Шпак Алексей Олегович
Шпак Алексей ОлеговичПодписчиков: 50
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг3972

Нижняя литература. Как писать сносно, даже если вы графоман

401 просмотр
237 дочитываний
10 комментариев
Эта публикация уже заработала 11,65 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Нижняя литература. Как писать сносно, даже если вы графоман

Меня нередко просят написать отзыв или оценить то или иное произведение. Ну а поскольку сам я отнюдь не медийная личность, человек не публичный, соответственно и обращаются ко мне преимущественно малоизвестные или начинающие авторы. И, как правило, произведения, которые они выставляют на суд, имеют весьма сомнительное качество.

Попробуем разобраться, что они делают не так и как нужно писать, чтобы потом не было мучительно больно от критических замечаний.

Цели и задачи произведения

Во-первых, начинающий автор чаще всего начинает писать, не обдумывая произведение заранее. У него возникает в голове некая мысль, некая сцена, он бежит воплощать эту сцену в словах и знаках, забывая поставить перед собой какие-то зримые цели. А именно: для чего собственно он эту сцену или эту мысль фиксирует? Такой, казалось бы, простой вопрос: "А для чего я это пишу?" — редко приходит в голову начинающему писателю; ну а если и приходит, то ответ отыскивается совершенно немудрёный: "Чтобы меня читали".

И вот здесь кроется первая и главная ошибка всех новичков.

Под "чтобы меня читали", как правило, кроется желание видеть в своём читателе бездумного потребителя, который читает всё, что попадается ему на глаза. Однако читатель не таков. Читатель очень придирчив, потому что читатель читает, не "чтобы читать" — читатель читает по своим причинам. Некоторые хотят развлечься, ищут интересных ощущений; другие любят тайны и загадки, игру ума; третьи ищут новый опыт или знания; а четвёртые ведут диалог с писателем и его персонажами. И каждая из причин, почему читатель захочет прочитать вас, может стать целью вашего произведения.

И тогда после первой написанной сцены не возникнет затыка и не появится вопрос "Что писать дальше?", и это не породит бессмысленное набивание знаков, лишь бы написать хоть что-то. Когда у писателя есть цель, он следует ей и применяет все средства для достижения этой цели.

Если есть желание донести до читателя мысль, эта мысль закладывается в произведение, в саму его структуру, в акценты и способы подачи, в поведение персонажей и в стиль изложения. Донесение мысли требует какой-то завершённости произведения, и потому такие произведения обычно продумываются от начала и до конца, а уже потом пишутся.

Если есть желание развлечь читателя, то всё произведение превращается в аттракцион, и в него закладывается некая канва, правила игры, по которым это произведение существует и выделяется из ряда других произведений. Такое произведение можно растянуть хоть на целый сериал, но оно не должно отступать от первоначальной цели: развлечение. То же самое и с любой другой целью.

Хорошо, если писатель пытается достичь сразу нескольких целей своим произведением, но и одна — это уже неплохо, потому что в "нижней литературе" даже это большая редкость.

Структура произведения

Во-вторых, авторы очень редко прорабатывают структуру произведений. К сожалению, данное упущение является прямым следствием первого упущения. Ведь если у вас есть конкретная цель: показать то-то и то-то, — вы в любом случае хоть какие-то наметки структуры сделаете, хотя бы самый примитивный, самый поверхностный черновичок или план.

Развлечь читателя сражениями звёздных королей на окраинах галактики? Отлично, что для этого нужно: звёздные короли, окраины галактики. Нужны сцены, изображающие быт звёздных королей, откуда возник конфликт, почему они сражаются. Нужно описать некоторые локации, нужно провести персонажей через эти локации, нужно набросать карту путешествий и т.д.

То есть при наличии цели произведения — половина дела уже сделана. Неплохо бы проработать всё это подробнее, завести отдельную папочку, куда будете вносить факты о персонажах и мире, в котором разворачивается действие, редактировать план, структурировать главы, подбирать названия и так далее. О, поверьте! Даже если действие происходит в Российской Федерации в 2022 году, имеет смысл очерчивать структуру и ключевые элементы произведения настолько тщательно, насколько это вообще возможно, иначе вы рискуете запутаться в двух соседних предложениях.

Язык и стилистика

В-третьих, начинающие авторы очень сильно пренебрегают языком, на котором общаются с читателем. Стилистическая мешанина соседствует с повальной безграмотностью, а если автор пишет ну хотя бы на среднем уровне грамотности, то в большинстве случаев весь его текст — это сплошная какофония канцеляризмов и словесной мертвечины. Засилье однообразных скучных текстов на бесчисленных площадках для новичков создаёт у авторов иллюзию, что именно эти серые бездарные многокилометровые простыни текстов и есть литература. И такой автор смотрит на все эти литрпг, фанфики и "современные социальные романы" и думает: "А что? И я так смогу! Значит я тоже писатель". И бросается в омут, воспроизводя и насаждая извращённый вкус к слову — к мёртвому слову.

Тут, к сожалению, нет универсального рецепта, как избежать словесной мертвечины, вымарать из текста канцеляризмы, научиться стилизовать под нужды и цели конкретного произведения. Всё это постигается на собственном опыте, а так же на опыте классиков и современников, которые уже хорошо пишут. Нужно читать и анализировать прочитанное, снова анализировать и читать ещё. Сравнивать книги между собой, сравнивать их язык, их художественные приёмы, выявлять особенности стиля конкретного автора, и на первых порах даже подражать своим кумирам. Без этого никак.

Ну и внимательно слушать критику. На любого критика можно позлиться, обругать его про себя, но в конце концов, если вам предложили какой-никакой конструктив, будьте добры осмыслить, переварить и принять к сведению. Возможно чьё-то критическое замечание поможет вам сделать свой текст лучше.

Персонажи

Это в-четвёртых.

Давным-давно ещё в детстве мы с моим другом начали сочинять рассказы. Это были примитивные детские почеркушки о фантастических приключениях. Я не раз некрасивыми словами называл героев таких рассказов, не раз подвергал их бессмысленным и жестоким испытаниям, и меня ничего не смущало. Но в один прекрасный день мой друг, выслушав очередной мой рассказик, где я дал героям нецензурную фамилию, сказал: "А им не обидно, что ты их так обозвал?".

Казалось бы, детская впечатлительность, наивная доброта. Ведь это всего лишь образы, описанные словами на бумаге. Они не чувствуют, они не думают, не живут по-настоящему. А значит и обижаться не могут. Однако в этом и заключается проблема начинающих авторов.

Их персонажи — это персонажи-картонки, персонажи-функции. Да, они не могут обидеться на дурную фамилию, потому что они — не живые люди. А должны быть живыми. Писатель должен изображать их так, словно у них и правда есть собственные характеры и воля, словно они существуют в действительности и мотивированы какими-то внутренними переживаниями, а не только хотелками автора; персонажи должны быть способны рефлексировать над внешними обстоятельствами, а не только изображать эмоции на лице.

Писателем быть очень трудно. Хорошим писателем ещё труднее.

Вам предстоит не только ставить сцены, и следить за положением камеры, не только строить декорации, и применять спецэффекты, вам предстоит ещё и отыгрывать роль за каждого персонажа. Взять на себя боль и радости каждого — абсолютно каждого существа, которое вы введёте в канву повествования. И вот когда вы сможете удачно притвориться маленьким дракончиком, или здоровенным автомехаником, отвергнутой невестой, или жуликоватым прощелыгой, — кем угодно — вот тогда ваше произведение по-настоящему оживёт и заиграет красками.

Пишите

Да, это далеко не полный список огрехов начинающих (и не очень) авторов, но это огрехи, которые нужно исправлять в первую очередь. Даже попытка поработать хотя бы над одной из этих четырёх ошибок качественно улучшит любое ваше художественное произведение.

Я убедился в этом на собственном опыте и видел десятки работ с одними и теми же ошибками. Автору нечего сказать, он не структурирует произведение, не работает над языком, не работает с персонажами – и на выходе получает очередную мертворождённую книгу, которая мало кому интересна.

И в то же время мы видим множество примеров произведений, которые практически лишены перечисленных недостатков и потому интересны широкому кругу читателей. Авторы этих произведений вышли из своей писательской зоны комфорта, отбросив претенциозность и самомнение, поставили перед произведением сразу несколько целей, проработали персонажей и выверили каждое слово, тем самым охватив огромную аудиторию.

И это вполне под силу и вам. Я в этом абсолютно уверен.

10 комментариев
Понравилась публикация?
32 / -2
нет
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 10
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Руслан
Подписчиков 9192
15.05.2024, 07:10
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг12М
Хочу привести один пример из судебной практики, который касается одного сложного уголовного дела.
Подробнее
Неинтересно
0
8
Ник Даос
Подписчиков 18
07.05.2024, 17:08
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг19.1к
Любовь к литературе у меня появилась с детства.Не скажу, что родители как-то прививали ...
Подробнее
Неинтересно
0
10
Руслан Попов
Подписчиков 162
25.04.2024, 13:30
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг843.5к
Подробнее
Неинтересно
04:15
Поделитесь этим видео
0
1
Попов Игорь
Подписчиков 181
03.03.2024, 14:42
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг126.5к
Представляете, даже у писателей существует профессиональный праздник, который отмечается каждый год 3 марта!
Подробнее
Неинтересно
0
0
Библиотека книжных историй
Подписчиков 864
позавчера, 13:03
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг455.4к
Нужно быть совершенно ненормальным человеком, чтобы советовать эту книгу. Но! Нужно иметь огромную смелость,...
Подробнее
Неинтересно
0
6
О здоровье с Любовью
Подписчиков 103
24.05.2024, 13:33
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг195.5к
1. Развитие грамотности:Улучшение словарного запаса: Дети, которые много читают, сталкиваются ...
Подробнее
Неинтересно
0
5
Елена
Подписчиков 479
22.05.2024, 04:34
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг963.8к
Как говорить с ребенком о смерти? О чем говорить? И когда начинать такие разговоры? Эти вопросы ...
Подробнее
Неинтересно
-1
31