Отклонение ЗАКОНОПРОЕКТА о монополизации рынка рекламы

БЕСПРЕЦЕНДЕНТНЫЙ ЗАКОНОПРОЕКТ О МОНОПОЛИЗАЦИИ РЕКЛАМНОГО РЫНКА ОТКЛОНЕН
Госдума отклонила нашумевший законопроект о едином операторе наружной рекламы и объявлений в интернете, который создал широкий общественный резонанс среди рекламного бизнеса и участников рекламного рынка. Против его принятия выступало подавляющее большинство участников рынка, было подготовлено огромное количество коллективных обращений и проведены круглые столы.
Законопроект предполагал появление в стране единого оператора цифровой наружной рекламы, рекламных конструкций и электронных объявлений частных лиц. По мнению автора беспрецедентного законопроекта, появление оператора позволило бы защитить национальные интересы страны и избежать распространения фейков на фоне угрозы кибератак и хулиганства. Но при этом весь рекламный рынок наружной и иной рекламы, которые регламентируются разными нормативными актами, но, при этом, были включены в один законопроект, должны были быть переданы в руки одного участника рынка – предположительно компании Русс Аутдор с неограниченным полномочиями, в том числе по сроку полномочий, без проведения каких-либо тендеров для единого оператора, а также с возможностью по использованию памятников архитектурного наследия и определения схемы размещения в городах и регионах и самостоятельному определению в течение длительного времени стоимости рекламы и мест ее размещения.
При этом, этим законопроектом сводились на нет многие действующие законы, в том числе «О конкуренции», «О рекламе», «О закупках».
Законопроект с июля 2022 года находился на этапе подготовки ко второму чтению.
Идею единого оператора цифровых рекламных конструкций критиковали ФАС, Минцифры и участники рынка. Все фракции в Думе пришли к выводу, что законопроект надо отклонить.
• Госдума во втором чтении отклонила поправки к закону «О рекламе», предусматривающие возможность размещения цифровой наружной рекламы и интернет-объявлений от частных лиц только через единого оператора.
• 15 июля 2022 года Госдума в первом чтении поддержала законопроект. Тогда предполагалось, что новая схема размещения цифровой рекламы и онлайн-объявлений защитит россиян от «распространения недостоверной информации».
• Перед рассмотрением в Госдуме около 60 представителей индустрии отправили коллективные письма против законопроекта. Они заявили, что единый оператор сможет контролировать показ цифровой рекламы в регионах и устанавливать монопольно высокую цену за её размещение.
• Во время обсуждения документа особое внимание уделялось «Авито», принадлежавшему на тот момент нидерландской компании Prosus. Сторонники принятия закона утверждали, что сервис занимает 41% рынка и называли это «монополизмом» иностранной компании.
• 26 июля источник «Интерфакса» сообщил о критике законопроекта со стороны Федеральной антимонопольной службы. В службе посчитали, что единый оператор ухудшит условия для других компаний, а из-за отсутствия конкуренции стоимость рекламы вырастет.
Беспрецедентный документ ещё широко обсуждался в регионах и профессиональном рекламном сообществе и вызвал много нареканий, опасений и тревог. Участники рынка имели реальные опасения монополизации рекламного бизнеса и возможного развала рекламной отрасли во всех регионах и вместе с регионами готовили поправки ко второму чтению.
Предполагалось, что все остальные сервисы, которые публикуют в интернете частные объявления физических лиц, после выбора единого оператора прекратят свою деятельность, вернув пользователям деньги за оплаченные, но так и не оказанные услуги, а многие рекламные компании и агентства закроются, не выдержав такой недобросовестной конкуренции.
Подпись под резолюцией не поставила группа Russ Outdoor, которая могла претендовать на роль оператора, так как она соответствует всем перечисленным в законопроекте требованиям: компания является российским юрлицом и «системообразующей организацией», за исключением компании учредителя, и ей принадлежат собственные рекламные конструкции на объектах транспортной инфраструктуры.
В Gallery также заявили, что поддерживают решение Госдумы. «Мы можем с уверенностью заявить, что отклонена откровенно вредная инициатива, не выдерживавшая никакой критики на всех уровнях, начиная с участников рынка и заканчивая органами власти, регулятором (Федеральной антимонопольной службой), отраслевыми, деловыми и общественными организациями», — заявила компания.
Мне было особенно приятно вместе с представителями рекламной отрасли участвовать в этом очень значимом и масштабном мероприятии, присутствовать на круглом столе в Государственной Думе РФ, готовить свои письма и обращения, выступать и болеть за общее дело и коллективно добиться такого весомого результата по недопущению принятия «незаконного» законопроекта, защитить рекламный бизнес в качестве представителя от нашего региона и города Сочи.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: