![](https://u2.9111s.ru/uploads/202404/08/60x60/369e826216502b14f91d472ad81b9e93.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202403/12/60x60/0757f5744d864b689067783b9b443df2.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202403/25/60x60/82e305947a7cd82353c235d13572869a.jpg)
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/60x60/Н.png)
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/60x60/Н.png)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202401/11/60x60/c067eeb7937f03c77c90cf2bf0eb3979.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202310/04/60x60/6184b96bfcb7d697f20c7a3fcf7f78e1.png)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202404/05/60x60/b3461245fd2c0ddc327ad1ad3ef8bf0d.jpg)
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/60x60/А.png)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202308/05/60x60/1608eb2846f042fa78996568dda71688.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202308/06/60x60/159bb46649e414e33d00a7087989653d.jpg)
Царевич Сиддхартха отправился на поиски истины в период, когда вся Индия находилась в брожении. Арии, пришедшие с северо-запада, вели экспансию на юг и одновременно формировали городскую культуру. Мудрецы-отшельники (риши) начали создание Упанишад. Великая мифология Вед трансформировалась в такую же великую философию. Одним словом, беглому царевичу было куда пойти и к кому обратиться.
На границе царства Шакья Сиддхартха отдал свои украшения Чхандхе, мечом отрезал длинные волосы и бороду. После этого потрясенный слуга вместе с конем Кантхакой повернул домой, а молодой странник переправился через пограничную реку и углубился в лес. Встретив охотника, Сиддхартха разделил с ним скромную трапезу, состоявшую из сушеного мяса и лепешки, затем обменял свою роскошную одежду на рубище из шкур и узнал дорогу к жилищу аскета-йогина Бхаргавы. Так кшатрий Сиддхартха стал отшельником Гаутамой.
"Буддха-чарита" Ашвагхоши рассказывает о нем, как о великом наставнике-брахмане, который в совершенстве освоил йогу - умение контролировать свое мышление, чувства и физическое состояние. Как и другие йогины, Бхаргава умел много дней обходиться без еды и воды, не чувствовал жару, холод и боль. Изощренная техника дыхания позволяла ему в любых обстоятельствах сохранять бесстрастную невозмутимость, повышать или понижать температуру тела. В "горячем" состоянии мастер без огня сушил на своем теле одежду после дождей, а в "холодном" приостанавливал дыхание и погружался в летаргический со на фиксированное время. Самососредоточение в медитации позволяло "нагомудрецу" постигать себя и окружающий мир. Именно так неведомые авторы Вед воплотили космические ритмы Вселенной в несовершенные тексты гимнов, а их последователи начали записывать Упанишады.
Гаутама овладел техникой йоги за неделю, хотя другие ученики тратили на это несколько лет. Пораженный Бхаргава отправил его к другому учителю - Араде Каламе в Вайшали. Этот мастер обучал Гаутаму погружению на все более глубокие уровни медитации (дхьяны) вплоть до абсолютного ничто, растворения вечной души человека (Атмана) во Вселенной (Брахмане). Именно в этом была сущность мудрости брахманов. Постигнув себя, человек осознавал изменчивость и иллюзорность окружающего материального мира (майи). Учителя (гуру) стремились освободить учеников от двух главных иллюзий-ошибок - от привязанности к своему материальному телу и от сознания отделенности от Вселенной. Спасение души заключалось в освобождении от своей материальной темницы и в приобщении к духовной целостности Брахмана.
Как и Бхаргава, Арада Калама был восхищен блестящими способностями Гаутамы и предложил ему разделить руководство своей школой. Но молодой отшельник отказался и продолжил странствия в поисках истины.
В лесу в окрестностях Магадхи Удрака Рамапутра обучил Гаутаму погружаться на такой уровень медитации, на котором исчезают не только цвет и формы, но даже ничто. Душа человека освобождается от трех видов связи с окружающим миром - от времени, пространства и причинности и уходит в первичную стихию, существовавшую до возникновения мира.
Освоив все искусства йогинов, Гаутума не нашел покоя. Из Магадхи он вышел к небольшой деревне Урувеле и поселился в баньяновой роще на берегу реки Найраджяны. Баньяны - это деревья, родственники фикусов, которые в Индии достигали огромных размеров, раскидывая свои кроны на тысячи квадратных метров.
В этой роще Гаутама прожил 6 лет, совершенствуясь в искусстве медитации. Он питался дикими фруктами и рисом-самосейкой. Дочь местного старосты Суджата пасла коров на соседнем лугу и всегда делилась с отшельником молоком и лепешками. Местные жители все больше уважали аскета, но Гаутама был равнодушен к росту своей славы.
Однажды ночью он вместе с 5 другими йогинами начал очередной сеанс самопогружения. Его товарищи только начали свой путь в глубины сознания, а Гаутама уже пробудился в состоянии глубочайшего потрясения. Он оказался на грани своего Просветления, осознав, что аскетизм йоги - это такая же крайность, как и роскошь, в которой он жил во дворце. Сатана, бог смерти Мара искушал его не только земными богатствами и властью, но и славой великого учителя, окруженного множеством учеников и почитателей.
Гаутама вышел из рощи к берегу Найраджяны и без чувств упал в воду. Это был самый жаркий месяц года, вайщакха, предшествующий муссонным дождям. На рассвете на прибрежной отмели Суджата нашла Гаутаму. Пастушка накормила его молочной рисовой кашей и аскет уснул в тени. Вечером Суджата еще раз накормила его кашей с вареными овощами и фруктами.
Лунной ночью он вошел в четвертую дхьяну и достиг полного бесстрастия, освободившись от радости, боли и одержав победу над страхом смерти. Красота окружающей природы помогла ему понять - истина лежит в середине между роскошью и аскезой. Так в Просветлении под священным деревом бодхи Гаутама нашел путь к спасению (саттве) и стал Буддой или Бохисаттвой.