Считается родиной современной Бразилии, бурная история Сальвадора породила уникальную "аксе" (или энергию) и подход к жизни.
Насыщенный аромат оладий акараже, продаваемых продавцами из Байаны, смешивается с ритмичным барабанным боем уличных групп Сальвадора. Туристы и местные жители наводнили бары района Пелуринью, чтобы посмотреть первую игру Бразилии на чемпионате мира 2022 года, и толпы людей взорвались, когда они забили гол Сербии. Этот радостный праздник на фоне голубого неба и пастельных зданий колониальной эпохи на площади Террейру-де-Жезус типичен для столицы бразильского штата Баия, Сальвадора-де-Баия (более известного как Сальвадор).
Я быстро понял, что празднование - это скорее норма, чем исключение в Сальвадоре, городе, расположенном на северо-восточном побережье Бразилии, недалеко от одних из лучших пляжей страны, который многие считают родиной современной Бразилии. У местных жителей есть поговорка: "Sem pressa, olha para o céu, fala com Deus, você tá na Bahia" (Не торопись, посмотри на небо, поговори с Богом, ты в Баии), которая, как отмечает уроженка Сальвадора Алисе Насименто, олицетворяет расслабленность ихорошая атмосфера, уникальная для этого региона. Неудивительно, что этот город, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, неофициально известен как "столица счастья" Бразилии.
Когда вы спрашиваете местных жителей (известных как сотерополитанос), что делает Сальвадор таким ликующим, все они, кажется, упоминают одно и то же: axé, западноафриканский термин йоруба, который свободно переводится как "энергия". Жаир Дантас Душ Сантуш, житель Сальвадора, описывает аксе Сальвадора как "мощное присутствие в воздухе, которое нужно скорее почувствовать, чем объяснить". Действительно, сотерополитанцы говорят, что axé - это энергия, вплетенная в ткань бахийской культуры, и она пропитывает все, от музыки Сальвадора до его непринужденного отношения к жизни.
Невозможно описать Бахиан-аксе, не рассмотрев сначала многослойную и бурную историю региона. Сальвадор был основан в 1549 году португальскими колонизаторами и служил первой столицей Португальской Америки до 1763 года. Во времена трансатлантической работорговли он был крупным морским портом и считается первым в Новом Мире рынком рабов, куда порабощенных африканцев привозили для работы на сахарных плантациях региона.
Местный учитель и поэт Антониу Баррету говорит, что для понимания сложной истории Сальвадора достаточно взглянуть на название, данное историческому центру города: Pelourinho (позорный столб), деревянное сооружение, используемое для публичного надругательства над людьми. В колониальные времена порабощенных людей публично наказывали на пелуриньюсе за предполагаемые нарушения. Сегодня это название сохранилось как напоминание о темном прошлом Сальвадора.
В эпоху работорговли португальцы поработили больше африканцев, чем в любой другой стране, вывезя почти пять миллионов из них в Бразилию. Большинство этих порабощенных людей были выходцами из Анголы, другой португальской колонии и других стран Западной Африки. Рабство сохранялось в Бразилии до 1888 года, однако Баррето объяснил, что порабощенные африканцы и их потомки продолжали бороться за свою свободу и традиции в течение многих лет. Герб штата Бахиан иллюстрирует силу своего народа с помощью латинской фразы "Per ardua surgo" (я преодолеваю трудности).
Сегодня Сальвадор считается афробразильской столицей, где примерно 80% жителей ведут свои корни из Африки. Уникальная культура города свидетельствует о силе и мужестве его жителей, которые наслаждаются настоящим и с гордостью отмечают свои богатые бахианские традиции, унаследованные от португальцев, африканских и индейских народов. Прогуливаясь по улицам, легко увидеть, как сливаются воедино эти разнообразные музыкальные, кулинарные и религиозные практики.

Сальвадор является афробразильской столицей и был первой столицей страны
Прогуливаясь по центру Пелуринью, мы с Баррето подошли к площади Террейру-де-Жезус, известной своими церквями колониальной эпохи и памятниками 17 века. Сочетание оштукатуренных зданий и произведений искусства в африканском стиле, найденных по всей территории Террейру-де-Жезус, подчеркивает культурное слияние и устойчивость, столь уникальные для этого города. Когда-то площадь была местом, где избивали порабощенных африканцев, а теперь служит фоном для бахийских фестивалей, посвященных капоэйре и самбе, двум практикам, родившимся в Баии.
Перед церковью Сан-Франциско, известной своим интерьером с золотой скульптурой и иллюзионистической росписью эпохи барокко, мы наткнулись на энергичную капоэйру рода (круг), исполняемую в рамках Фестиваля популярной культуры, посвященного бахианским традициям. Исполнители капоэйры плавно двигались в такт барабанам атабаке и беримбау, однострунному смычковому ударному инструменту, родом из Западной Африки. Подобно атабаке и беримбау, капоэйра также уходит своими корнями в Африку.
Историки считают, что капоэйра, уникальное сочетание боевого искусства и танца, была разработана в Бразилии порабощенными африканцами как средство самообороны под португальским контролем. Сегодня капоэйра является одним из основных уличных развлечений Сальвадора и олицетворяет освобождение и свободу. Практикующие говорят, что их подвижные движения воплощают дух вадиасао, что в широком смысле переводится как праздность, и являются примером спокойной энергии региона.
На другой стороне Террейру-де-Жезус мы с Баррето увидели представление самбы, где движения танцоров синхронизировались с ритмом гитар, барабанов и пандейрос (тамбуринов). Как и капоэйра, самба родилась в Баии у порабощенных африканцев и сейчас считается национальным танцем Бразилии. Различные формы самбы развивались по всей Бразилии в колониальную эпоху, а Самба Рода родом из Сальвадора. Это коллективное представление, сочетающее танцы, музыкальные инструменты, пение и поэзию, заимствованные из африканских и португальских традиций. Сегодня самбу танцуют по всей Бразилии, а в сальвадорском Бале Фолклорика-да-Баия проходят профессиональные представления, посвященные танцу, родившемуся в Бахии.

Самба и капоэйра родились в Баии и развивались порабощенными африканцами
Традиции Бахии, такие как капоэйра и самба, отмечаются с большой гордостью в регионе. Фактически, главный праздничный сезон Сальвадора, который длится с декабря по март, начинается с Дня самбы и заканчивается Карнавалом. Местные жители быстро отмечают, что крупнейшие в мире уличные карнавальные вечеринки проходят не в Рио, а здесь, в Сальвадоре.
Пожалуй, ничто так не воплощает концепцию аксе, как Кандомбле, синкретическая религия, в которой йоруба и другие западноафриканские традиции сочетаются с римским католицизмом. Спросите сотерополитанцев, и они быстро скажут вам, что они счастливее других бразильцев, потому что у них больше праздников, чем в других регионах, во многом благодаря сильному присутствию веры Кандомбле, и если вы сегодня побродите по Сальвадору, вы, вероятно, увидите, как практикующие Кандомбле предлагают благословения прохожим.
Вера кандомбле возникла в Бразилии в колониальную эпоху, когда португальцы навязали католицизм порабощенным африканцам. В попытке сохранить свою духовную идентичность порабощенные народы смешали образ католических святых со своими африканскими оришас (духами). В то время как Кандомбле в настоящее время общепринято в бразильском обществе, практикующие, к сожалению, все еще сталкиваются с дискриминацией. Однако в Сальвадоре и католические церкви, и Кандомбле террейрос (храмы) сосуществуют в относительной гармонии, и присутствие Кандомбле ощущается по всему городу.
Влияние Кандомбле особенно заметно в великолепных платьях, которые с гордостью носят женщины из Байана-де-Акарахе, продающие традиционную уличную еду. Их яркая одежда является символом Кандомбле и подчеркивает смешанные традиции разнообразного населения региона. В то время как наряды Baiana вдохновлены как европейской одеждой эпохи барокко, так и одеждой в стиле йоруба, их разноцветные ожерелья из бисера представляют Кандомбле оришас. Улицы Сальвадора заполнены женщинами из племени Байана, которые продают такие вещи, как африканские акарахе (оладьи из черноглазого горошка) и кокада (кокосовый десерт), с радостью делясь своей культурой как с местными жителями, так и с туристами.

Как и его религия и танцы, еда Сальвадора находится под сильным влиянием африканских корней и предназначена для прославления
В Сальвадоре еда, как и жизнь в целом, предназначена для празднования. Популярные местные блюда, такие как акарахе и абара (закуска, похожая на акрахе, приготовленная на пару в банановых листьях), предлагаются Кандомбле оришас во время церемониальных празднеств, и местные поклонники приправляют их аксе. За пределами курортного города Кандомбле процветающие рестораны и оживленные рынки - отличный способ попробовать уникальную кухню Сальвадора в течение всего года.
Исследуя оживленный район Ладейра-да-Прегиса, я встретила местного повара Крис Оливейру де Сантану, которая описала свое любимое блюдо абара как "взрыв вкуса, представляющий собой смесь Бразилии и Африки". Как и другие традиции, родом из Баии, Оливейра де Сантана сказал, что бахийская еда не только составляет местную идентичность, но и представляет "берсу ду Бразил", или место рождения самой современной Бразилии.
Традиции Сальвадора, от смешанного искусства до кухни фьюжн, воплощают историческую устойчивость и культурную гордость, неразрывно связанные с праздничным настроением города. Возможно, настоящий ключ к счастью Сальвадора заключается в его способности превратить свою бурную историю в уникальную радость, которую Сальвадор подарил остальной части Бразилии