через вакцинацию, ограничения и прочее, что они хотят внедрить (почитайте Шваба), из вас сделают, идеальное послушное общество, точнее из того, что от него останется.

Удачи, вам стать идеальным обществом, как вам предписал К. Шваб.

+1 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

Согласен почти полностью. Кроме пункта о форме собственности на средства производства, как о причине развала. На мой взгляд, развал Союза начал Хрущев, который дал партноменклатуре доступ к материальным благам, раз и навсегда отделив партию от народа, развратив "верхушку". именно Хрущев заложил мину под Союз.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
08.09.2022, 06:34
Орехово-Зуево

Конечно, это был план! Россия обречена на то, чтобы бросить ее народ в топку истории. Сначала этот план в России внедрял Троцкий, потом Троцким захотел стать Сталин и стал! Но потом что-то пошло не так. Хрущев, будучи славянином, верующим в коммунизм, на план наплевал. Но Андропов и Косыгин с зятем Гишиани при поддержке Римского клуба вновь принялись за старое. Горбачев, опять же будучи славянином, планы Андропова нарушил и даже попытался гуманизировать весь мир! Но потом опять все пошло не так. Подсунули России пьяного Ельцина, за спиной которого развернули свои планы жена и мамина дочь. И вот до чего докатилась Россия. Теперь надеяться только на чудо. Но не заслужили мы чуда-то.

Германия тоже попадала в ту же историю: выкарабкивалась страшной ценой.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Какую историю вы изучали на отлично? Которую преподают сейчас! Переврали нашу историю! Читайте первоисточники. Вам четко об этом сказали!

+1 / 0
Ответить

Первоисточники в архивах, а не в "истории КПСС".

+1 / 0
Ответить

Вот в архивы и сходите!

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

вот такие "историки" и развалили СССР, предварительно доведя страну до разрухи, все очень просто.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (5)
Репетитор английского Андрей Александрович
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 1220
07.09.2022, 20:11
Саратов

А кому нужны оценки такого профана, как Вы? Если Вы считаете, что пакт Молотова - Риббентропа лег в основу Победы. Это уже не то что двойка - это предательство СССР, всех, кто лег в битве против абсолютного Зла, то есть нацизма и фашизма.

+23 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Причин распада СССР было много. Но главнаяиз них - это ФОРМА СОБСТВЕННОСТИ, потому что именно она определяет ПОЛИТИКУ государства, его приоритеты и стратегию его развития, т.к. Политика - есть концентрированное выражение Экономики, а она зависит от ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ на средства производства. Поэтому именно форма собственности является определяющий для системы государства.

При социализме она была ОБЩЕСТВЕННОЙ, т.е. ВСЕХ ВМЕСТЕ, а значит, НИЧЬЕЙ В ОТДЕЛЬНОСТИ. Представьте, если у вашей машины было бы 20 собственников, во что она превратилась бы через год. А через 10? Вот то же самое происходит и с общегосударственной собственностью, которая, вам конкретно не принадлежит и которой, к тому же, на своё усмотрение распоряжается кучка управленцев, причём, далеко не всегда компетентных. Вот эта кучка науправляла и доуправлялась.

Это ВНУТРЕННЯЯ причина распада.

Но была ещё и ВНЕШНЯЯ.

Советскому Союзу, как стране победившего СОЦИАЛИЗМА, ПРОТИВОСТОЯЛ ВЕСЬ КОЛЛЕКТИВНЫЙ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ МИР, все страны капитализма. Они во что бы ни стало хотели уничтожить СССР, чтобы не дать распространиться социалистической революции и социализму по миру, т.к. это означало бы для них крах их капиталистической системы, в основе которой лежит ЧАСНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ на средства производства.

Это хищническая система, акулья, которая эксплуатирует, поглощает, вытесняет и пожирает всех.

Об этом писали ещё Ленин, Маркс и Энгельс. Они еще тогда говорили, что эта система (капиталистическая) разрушается. Но тогда ей удалось сохраниться именно на противостоянии с социализмом. Они, чтобы конкурировать с нами тогда вынуждены были пойти на многочисленные уступки рабочим: сокращать рабочий день до 8-ми часового, вводить пенсии, выборы и т.д. Но с уничтожением СССР они выдохнули и сейчас начали решающее наступление на трудящихся, уничтожая средний класс и приводя к обнищанию населения перекачиванием всех средств от низов к верхам, набивая свои ненасытные карманы и грозя человечеству новой формой капитализма - инклюзивным.

Конечно, при социализме было много хорошего, но было и много неправильного. Давайте не будем его идеализировать и забывать об этом.

Но и капитализм уже давно изжил себя и сейчас разрушается изнутри и этого уже не остановить, как не остановить процесс ЭВОЛЮЦИИ.

Опыт построения в нашей стране СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА БЫЛ ТОЛЬКО ГЕНЕРАЛЬНОЙ РЕПЕТИЦИЕЙ НОВОГО СОЦИАЛЬНО СПРАВЕДЛИВОГО ОБЩЕСТВА, которое сейчас придёт на смену уже не просто ЗАГНИВАЮЩЕМУ, НО УЖЕ И РАЗРУШАЮЩЕМУСЯ С ОГРОМНОЙ СКОРОСТЬЮ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОМУ.

Поэтому мы должны сейчас ИЗВЛЕЧЬ УРОКИ ИЗ НАШЕЙ ИСТОРИИ для того, чтобы на этот раз СОЗДАТЬ ОБЩЕСТВО, ПРИБЛИЖЕННОЕ К ИДЕАЛЬНОМУ.

И все происходящее сейчас указывает на то, что это создание и строительство нового типа общества ОПЯТЬ НАЧНЕТСЯ С НАС И У НАС, В РОССИИ. А далее к нам начнут присоединяться и другие страны, людям в которых этот капитализм с его ЗВЕРИНЫМ ОСКАЛОМ и его БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТЬЮ уже стоит поперёк горла.

Так что "пролетарии всех стран - соединяйтесь!".

+57 / -6
Ответить

солидарен с вами! России нужен "новый социализм"! необходим! с учетом всех ошибок. Я думаю он скоро настанет!

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
08.09.2022, 08:50
Екатеринбург

А как это в России начнется, если у нас и есть тот самый, самый главный звериный оскал? и куда денется ваша алчность?

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
08.09.2022, 08:52
Екатеринбург

Если уж говоритьб о построении социализма, то это Катар, Кувейт, арабские страны, такие как ОАЭ,частично США. Вот там действительно наступает коммунизм.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
DELETE

Казак АнатолийПишет 05.09.2022 в 20:17
Пакт Молотова - Риббентропа, не будь его , не было бы Победы 45 года

Спасибо! Читал вас и ржал!

раскрыть ветку (0)

Казак АнатолийПишет 05.09.2022 в 20:17
результат разрушения СССР

Как говорят православные святые коммунистам Бог попустил 70 лет. Они закончились и СССР закончился.

+3 / -4
Ответить
раскрыть ветку (0)
08.09.2022, 08:46
Екатеринбург

Если бы вы хотели дальше жить вместе просто так, молча не разошлись бы в разные стороны, а что-нибудь придумали, чтобы остаться вместе. А раз так легко все разбежались,значит былди не против. В СССР все друг друга недолюбливали. Прибалты и русские, русские и кавказ, руксские и западная Украина и часть белоруссии всегда друг друга недолюбливали. А внутри рсфср Москва и глубинка тоже не очень то были вместе. Поэтому не надо врать, ваша "дружба народов" всегда была фикцией.

+7 / -11
Ответить

А вы сможете подсчитать количество смешанных браков при Союзе? Прикиньте цифры, и поймете, как "недолюбливали" народы друг друга. Всё это- сплошные враки. Жили дружно, общались, ходили в гости друг к другу, помогали сосед соседу, мусульманин- атеисту, кавказец- русскому. Конфликты возникали чисто на житейской почве, никакой культурной разницы не было.

+2 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Казак АнатолийПишет 05.09.2022 в 20:17
Пакт Молотова - Риббентропа, не будь его , не было бы Победы 45 года.

В огороде бузина, а у Кыиви -дядько. Речь не о роли пакта для оттягивания войны с Германией, а о влиянии принудительной советизации Прибалтики. Там крепостное право сложилось в окончательном виде к середине XVII в., а закончилось «Положением о лифляндских крестьянах» в 1804г. Плюс-минус 150 лет, в отличие от исконно русской территории ("Судебник" 1497г. - "Манифест..." 1861г.). Посчитали разницу? Вот вам историческая народная память. Да, прибалтийские республики вынуждены были в 1939г. подписать договоры с СССР "О мире..." перед лицом угрозы оккупации со стороны Германии, но антисоветские настроения там также были сильны в правительственных кругах, что привело к вводу дополнительных сил РККА и формированию дружественных СССР правительств, которые объявили парламентские выборы, где были допущены только прокоммунистические политические партии. Так что, по факту, прибалтийские страны СССР присоединил к себе сам, и их выход из СССР был только делом времени, а не виной Горбачева. Соз развалился, потому что слепили его из того, что было, да еще неумелыми руками. И, если Российскую империю можно было удержать штыками в XVIII-XIX в.в., то в конце XX в., когда другие империи давно пали или распались, СССР тоже пришел срок. Был бы Горбачев "посильней", он бы просто продлил агонию "братского" Союза.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (8)

Вы всё ещё оплакиваете это государство,которое сгноило миллионы собственных граждан?

+15 / -69
картой
Ответить

"Страна с непредсказуемой историей" (с). Вместо того, чтобы строить настоящее и думать о будущем , будут изучать и бесконечно пережевывать выводы "ученых" о событиях 30 летней давности. И еще 50 лет драться друг с другом, бескомпромиссно ( как учили ) отстаивая свою правоту в вопросе "А как бы могла сейчас жить Русь не будь татаро-монгольского ига".

+17 / -17
Ответить

И ведь Вы правы

+4 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

Это было бы справедливо, если бы не повторялись ошибки прошлого.

+6 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)

Ещё великий баснописец Крылов написал: "В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань"!!! СССР объединял жителей разных национальностей с различным менталитетом, это его и погубило!!!

+5 / -21
Ответить
Пенсионер Марк
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 1.4М
06.09.2022, 11:38
Санкт-Петербург

назовите одно мононациональное государство

+12 / 0
Ответить
DELETE

Израиль

раскрыть ветку (0)

Вся Европа многонациональная)) а Америка ещё многонациональней+ разноцветней ..кого там только нет

+8 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Америка. Все кто получил гражданство называются гражданами США, и управление идет из единого центра.

Вот Ленину ставят в вину факт - в 1917 году была утверждена Декларация прав народов России, которая провозглашала равенство и суверенность народов бывшей Российской империи, их право на свободное самоопределение, вплоть до отделения. И теперь этим самоопределением, вплоть до отделения, как красной тряпкой размахивают перед нами.

После Ленина, сколько сменилось руководителей государства и сколько воды утекло после смерти Ленина? А этой тряпкой все машут и машут.

А кто мешал по мере развития СССР упразднить деление по национальному признаку и людей, и части государства. Никто. Вот и доигрались.

Да тело даже не в этом. Вспомните, как кинулись руководители республик к Ельцину после того как он объявил о распаде СССР. Большинство из них не хотело разрывать с центром связи. И что ответил этот пьяница - берите суверенитета сколько хотите.

Результат - ворье повсеместно вылезло со своим непосильно наворованным и закричали о самостийности. Пошла резня и изгнание " чужих " со своих национальных территорий - армяне гнали и убивали азербайджанцев, азербайджанцы в ответ устроили массовое сожжение армян у себя. Дальше - больше. Все кто присосался к власти во всех этих республиках, особенно в России, все ценности вычистили за короткое время.

Подельников на грабеж находят быстро, если к тому подготовлены условия.

Строить и созидать - требуется ум, знания.

Для быстрого дележа наработанного народами за десятилетия - много ума не надо, главное быстро объединиться и растащить все, прикрываясь законами, какие эти самые и придумали.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
07.09.2022, 17:42
Санкт-Петербург

НЕ те выводы делаете. Нет у нас ни одной чистокровной семьи....и жить нам в многонациональном государстве!

+10 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Людмила ВалентиновнаПишет 05.09.2022 в 15:39
СССР объединял жителей разных национальностей с различным менталитетом, это его и погубило!!!

А Россия не есть многонациональное государство?

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)

"Вместо того, чтобы строить настоящее и думать о будущем..." Именно от этого нас и отвлекают подобные дискуссии. Если мы взглянем на свое настоящее незашоренным взглядом, то ужаснемся. И, может быть, возьмемся, наконец, все исправлять. Но этого как раз и боится властная ОПГ, потому и отвлекает нас всякими незначительными дискуссиями. А ведь как народ срется между собой по вопросу запрета абортов или уничтожения бродячих животных.

+26 / -5
Ответить
раскрыть ветку (0)

Чтобы строить настоящее и смотреть в будущее, надо иметь точку опоры в виде своей истории, которую только ленивый не пытается переврать.

+3 / 0
Ответить

Я вам скажу крамольную мысль - реальную историю не знает никто и основываться на ней бессмысленно. Для начала нужно осознать где мы в настоящий момент находимся и почему? Это легко сделать в сравнении с той же Восточной Европой, с которой мы вместе стартовали в 90-е. У них получилось? Почему? Их история правдива? Тоже нет. Тогда в чем причина?

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (5)

оплакивать можно и сегодняшнее государство,которое за 30 лет своего существования уничтожило намного больше своих граждан ...

+5 / 0
Ответить

Это сколько же за 30 лет нынешнее государство уничтожило?

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Электроник Андрей
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2401
09.09.2022, 06:51
Нижний Новгород

А сейчас сколько в гроб загнали?

+3 / 0
Ответить

Сколько?

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (3)

Я считаю, что Советский Союз не распался, а его разрушила новоявленная российская буржуазия при содействии США и Запада. А главные виновники развала Горбачев и Ельцин. Иностранные капиталисты на них сыграли, потому что наш народ, как и прежде верит в своих царей. Буду рад сотрудничать с Вами.

+59 / -6
картой
Ответить

Вы правы. Союз разрушила новоявленная буржуазия. А создал ее некто Хрущев, давший партноменклатуре доступ к материальным благам, тем самым навсегда отделив партию от народа. Именно Хрущев заложил мину под СССР.

+16 / -3
Ответить

да! Все началось с Хрущева!

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Причин распада СССР было много. Но главнаяиз них - это ФОРМА СОБСТВЕННОСТИ, потому что именно она определяет ПОЛИТИКУ государства, его приоритеты и стратегию его развития, т.к. Политика - есть концентрированное выражение Экономики, а она зависит от ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ на средства производства. Поэтому именно форма собственности является определяющий для системы государства.

При социализме она была ОБЩЕСТВЕННОЙ, т.е. ВСЕХ ВМЕСТЕ, а значит, НИЧЬЕЙ В ОТДЕЛЬНОСТИ. Представьте, если у вашей машины было бы 20 собственников, во что она превратилась бы через год. А через 10? Вот то же самое происходит и с общегосударственной собственностью, которая, вам конкретно не принадлежит и которой, к тому же, на своё усмотрение распоряжается кучка управленцев, причём, далеко не всегда компетентных. Вот эта кучка науправляла и доуправлялась.

Это ВНУТРЕННЯЯ причина распада.

Но была ещё и ВНЕШНЯЯ.

Советскому Союзу, как стране победившего СОЦИАЛИЗМА, ПРОТИВОСТОЯЛ ВЕСЬ КОЛЛЕКТИВНЫЙ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ МИР, все страны капитализма. Они во что бы ни стало хотели уничтожить СССР, чтобы не дать распространиться социалистической революции и социализму по миру, т.к. это означало бы для них крах их капиталистической системы, в основе которой лежит ЧАСНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ на средства производства.

Это хищническая система, акулья, которая эксплуатирует, поглощает, вытесняет и пожирает всех.

Об этом писали ещё Ленин, Маркс и Энгельс. Они еще тогда говорили, что эта система (капиталистическая) разрушается. Но тогда ей удалось сохраниться именно на противостоянии с социализмом. Они, чтобы конкурировать с нами тогда вынуждены были пойти на многочисленные уступки рабочим: сокращать рабочий день до 8-ми часового, вводить пенсии, выборы и т.д. Но с уничтожением СССР они выдохнули и сейчас начали решающее наступление на трудящихся, уничтожая средний класс и приводя к обнищанию населения перекачиванием всех средств от низов к верхам, набивая свои ненасытные карманы и грозя человечеству новой формой капитализма - инклюзивным.

Конечно, при социализме было много хорошего, но было и много неправильного. Давайте не будем его идеализировать и забывать об этом.

Но и капитализм уже давно изжил себя и сейчас разрушается изнутри и этого уже не остановить, как не остановить процесс ЭВОЛЮЦИИ.

Опыт построения в нашей стране СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА БЫЛ ТОЛЬКО ГЕНЕРАЛЬНОЙ РЕПЕТИЦИЕЙ НОВОГО СОЦИАЛЬНО СПРАВЕДЛИВОГО ОБЩЕСТВА, которое сейчас придёт на смену уже не просто ЗАГНИВАЮЩЕМУ, НО УЖЕ И РАЗРУШАЮЩЕМУСЯ С ОГРОМНОЙ СКОРОСТЬЮ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОМУ.

Поэтому мы должны сейчас ИЗВЛЕЧЬ УРОКИ ИЗ НАШЕЙ ИСТОРИИ для того, чтобы на этот раз СОЗДАТЬ ОБЩЕСТВО, ПРИБЛИЖЕННОЕ К ИДЕАЛЬНОМУ.

И все происходящее сейчас указывает на то, что это создание и строительство нового типа общества ОПЯТЬ НАЧНЕТСЯ С НАС И У НАС, В РОССИИ. А далее к нам начнут присоединяться и другие страны, людям в которых этот капитализм с его ЗВЕРИНЫМ ОСКАЛОМ и его БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТЬЮ уже стоит поперёк горла.

Так что "пролетарии всех стран - соединяйтесь!".

+4 / -5
Ответить
Перегонщик Авто
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 182
08.09.2022, 05:13
Новосибирск

Все зависит от воспитания, например с Японии машины от частных лиц приходит в более плохом состоянии чем арендные и те что на фирмах, потому что фирмы обслуживают все по регламенту, а частники могут и не поменять расходники, и к чужому японцы относятся лучше чем к своему...меня например мама учила что твой дом это не только твоя квартира, но и подъезд и двор и вся страна, а значит не мусорить и убираться нужно не только в квартире, вот такое советское воспитание! Кто такой Горбачев - пример социального лифта какого нет нигде в мире - из колхозника в президенты... Почему народ не вышел на восстание - скажем так зажрались в СССР простые люди, не могли и представить, что их жизнь могут так сильно изменить, верили верхушке, верили в могущество страны.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Елена! Где Вы увидели разрушающийся капитализм? В Италии? Где куплена собственность главных пропагандистов России? Или в Англии, Германии, Франции ... , куда удрали жить дети и внуки российской власти?

+1 / 0
Ответить

Разрушаюшийся капитализм - в хаосе, кризисе и абсурде, который царит сейчас во всем мире, управляемом глобалистами. Он в изречении: "Чем ближе конец империи, тем безумнее её законы". Это в полной мере было продемонстрировано человечеству в период так называемой "пандемии".

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)
DELETE

АлександрПишет 05.09.2022 в 19:41
его разрушила новоявленная российская буржуазия при содействии США и Запада

А ещё США и Запад коллективно ссут в наших подъездах!

Перегонщик Авто
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 182
08.09.2022, 05:18
Новосибирск

Ссыт один человек из ста, большинство людей с высшим образованием и настолько воспитанные, что не прибили ещё одного сосущего, не надо всех ровнять, нашему капитализму 30 лет, пройдет лет сто и как в сша ссущие останутся в гетто, куда полиция зайти боится

+1 / -1
Ответить
DELETE

АвтоПишет 08.09.2022 в 05:18
большинство людей с высшим образованием

Однако "Количество россиян с высшим образованием превысило 31 процент". А 31% -- это примерно треть, но никак не большинство. Ссылка ниже на правительственную Российскую газету. Отсюда вывод: либо "Перегонщик из Томска" на самом деле не из России. Либо это всё, что нужно знать о его уровне развития Мало ли, что он там перегоняет

rg.ru

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Прокат музыкальной аппаратуры Владимир
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 592
08.09.2022, 09:33
Самара

вы и ссыте...потому что пойух на страну

малолетние потребители

0 / -2
Ответить
DELETE

ВладимирПишет 08.09.2022 в 09:33
вы и ссыте

Не-не-не! Ссыт тут только малолетка Владимир из музыкальной аппаратуры

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)

Солидарен с вами!

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Хватит уже кого-то обвинять,автор всё правильно написал,социализм как таковой изжил себя со своей плановой экономикой,гонкой вооружения,уже пора давно понять ,что социализм это утопия придуманная Марксом,никогда и нигде не будет социального равенства

+8 / -16
Ответить

Социального равенства и не нужно - не нужно ОГРОМНОГО РАССЛОЕНИЯ и получения богатства не за счёт своего труда - а за счёт продажи ОБЩЕНАРОДНЫХ РЕСУРСОВ за бугор!

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Почитайте для просвещения хотя бы статью Империя начинает и проигрывает - а не тупите по поводу Горбачёва! У нас при нём в моногородке на заводе ныне Роскосмоса работало до 15 000 человек и началось строительство нового МКР на 25 000 жителей в том числе и для работы на авиационном заводе - который тоже должны были начать строить! И ВСЁ ЭТО закончилось в конце 1991 года - когда Ельцин с комарильей его свергли при поддержке москвичей!

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (6)
DELETE

Полностью согласна с автором. Хотела бы ещё добавить, что развалу СССР способствовал предшествующий развал соцлагеря, они ещё раньше СССР отказались от идей социализма, свергнули свои коммунистические власти, советские войска были выведены из всех социалистических стран. Горбачёв не кровавый диктатор, ни в какие страны советские войска для усмирения не вводились. Никто в стране не вышел против Беловежских соглашений, все хотели перемен. Если "что-то пошло не так", то это уже рулили Ельцин, а уж Путин за 23 года мог бы многое исправить, но не получилось, нынешний уровень дел в стране - "потолок" этой власти.

Ломать легко, чинить трудно!!!

+15 / -4
Ответить

Во-первых, чтобы строить и тем более чинить, нужно в разбираться в предмете на уровне "выше среднего". А во-вторых, зачем что-то чинить, если оно и так работает!? Надо немного "модифицировать" и заточить систему под себя любимого, а в случае недовольства или неудачи свалить всю вину на предшественника или "перегибы на местах". И в любой ситуации быть ни при чем

+6 / 0
Ответить

Причин распада СССР было много. Но главнаяиз них - это ФОРМА СОБСТВЕННОСТИ, потому что именно она определяет ПОЛИТИКУ государства, его приоритеты и стратегию его развития, т.к. Политика - есть концентрированное выражение Экономики, а она зависит от ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ на средства производства. Поэтому именно форма собственности является определяющий для системы государства.

При социализме она была ОБЩЕСТВЕННОЙ, т.е. ВСЕХ ВМЕСТЕ, а значит, НИЧЬЕЙ В ОТДЕЛЬНОСТИ. Представьте, если у вашей машины было бы 20 собственников, во что она превратилась бы через год. А через 10? Вот то же самое происходит и с общегосударственной собственностью, которая, вам конкретно не принадлежит и которой, к тому же, на своё усмотрение распоряжается кучка управленцев, причём, далеко не всегда компетентных. Вот эта кучка науправляла и доуправлялась.

Это ВНУТРЕННЯЯ причина распада.

Но была ещё и ВНЕШНЯЯ.

Советскому Союзу, как стране победившего СОЦИАЛИЗМА, ПРОТИВОСТОЯЛ ВЕСЬ КОЛЛЕКТИВНЫЙ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ МИР, все страны капитализма. Они во что бы ни стало хотели уничтожить СССР, чтобы не дать распространиться социалистической революции и социализму по миру, т.к. это означало бы для них крах их капиталистической системы, в основе которой лежит ЧАСНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ на средства производства.

Это хищническая система, акулья, которая эксплуатирует, поглощает, вытесняет и пожирает всех.

Об этом писали ещё Ленин, Маркс и Энгельс. Они еще тогда говорили, что эта система (капиталистическая) разрушается. Но тогда ей удалось сохраниться именно на противостоянии с социализмом. Они, чтобы конкурировать с нами тогда вынуждены были пойти на многочисленные уступки рабочим: сокращать рабочий день до 8-ми часового, вводить пенсии, выборы и т.д. Но с уничтожением СССР они выдохнули и сейчас начали решающее наступление на трудящихся, уничтожая средний класс и приводя к обнищанию населения перекачиванием всех средств от низов к верхам, набивая свои ненасытные карманы и грозя человечеству новой формой капитализма - инклюзивным.

Конечно, при социализме было много хорошего, но было и много неправильного. Давайте не будем его идеализировать и забывать об этом.

Но и капитализм уже давно изжил себя и сейчас разрушается изнутри и этого уже не остановить, как не остановить процесс ЭВОЛЮЦИИ.

Опыт построения в нашей стране СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА БЫЛ ТОЛЬКО ГЕНЕРАЛЬНОЙ РЕПЕТИЦИЕЙ НОВОГО СОЦИАЛЬНО СПРАВЕДЛИВОГО ОБЩЕСТВА, которое сейчас придёт на смену уже не просто ЗАГНИВАЮЩЕМУ, НО УЖЕ И РАЗРУШАЮЩЕМУСЯ С ОГРОМНОЙ СКОРОСТЬЮ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОМУ.

Поэтому мы должны сейчас ИЗВЛЕЧЬ УРОКИ ИЗ НАШЕЙ ИСТОРИИ для того, чтобы на этот раз СОЗДАТЬ ОБЩЕСТВО, ПРИБЛИЖЕННОЕ К ИДЕАЛЬНОМУ.

И все происходящее сейчас указывает на то, что это создание и строительство нового типа общества ОПЯТЬ НАЧНЕТСЯ С НАС И У НАС, В РОССИИ. А далее к нам начнут присоединяться и другие страны, людям в которых этот капитализм с его ЗВЕРИНЫМ ОСКАЛОМ и его БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТЬЮ уже стоит поперёк горла.

Так что "пролетарии всех стран - соединяйтесь!".

+1 / -1
Ответить

Четко разложили по полочкам экономическую теорию марксизма. И переходя от одной из десятков теорий говоря словами того же марксизма - "практика является критерием истины". И с практической стороной вышел полный завал и не у нас одних. Итог прямого следования постулатам теории - нищета

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
DELETE

Почему, по вашему мнению, распался СССР?

- Разложилась и сгнила правящая элита,

Горбачев - наглядный пример полного гнойного разложения.

О покойном или хорошо, или правду.

0
Ответить
DELETE

Татьяна АлександровнаПишет 08.09.2022 в 13:39
О покойном или хорошо, или правду.

Мне большн нравится: "О покойном ничего, кроме правды".

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (218)

Вера Лотар-Шевченко: Пианистка, игравшая Баха на фанерной клавиатуре в ГУЛАГе

История Веры Лотар-Шевченко — это невероятная сага о всепобеждающей силе искусства. От ослепительной славы на лучших сценах мира до лагерей ГУЛАГа, где она играла концерты на вырезанной из фанеры клавиатуре,...