Сказание о царевиче Гаутаме
Когда родился Сиддхартха Гаутама, точно неизвестно, но скажем в Индии или Китае это никого особенно и не интересует. На летоисчисление в данных цивилизациях это не повлияло, а линейное время на Востоке, в отличие от Европы никогда особенно не привечали. Поэтому разброс в датировке в различных источниках достигал около 200 лет.
Если исходить из того, что 1956-1957 гг. в мире торжественно праздновалось 2500-летие возникновения буддизма, то его основатель появился на свет в 623, а ушел в нирвану в 543 г. до н.э.
Но вот все события земной жизни основателя любой мировой религии его последователи изучают самым тщательным образом. Сиддхартха родился в семье правителя небольшого царства народа шакьев Шуддходаны, располагавшегося в предгорьях Гималаев на границе современных Индии и Непала.
Царица Майя 20 лет не могла подарить супругу наследника, и это крайне печалило их обоих. Перед приближением родов Майя захотела повидать родителей и отправилась из столицы царства Капилавасту в свой родной город. В дороге у небольшой деревни Лумбини в тени дерева ашоки и появился на свет маленький мальчик. Предание говорит о том, что мать не испытала никакой боли, хотя от родовых схваток сотрясалась земля в окрестностях. Малыш сразу же встал на ноги, сделал 7 шагов на север и заявил: "я величайший и наилучший в мире, это мое последнее рождение". Начавшийся дождь был теплыми и одновременно прохладными слезами богов, которые на своем небе радовались рождению царевича.
Мальчик получил имя Сиддхартхи, т.е. Достигшего цели, открывшего истину, очень нужную и людям, и богам. Но не бывает в земной жизни радости, не ограниченной печалью. В разгар празднеств через 7 дней после рождения сына без боли и страданий царица Майя скончалась и вознеслась на небо 33 богов, в мир радости и блаженства.
Вскоре из лесов с предгорий Гималаев в Капилавасту пришел отшельник Асита (Черный), которого шакьи почитали, как святого. Он увидел с гор странный свет над городом и захотел узнать его причину. Почтенный мудрец осмотрел на теле младенца невидимые другим людям знаки и произнес свое пророчество: наследник откажется от земной власти, пойдет духовным путем, станет Учителем людей и богов, спасая мир от страха смерти.
Шуддходана поверил мудрецу и решил всеми силами воспрепятствовать уходу единственного сына из дворца. Умершую мать мальчику заменила его тетя Праджапати. Сиддхартха рос в роскоши, ни в чем не знал отказа, но не был капризным и требовательным баловнем. Он легко учился, осваивая грамоту и совершенствуясь в воинском искусстве кшатрия.
По приказу царя для Сиддхартхи построили три дворца, в которых он мог укрыться от летней жары, зимнего холода и проливных дождей. В окрестностях рабочие вырыли три пруда с красными, голубыми и белыми лотосами. Слуги покупали для царевича лучшую еду, одежду и домашнюю утварь. В юности его окружили лучшие девушки из самых знатных семей, певицы и танцовщицы.
В 16 лет Сиддхартха одолел всех сверстников в беге, борьбе, поединках на мечах и стрельбе из лука. Трудно сказать всерьез ли юноши сражались с царственным соперником, но тем не менее, победитель получил руку и сердце царевны Яшодхары (Держательницы славы) из соседнего государства, считавшейся очень выгодной невестой.
Молодые супруги жили дружно, но царевич все чаще задумывался о вещах, которые вроде бы не должны были заботить земных правителей. Он все более разочаровывался в своем окружении, в придворных, охваченных стремлением к богатству, славе и власти. Перелом произошел во время одной из редких прогулок за пределами дворца. Сначала Сиддхартаха встретил изможденного сгорбленного старика, который был совершенно не похож на окружавших его молодых и здоровых людей. Затем он увидел в придорожной пыли прокаженного, покрытого струпьями и язвами. И наконец, похоронная процессия окончательно продемонстрировала ему тленность земного бытия и мимолетность наслаждений. Он понял, что юность и старость - это две стороны жизни, разделенные одним мгновением, а жизнь царя, как и простого крестьянина такой же плен в темной и пыльной клетке. Выход подсказала четвертая встреча. Со своей роскошной колесницы Сиддхартха увидел бедно одетого путника, шагавшего легко и свободно, безразличного к окружающему и не склонившего головы в поклоне перед роскошным экипажем. Недоуменному царевичу слуга ответил, что это странствующий мудрец, ищущий выход из замкнутого круга земного бытия.
В состоянии духовного разлада и сомнений Сиддхартха долго бездействовал. Для кшатрия, как и для каждого индуса на первом месте был закон кармы. Он был обязан оставит отцу своего сына, чтобы не опустел престол предков.
Только в 29 лет Яшодхара родила сына Рахулу, гарантировав продолжение власти династии.
На седьмой день после этого в жаркую июльскую ночь и произошел перелом. "Буддха-чарита" рассказывает, что в полночь Сиддхартха пришел в свою спальню, заполненную спящими обнаженными девушками - наложницами и танцовщицами. В душном зное одни похрапывали, другие стонали и скрипели зубами, третьи что-то бормотали во сне. Царевич повернулся к выходу, разбудил своего слугу Чханду, велел оседлать любимого коня Кантхаку и они оба ускакали в ночь. Путь из круга перерождений сансары в нирвану начался.