Марина Цветаева, хроника документальной драмы.
Поэзия и сама драматическая судьба Марины Цветаевой неоднократно ставали предметом многочисленных суждений и публикаций. После многолетнего замалчивания этого"сюжета" такое вполне естественно. Однако своевременно явилась и определенная " Мода" на Цветаеву, даже дешёвая спекуляция на огромном читательском интересе, стремление " эффектно "преподнести, мелодраматически разукрасить сложные изгибы её биографии и обстоятельства сугубо личной жизни. И слава Богу, что, помимо скороспелых поделок, читатели получают и такие работы, которые явились итогом многолетних скрупулёзных исследований и разысканий. Такова была например выпущена "Советским писателем"книга Анны Саакянц" Марина Цветаева ".Страницы жизни и творчества (1910-1922) ", основанная на огромном документальном материале и завершившаяся драматической картиной отъезда писательницы за границу. " Скрещение судеб "Марии Белкиной ( издательство" книга ") посвящено уже самым последним годам жизни Марины Цветаевой и её близким. Это оригинальное " скрещение"нескольких жанровых пластов. Воспоминания автора о собственных встречах с Цветаевой в течение годы вдумчиво корректируются опытом и размышлениями последующих десятилетий;привлекается - зачастую впервые - обильнейший мемуарный и эпистолярный материал; исследовательница многократно возвращается и к более ранним периодам биографии своей героини, чтобы рельефнее обрисовать характерные черты её как поэта и человека, а также проследить, как от этапа к этапу нарастало драматическое напряжение этой жизни, так горько оборвавшеися 31 августа 1941 года. Перед нами возникает характер сильный и в то же время легко уязвимый, трудный для окружающих и для неё самой, создающий свои, часто миражные представления о людях и событиях и затем бурно негодующий на " несоответствие "мечты и действительности. Авторская интонация очень точна. Тут-то давняя любовь к Цветаевой, и искреннее сочувствие всём житейским невзгодам и куда более грозным бедам на неё обрушивашимся, и благодарность судьбе за эту встречу, и грустная улыбка над собой- той, прежней, многого не только в Цветаевой, но и вообще а жизни не понимавшей, и нынешнее трезвое убеждение, что было нечто гибельное, обреченное в самой Цветаевой- в её непримиримом максимальизме, в известном деспотизме по отношению к людям, заключавшийся её в горестный круг одиночества. После же ареста мужа и дочери и с началом войны отъезда в эвакуацию эта изоляция трагически усугубилась. И если даже в молодую пору, в 1920 году в разлуке с мужем, потеряв младшую дочь, Цветаева признавалась друзьям: "Живу со сжатым горлом, на краю пропасти", -то теперь, после новых разлук, которым не предвиделось конца, в далёкой глухой Елабуге " пропасть "притянула, и писательница покончила с собой. " Могила затерялась" - завершается эта часть книги " Марина Иванова ".А почти три года спустя где- то безвестно сгинул смертельно раненный красноармеец- сын Цветаевой Георгий, котрому посвящена следующая часть, озаглавленная по его домашнему прозвищу " Мур".Сохранившийся в памяти большинства знавших его как неприятный, заносчивый подросток, он увиден Марией Белкиной совсем по другому: со своей неприкаянностью, напяленной на себя - и обманчивой! -бронёй ранней взрослости и независимости и усердно скрываемой растерянностью, уязвленностью зыбким материнским и своим собственным положением. Единственная " на всю семью" сохранившаяся могила - это тарусское надгробие Ариадны Сергеевны Эфрон, старшей дочери Цветаевой. И глава "Алины университеты" рассказывает о ней- " об Але, о той Але, которая в детстве, в двадцатых годах, была верным повадырем Марины Ивановны во всех её бедах и переживаниях" и которой, необходимо добавить, мы всё во многом обязаны публикацией литературного наследства писательницы. Прекрасный этот портрет умной, талантливой и стойкой во всех испытаниях женщины! Возникают в книге и теперь современники Цветаевой, из кого творила она свои миражи, и действительно замечательные люди, и принемавшие в ней участие, и, наконец, внесшие свою незавидную лепту в свиток её бед- перестраховочной ли рецензией или просто равнодушием, проявленным в роковую для неё пору. Скрещение судеб, скрещение судеб...
стихотворение Марины Цветаевой
И вот, навьючив на верблюжий горб,
На добрый - стопудовую заботу,
Отправимся - верблюд смирен и горд -
Справлять неисправимую работу.
Под темной тяжестью верблюжьих тел -
Мечтать о Ниле, радоваться луже,
Как господин и как Господь велел -
Нести свой крест по-Божьи, по-верблюжьи.
И будут в зареве пустынных зорь
Горбы - болеть, купцы - гадать: откуда,
Какая это вдруг напала хворь
На доброго, покорного верблюда?
Но, ни единым взглядом не моля,
Вперед, вперед, с сожженными губами,
Пока Обетованная земля
Большим горбом не встанет над горбами.
Источник: www.beesona.ru