Пять способов быть спокойным — и почему это важно
Является ли спокойствие пассивным состоянием бытия, включающим оцепенение того, что происходит на самом деле? В некоторых случаях это неестественно – даже социопатично? Или чувство спокойствия является одним из величайших качеств, которые мы можем иметь? Вот пять идей о спокойствии, от философии безмятежности до музыки, искусства и поэзии, которые могут заставить нас чувствовать себя спокойно, и как найти свой «поток».
Стоическое спокойствие
«Сохраняйте спокойствие и безмятежность независимо от того, что преподносит вам жизнь», — советовал римский философ Марк Аврелий. Звучит легче сказать, чем сделать, подумаете вы. Но на самом деле стоик Аврелий умел делать вид, что достичь спокойствия легко.
Знаменитая работа Аврелия « Размышления », по словам Джона Селларса, автора и читателя Королевского Холлоуэя Лондонского университета, посвящена «рассмотрению наших повседневных забот и забот в более широкой перспективе». Будучи императором Рима, Аврелий столкнулся с огромным давлением, но Селларс рассказывает BBC Culture: «Он часто напоминает себе, насколько коротка его жизнь по сравнению с безбрежностью времени и как мала она по сравнению со всем космосом».
В соответствии со своим стоическим взглядом на жизнь Аврелий также постоянно напоминает себе, что «любое разочарование или отрицательные эмоции, которые он может испытывать, в конечном итоге являются продуктом его собственных суждений или интерпретаций ситуаций, и, как следствие, вещей, которые он может контролировать». ", - говорит Селларс.
Чтобы принимать правильные решения, нам нужно спокойное настроение, чтобы мы могли сделать паузу и подумать, прежде чем вести себя просто реактивно — Джон Селларс
Но почему акцент на том, чтобы быть спокойным? Неужели так важно обрести покой? В стоическом мышлении кажется, что спокойствие — это все, это сила. Как пишет Аврелий в «Размышлениях»: «Чем ближе человек подходит к спокойному уму, тем ближе он к силе».
Селларс объясняет: «Спокойствие необходимо для того, чтобы жить хорошей, счастливой жизнью, — настаивали Маркус и его товарищи-стоики. Это потому, что встревоженный или беспокойный разум не сможет принимать разумные, рациональные решения. Бурных эмоций, например, буквально не мыслит здраво. Они были преодолены и могут действовать импульсивно или насильственно. Чтобы принимать правильные решения, нам нужно спокойное настроение, чтобы мы могли сделать паузу и подумать, прежде чем вести себя просто реактивно. "
Согласно стоикам, нам просто нужно видеть, что спокойствие находится под нашим контролем. Что бы ни происходило в мире, «все зависит от наших суждений и интерпретаций ситуаций, а не от самих ситуаций», — объясняет Селларс. Он добавляет, что философ Эпиктет, оказавший наибольшее влияние на Аврелия, писал: «Когда мы расстроены, рассержены или несчастны, никогда не привлекайте к ответственности никого, кроме самих себя, то есть наших суждений».
Эта основная идея стоиков, по словам Селларса, «оказала огромное влияние на основателей современной когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), и ее эффективность была доказана многими проведенными исследованиями КПТ».
Электронный побег
От якобы успокаивающих звуков кастрюли до окружающих звуков тропического леса, мы все привыкли к стандартной идее звуковых ландшафтов как успокаивающего фона. Но, конечно же, звуки, которые каждый из нас находит успокаивающими, по определению индивидуальны, и не существует универсального саундтрека, который бы способствовал умиротворению для всех.
Точно так же, как стоики подчеркивали перспективу и то, насколько каждый из нас мал по сравнению со всем космосом, исполнитель электронной музыки Джордж Фитцджеральд обратился к вселенной и звездам за вдохновением для своего альбома 2022 года Stellar Drifting . Музыкант сказал MusicTech : «Для меня [космос] представлял собой самую дальнюю точку, величайшее видение человечества». Фитцджеральд провел время в Нью-Мексико, катаясь по пустыне и наблюдая за звездами. «Космос выводит вас из себя. Он напоминает вам, что мы крошечные и незначительные».
Он взял изображения вселенной, собранные НАСА, и, загрузив их в новые программы, преобразовал их в звуки, которые затем превратил в 10 треков на альбоме. Он также использовал аудиозаписи с зондов, которые летали по Солнечной системе.
Электронная, гаражная и хаус-музыка на протяжении десятилетий была формой бегства от действительности, сначала развиваясь на интересных маргинальных слоях общества и объединяя разрозненные группы. И, по словам Фитцджеральда, звезды на небе — это эскапизм, который объединяет всех нас. Вероятно, самым успокаивающим треком на альбоме является « Заходящее солнце », которым можно наслаждаться не обязательно на шумном танцполе, а скорее лежа на диване или стоя на склоне холма, созерцая необъятность вселенной — и собственную незначительность.
Искусство спокойствия
Точно так же и в изобразительном искусстве спокойный медитативный опыт одного зрителя является интенсивной психодрамой для другого. The New Yorker описывает работы шведской художницы Хильмы аф Килмт как «пугающе эзотерические» и резонирующие с «беспокойным поисковым настроением в современной культуре». Для других зрителей такие шедевры, как «Десять крупнейших», группа IV, № 3 «Юность», 1907 г., кажутся квинтэссенцией умиротворения в своей загадочной потусторонности.
Шведский мистик и художник Аф Клинт разработала свой собственный лексикон пастельных тонов на несколько лет раньше, чем другие более известные художники-абстракционисты. В апреле этого года в лондонской галерее Тейт Модерн на выставке будут представлены ее работы наряду с работами Пита Мондриана. «В основе их обоих творческих путешествий лежало общее желание понять силы, лежащие в основе жизни на Земле», — говорит Тейт.
Аф Клинт начала свою карьеру как художник-пейзажист, вдохновленный природой, а затем ее работы стали изображать естественные формы, склоняясь к абстракции. Духовность, теософия и философия были центральными в ее внешнем видении, и ее работы отражают это ощущение чего-то большего, чем мы в игре — на самом деле она действительно верила, что ее работы были написаны под руководством высших духов. Как и другие до нее, она рассматривала наше существование лишь как небольшой элемент в более широкой схеме вещей.
Каким бы бесспорным ни было ее видение, ее интерес к метафизике и теософии был замысловатым, даже полунаучным, и со своей внутренней логикой – ее тянуло как к спиритуалистическим трудам основателя Теософского общества мадам Блаватской, так и к философские идеи средневекового мистика Христиана Розенкройца. Она хотела, чтобы ее работа облегчала духовное посредничество, выходящее за пределы физической реальности, и визуализировала своего рода астральный мир.
Кто знает точную мотивацию или смысл этих экстраординарных, лиминальных, загадочных произведений искусства? И, возможно, именно эта таинственность и потусторонность делают процесс созерцания их, по крайней мере, для некоторых из нас, таким глубоко умиротворяющим переживанием.
Гармония хайку
Считается, что традиционная форма японской поэзии, хайку, состоящая из 17 слогов в трех строках, оказывает успокаивающее воздействие на читателя. Структура хайку следует строгому подсчету слогов и побуждает поэта сосредоточиться на одном образе или моменте, что само по себе имеет медитативное воздействие. Использование образов природы в хайку также вызывает чувство спокойствия и умиротворения. Краткость и простота хайку позволяет читателю обдумать и обдумать смысл и образы, не чувствуя себя перегруженным излишними идеями и языком.
Мацуо Басё периода Эдо, самый известный поэт хайку — полное собрание его стихов переведено в книге « О любви и ячмене: Хайку Басё » — родился в Ига-уэно недалеко от Киото в 1644 году. Спутник местного аристократа. Басё был не только мастером хайку, но и буддийским монахом и великим путешественником — в путешествии он полностью полагался на гостеприимство храмов и друзей-поэтов.
В его гномических стихах дзэнская идея единства сочетается с творчеством при помощи курами или легкости прикосновения. Каждое из его стихотворений вызывает в памяти сцены из мира природы — прыгающая лягушка, летняя луна, цветущая вишня, зимний снег — которые предполагают ничтожность человеческой жизни в контексте необъятности природы. Его самое известное хайку, содержательное и лаконичное, - «Старый пруд» : «Старый пруд / Лягушка прыгает в воду - / Шум воды». Другой - «Беслистная ветвь» : «На голой ветке / Ворона отдыхает - / Осенняя ночь».
Басё вел уединенную жизнь, полностью свободную от имущества. Возможно, его хайку являются результатом острого глаза и медитативного ума, которые не отвлекаются на «вещи», и поэтому он более живо воспринимает красоту окружающего мира и ближе к своей собственной интуиции.
Как пишет Дайсэц Т. Судзуки в книге « Дзен в японской культуре »: «Хайку не выражает идеи, но… выдвигает образы, отражающие интуицию. Они сами являются интуицией». Предполагается, что композиция хайку настолько интуитивна, что почти бессознательна.
Хайку и их пристальное внимание к деталям природы являются частью более широких японских концепций нагоми и икигай, которые в грубом переводе приравниваются к чувству смысла и гармонии. «[Хайку] дает нам представление о том, почему слово икигай существует в японском языке», — пишет Юкари Мицухаши в книге « Икигай: придавая каждому дню смысл и радость» . «В нашей повседневной жизни, погружаемся ли мы в природу или поглощаем традиционную японскую еду, внимание к деталям позволяет нам сосредоточиться на том, что находится прямо перед нами, вместо того, чтобы думать о наших списках дел в нашей голове… нам находить радость и икигай в простых повседневных вещах».
И принципы хайку могут быть успокаивающими, если применять их и к другим сферам жизни. В своей книге « Прощай, дела » Фунио Сасаки пишет: «В традиционных картинах мало фигур и ценится негативное пространство. Японская каллиграфия и рисунки кистью черно-белые. Хайку — самая короткая стихотворная форма в мире. Вот несколько примеров минималистическая эстетика в японском искусстве и культуре». В книге Сасаки, как и Басё за все те столетия до этого, решает раздать большую часть своего имущества и исследует возникающее в результате чувство спокойствия и умиротворения: «От устранения лишнего можно выиграть больше, чем вы можете себе представить: время, пространство, свобода и энергия, например».
Найдите свой поток
К спокойствию некоторые относятся с подозрением — неужели состояние спокойствия — это просто состояние пассивности? Отказ от помолвки, отказ или, что еще хуже, социопатическое отчуждение?
Но быть спокойным не обязательно значит быть пассивным или онемевшим. Когда мы поглощены любимым делом — музыкой, садоводством, рисованием, вязанием, письмом, чем бы это ни было, — мы можем войти в почти трансовое состояние спокойствия, загипнотизированные тем, что делаем. Как утверждает Мицухаси в своей книге об икигай, погружение в природу или какое-то конкретное занятие заставляет нас сосредоточиться на том, что находится перед нами, освобождая наш разум от других вещей и позволяя нам обрести покой.
В своей классической работе «Путь художника» Джулия Кэмерон призывает читателя «взять на себя обязательство проводить время в тишине». Она пишет: «Творчество происходит в данный момент, и в этот момент мы вне времени».
А автор Михай Чиксезентмихайи утверждает, что то, что действительно заставляет нас чувствовать себя не только спокойно и умиротворенно, но и радоваться жизни, — это открытие более полноценного состояния бытия. Он называет это состояние ума «потоком». В своей книге « Поток: психология счастья » он проливает свет на идею, которую постулировали многие философы до него, что путь к миру лежит не в бездумной непривязанности, а в осознанном вызове. Каждый из нас по-разному находит свой поток и свое чувство спокойствия.