"Мотопробеги и доноры органов: любопытная связь"
Исследование показало, что аварии на крупных мотопробегах приводят к увеличению количества донорских органов.

Это старая и болезненная шутка, особенно уместная в больничных отделениях неотложной помощи: когда кого-то на мотоцикле, который мчится мимо вас по автостраде, называют донором органов.
Это не смешно, конечно. Но в этом грустном, темном юморе, похоже, есть доля правды, согласно исследованию JAMA Internal Medicine , которое предполагает, что крупные мотоциклетные митинги незначительно увеличивают донорство органов.
Почему исследователи решили это изучить?
Веские доказательства показывают, что мотоциклы более опасны, чем другие виды транспорта, особенно если водитель безрассудно ведет машину, не надев шлем или находясь под воздействием алкоголя или других наркотиков.
Тем не менее, за последние 20 лет количество мотоциклов, зарегистрированных в США, удвоилось с 4,3 млн до 8,6 млн. Популярны и мотопробеги: в 2022 году более полумиллиона человек посетили крупнейший в мире мотопробег в Стерджисе, Южная Дакота. И это примерно на 200 000 человек меньше, чем в некоторые годы.
С таким количеством людей на мотоциклах, собравшихся в одном месте, исследователи задались вопросом, может ли увеличиться количество несчастных случаев со смертельным исходом и может ли это временно увеличить уровень донорства органов.
Их исследование пошло дальше. Сосредоточив внимание на городах, в которых в период с 2005 по 2021 год в США проходили крупные мотоциклетные пробеги, исследователи подсчитали дорожно-транспортные происшествия со смертельным исходом, которые привели к донорству и трансплантации органов. Затем они сравнили цифры с показателями за четыре недели до и после пробегов в этих местах. Они также рассмотрели ставки в тех частях страны, где не было мотопробегов.
Что обнаружило исследование?
В среднем один донор может предоставить для трансплантации от трех до четырех органов, включая почки, печень и сердце. Вот почему решение стать донором органов может изменить жизнь многих людей.
Когда исследователи проанализировали почти 11 000 донорских органов, полученных после автомобильных аварий после семи крупных мотоциклетных гонок, они обнаружили:
- Донорами органов были в основном молодые люди (средний возраст 32 года) и мужчины (71%).
- В среднем в каждый день мотоциклетного митинга доноров органов было на 21% больше, а реципиентов — на 26% больше, чем в тех же районах в дни, когда не проводились митинги, или в близлежащих регионах, где митинги не проводились. Звучит солидно, но это всего лишь один дополнительный донор для двух крупных мотоциклетных гонок
- Смертность доноров по причинам, отличным от дорожно-транспортных происшествий, не увеличилась во время мотопробегов.
Результаты этого исследования поднимают новые вопросы
Исследование показывает, что больше несчастных случаев — и больше донорских органов — происходит в дни, когда проводятся крупные мотопробеги. Но мы многого не знаем, что могло бы представить результаты исследования в другом свете. Например:
- Происходили ли несчастные случаи со смертельным исходом в основном на крупных магистралях, небольших дорогах или на бездорожье?
- Была ли какая-то связь между авариями со смертельным исходом и пассажирами мотоциклов или определенными транспортными средствами — скажем, одним мотоциклом или мотоциклом и грузовиком?
- Как мотоциклетные митинги влияют на уровень травматизма и смертности? Это исследование, вероятно, недооценило общее воздействие, потому что оно включало только смертельные случаи после дорожно-транспортных происшествий, которые привели к донорству органов. Несчастные случаи без летального исхода и несчастные случаи со смертельным исходом, которые не привели к донорству органов, не были включены.
- Превышает ли количество несчастных случаев со смертельным исходом во время мотопробегов, чем можно было бы ожидать, учитывая резкое увеличение толпы и трафика?
Ответы на эти вопросы могут помочь организаторам митингов повысить безопасность этих мероприятий.
Заключение
На мой взгляд, это замечательное исследование содержит несколько выводов.
Во-первых, мотопробеги связаны с ростом числа дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом. Зная это, организаторы пробегов, местные лидеры и поставщики медицинских услуг должны принять меры для повышения безопасности и быть готовыми к увеличению числа травм, связанных с авариями. Как минимум, участников пробега следует поощрять к ношению шлемов и отговаривать от безрассудного вождения или вождения в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Кроме того, это исследование предполагает, что организаторам мотопробегов следует включить в эти мероприятия программы регистрации доноров органов. Это может увеличить количество органов, доступных для тех, кто нуждается в пересадке органов, в то время, когда ощущается их значительная нехватка. Это может даже побудить людей ездить более безопасно.