Синдром отличника: как усложнить жизнь своему ребенку!

Здравствуйте, мои уважаемые читатели!
Сегодня немного отдохнем от «горячих» тем; пообщаемся и подумаем с вами на тему стремления к идеальному.
Кто из нас не мечтал быть первым всегда и везде? Это же такая гордость сразу появляется! А еще мы думаем, как нас будут любить и хвалить родители, любимый человек, начальник, если мы будем самыми красивыми, самыми умными, самыми аккуратными, самыми начитанными. В общем, к любому достижению прибавить слово «самый» – и мы на вершине Олимпа, над головой светится нимб.
А все ли так заманчиво и просто? Конечно, желание достичь лучшего и быть лучшим – хорошее свойство характера, но где же та грань между здоровым стремлением и одержимостью? А правы ли родители, требуя от своего ребенка наивысшего результата?

Причины
Наверняка многим из вас знакомы фразы: «Маша, ты должна быть отличницей!», «Андрюша, у тебя должны быть самые лучшие поделки в школе», «Лиза, ты не должна позориться и плохо прочитать стих», «Дима, хорошие мальчики себя не должны вести плохо», «Танечка, ты должна быть самая опрятная».
Заметили, что объединяет все эти фразы? Правильно, слово «должен». Родители приучают своего ребенка к тому, что он всегда должен. Родители с детства формируют у ребенка «синдром отличника»
Конечно, не в каждом случае это является умышленным действием, но какой родитель не мечтает, чтобы подрастающее чадо было умнее и лучше его самого?
Но одно дело, когда мы своими действиями и примерами, наставлениями и объяснениями подталкиваем ребенка к навыкам и умениям достижения целей, а другое дело, когда мы ставим своего ребенка перед фактом и условием. Например, «Ваня, если ты сейчас не прочитаешь быстро стих и не запомнишь, твоя мама очень расстроится», «Петя, если ты будешь двоечником – это будет позор твоей семье», «Настя, ты опять испачкалась, ты стала некрасивой и неаккуратной, а разве красивые и умные девочки так могут себя вести?»
При таких фразах происходит спекуляция на чувствах собственного ребенка: то есть мать или отец, а бывает и тандем, простыми словами своему малышу говорят: "если ты что-то не выучишь, или испачкаешься, или получишь двойку, твоя мама и папа будет меньше тебя любить". А для ребенка любовь матери и отца важнее всего: ребенок должен чувствовать, что он на первом месте у родителей, он лучший и они всегда будет им гордиться.
Отсюда происходит стремление малыша быть всегда на первом месте. Он начинает делать действия и поступки не из-за того, что это его собственное желание, а из-за того, что он хочет, чтобы его любили родители, чтобы они видели, как он старается заслужить их любовь, что он старается не огорчать своих родителей. Такой ребенок подрастает, начинает жить взрослой жизнью, а он уже привык к слову «должен». Он должен получить диплом «с отличием», он должен устроиться на престижную работу, он должен всегда хорошо выглядеть, иначе родители перестанут им гордиться.
Признаки
Но если в детстве родители оберегают мир ребенка и пытаются его сделать идеальным, во внешнем взрослом мире такого не бывает.
И вот подросший ребенок вступает во взрослую жизнь. Его начинают преследовать первые неудачи. А это ведь, как мы с вами понимаем, совершенно нормально. Но нормально для нас, а не для детей с уже приобретенным синдромом отличника.
Взрослый ребенок начинает переживать о своих неудачах, он не может смириться с какими-то поражениями в учебе, на службе, работе. У него происходит внутренний конфликт собственного «должен» с неудачами. Отсюда случаются срывы и депрессии.
Так по каким признакам нам выявить у себя или знакомых тот самый «синдром отличника»? А все гораздо проще, чем нам кажется.
«Синдром отличника» проявляется выраженным стремлением быть лучшим не в определенной деятельности, а во всех сферах. Если это офис, то наш отличник отличается аккуратностью, перфекционизмом, стремлением выслужиться перед начальником, показать ему, что не зря он занимает свое место, такой работник перед коллегами старается быть во всем идеальным. Но этот человек не может дать реальную оценку своим действиям. А реально ли он лучше всех? Такой человек всегда ищет поддержки, советов, одобрения – это очень важно. Любая критика – это крах его профессии. Чтобы не показаться в какой-то области неспециалистом, такие люди никогда не вступают в дискуссии.

Выводы
Естественно, к итогу статьи возникает резонный вопрос: «Доктор, а это лечится?»
С уверенностью можно сказать, что «синдром отличника» – поправимый и исправимый синдром. Во-первых, не стоит обслуживать свои страхи быть в чем-то слабее, во-вторых, необходимо делиться проблемой с близкими, в-третьих, научиться хвалить и поощрять себя самостоятельно.
Уважаемые читатели, люди, не имеющие «синдром отличника», не нуждаются в оценке своей деятельности. Желаю, чтобы ваше психологическое состояние не зависело от окружающих, живите так, как хотите, чувствуйте свою свободу.
И в завершение маленький вопрос с глубоким смыслом, попробуйте на него ответить, «Что я для хочу и каким я себя вижу через 5 лет?». Условие: нельзя, чтобы в ответе фигурировали третьи лица: например, нельзя отвечать так: «я хочу, чтобы мой ребенок был счастлив». Это не желание, адресованное вам. Начните с фразы «Я хочу, чтобы у меня/я …»
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Ты должен то, ты должен сё. А почему должен-то, мало кто может вразумительно ответить. Хуже, когда ответ такой: «Так надо! Просто слушай и делай»! Или: «Не сделаешь, будешь дворником всю жизнь мести и полы мыть на заводе»! Кстати, когда ребенок подрастает, он невольно начинает копировать фразы близких и применять их к уже собственным детям. Синдром отличника формировался годами и не так уж просто от него потом избавиться.
В ответ на вопрос в конце статьи. Я хочу в нормальный полноценный отпуск, хотя бы лет через пять. Шучу, конечно! Через пять лет, я бы хотела сохранить стабильность и благополучие во всем.
Елена Юрьевна, спасибо большое за комментарий. Все верно, мне иногда кажется, что этот синдром присутствует и у меня. А потом начинаю анализировать, нет- я не пытаюсь в глазах чужих людей выглядеть лучше, я хочу выглядеть в зеркале лучшей, для себя я хочу достичь определённых высот и наград. Через пять лет я вижу себя, выходящей под руку с моим супругом из дома моей мамы со своим мужем, который расположен на берегу моря, мы счастливы и здоровы направляемся на романтический ужин.
Отличное желание👍. Я уже давно поняла, что не конфетка, чтобы всем нравиться. Потому решила нравиться в первую очередь себе
Девочки, с вами не со скучишься и с ваши фантазиями! Но я верю, они сбудутся!

Для романтического ужина мужей многовато, особенно расположенных на берегу моря.
Почему мужей многовато? У каждого свой
"выходящей под руку с моим супругом из дома моей мамы со своим мужем"
Когда формируются желания, подробности необходимы.
Или: «Не сделаешь, будешь дворником всю жизнь мести и полы мыть на заводе»!...
Елена Юрьевна, смотря, как сказать...мой папа знал про мои амбиции и как то они меня "разбирали" и он сказал: "Зоя, ты инженер, я тоже, наша дочь не хочет учиться, это ее право и выбор, мы люди состоявшиеся, а она будет у нас дворником, судя по ее успехам! Тоже не плохо, физический труд на свежем воздухе!". Все пошла в гору, что бы меня за "чмо" не считали!
А мне однажды папа сказал, ну зачем тебе поступать на юридический? Иди лучше в сельхознавоз
). Он пошутил, а я жестко шутку приняла и поступила 😎🤣 не в сельхознавоз, а куда хотела
У меня папа старшей сестре говорил, что для неё уже есть место в заборостроительном университете, и ей диплом пригодится чтобы быть старшим помощником младшего дворника
. Я глядя на это очень хотела учиться и сестре тоже говорила, что буду модельером и возьму ее дворником себе
Вот почему нас часто в детстве дворниками пугают?
. Кстати хорошие люди
))
У меня преподаватель по психологии всегда говорила, что быть дворником ее мечта 💭- все время на свежем воздухе
Согласна
Дворник – это человек, который отвечает за очистку улиц и придомовых территорий от снега, палой листвы и бытового мусора. Профессия не относится к престижным, но работа, которую выполняют ее представители очень важна, особенно в крупных городах. Без этих людей наши населенные пункты утонули бы в соре, что не придало бы им привлекательности и удобства для жителей.
. Здорово, если в семье есть конструктивные модели взаимодействия и коммуникации — безоценочная любовь, поддержка даже тогда, когда кто-то допустил ошибку, оказался не прав или просто ищет то, что для него важно и интересно, не обращая внимания на правила. Иногда родители, в силу особенностей своей эмоциональной палитры или ограниченности внутреннего ресурса, обращают внимание на ребенка только тогда, когда отпрыск его чем-то «заслужил», например принес пятерку
Понять, что действительно происходит с вашим ребенком и на чем основан ваш метод воспитания, — трудно. Если мы не говорим о каких-то крайних ситуациях, связанных с безопасностью, у нас, родителей, есть пространство для маневра в принятии наших решений. Когда вы понимаете, что у вас всегда есть выбор, что вы не связаны навеки сводом правил золотого родительства, у вас будет меньше сомнений. Вы перестанете быть угнетающей мамой или угнетающим папой и сможете услышать свою интуицию.
Я вообще считаю, что требовать от ребенка быть отличником нет смысла. Я вот сам не был отличником, хоть и учился очень хорошо. Это очень сложно и не каждому дано. Надо поддерживать интерес к учебе, помогать ребенку, заинтересовать.
Я тоже не была отличницей, тройка по математике, но это не помешало мне получить высшее образование и хорошую зарплату)
Я всегда хотела и имела хорошие оценки, но у меня был спортивный интерес. Я соревновалась со своей подругой. Мы придумали сами себе мотивацию: кто на свете всех умнее. А в институте мне так легко давалась учеба, что я закончила с красным дипломом при этом вообще не напрягаясь
Спасибо за комментарий. Вы правы, ребёнку необходимо просто объясните для чего ему необходимо учиться и что даст в жизни. Но учеба - это не стремление к высокой оценке, учеба- стремление к знаниям . Познавательный интерес может быть трех уровней: низкий (обучающийся находится в инертном состоянии, он не способен справиться с трудностями самостоятельно), средний (требуется постоянное стимулирование интереса со стороны педагога), высокий. В последнем случае учащийся самостоятельно стремится к получению знаний, это происходит в том случае, когда обучение соотносится с истинными желаниями и целями.
Любопытство может разжечь кто-то извне, однако развивать его придется все-таки вам. И ответственность лежит не только на преподавателях, менторах и наставниках, но и на самом учащемся
Синдром отличника представляет собой некую смесь разных типов перфекционизма: это форма перфекционизма, где есть высокие требования, предъявляемые к себе (а зачастую и к окружающим), и убеждение в том, что похвалу можно получить, только выполняя установленные стандарты.
В отличие от перфекционизма синдром отличника направлен именно на одобрение со стороны окружающих, например, на то, чтобы они высоко оценили результат вашей работы. А перфекционизм нацелен на процесс работы: чтобы получить качественный результат, не обязательно иметь высокую оценку со стороны.
Спасибо Вам за интересную публикацию. Мне мама все время говорила: Мариночка надо учиться хорошо, будешь плохо учиться - ничего хорошего в жизни из тебя не выйдет. За эти слова я маме благодарна.
Знания дали мне многое, я учителем работаю в сельской школе, меня любят дети да и - хорошо, что хоть не спилась и не скурилась.
Был период и мне хотелось работать учителем. Но я всё-таки решила, что я юрист. И если буду читать лекции, то только предметно в институте. Хорошо, когда родители не покупают интерес детей и не шантажируют
Учитель в сельской школе очень хорошая и почётная профессия! А главное нужная! Спасибо вам за вашу работу! А отличников у вас много?
В сельской местности работать тяжело, поэтому там наблюдается вечная нехватка кадров. Власти постоянно разрабатывают новые меры поддержки учителей, решивших поехать на работу в села и поселки городского типа.
С 2020 года в России работает Федеральная государственная программа «Земский учитель». Она предназначена для привлечения педагогов в сельскую местность.
Программа «Сельский учитель» разработана по инициативе Президента РФ, как мотивация переезда молодых специалистов из городов в села. Государство осуществляет компенсационные выплаты педагогам, которые устраиваются на работу в небольшие поселки и города с населением менее 50 тыс. человек.
Вы хорошо осведомлены.
Участниками программы могут стать люди со средним профессиональным или высшим образованием. Соискатели должны отвечать квалификационным требованиям и профессиональным стандартам. Более тысячи вакансий ждут учителей.
Условия программы отличаются в зависимости от региона переезда
Меня никто не плющил в детстве и я был счастливым троечником!
Благодарю вас за комментарий. Ключевое - счастливый. Поздравляю, у вас замечательные родители. А тройки это не показатель ума. Не всегда оценка имеет объективность.
В общих чертах: счастливый ребенок – это такой ребенок, который:
знает, что его любят (независимо от совершенного проступка)
чувствует свою защищенность
участвует во «взрослых делах»
ощущает свою уникальность
чувствует поощрение со стороны родителей в преодолении незнакомых ситуаций
оценен коллективом
Чаще всего у родителей и у детей разные представления о счастье. Родители иногда считают, что если ребенок вкусно накормлен, тепло одет и получил на день рожденья желаемый подарок – то он счастлив. На самом деле не так легко определить, счастлив ребенок или нет.
Спасибо за интересную статью,мне кажется иногда у всех людей что стремятся к совершенству возникает эдакий «синдром отличника» .Но человек никому ничего не должен и пока мы это не уясним ,то вечно страдаем от попыток воплощать в нас свои мечты родителей или завышенных ожиданий тех у кого в свое время не очень то и вышло.Думаю, тут как советует одна песня хорошая надо найти в себе свое оружие и стать самим собой
Ольга Владимировна, вы совершенно правы. Не надо никому ничего доказывать. Надо быть уверенным в себе. Это качество помогает не поддаваться панике, принимать решения спокойно, надеяться на собственные силы и активнее искать выход из сложившейся ситуации. Оно же вызывает симпатию у других людей, позволяет строить гармоничные отношения и успешную карьеру.
Вот читаю Вас как песню Евгения Александровна, психологом Ваша карьера тоже явно бы сложилась,педагогом кстати тоже, я думаю
Спасибо , Ольга Владимировна, жизнь длинная и все еще может измениться. Никогда не поздно что- то поменять. Надоедят суды , пойду преподавать
Это точно ,а я научусь играть получше на гитаре и в путь)