Alexey
AlexeyПодписчиков: 63
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг4312

После исторического первого полета, что ждет эту спорную ракету в будущем?

55 просмотров
3 дочитывания
1 комментарий
Эта публикация уже заработала 0,15 рублей за дочитывания
Зарабатывать


Ракета НАСА Space Launch System, несущая космический корабль Orion, стартует в рамках летных испытаний Artemis I, среда, 16 ноября 2022 года, со стартового комплекса 39B в Космическом центре имени Кеннеди НАСА во Флориде. (НАСА/Киган Барбер).

После исторического первого полета, что ждет эту спорную ракету в будущем?

New York (CNN Business) -В горячие дни, предшествующие запуску 16 ноября долгожданной миссии "Артемида I", которая без экипажа совершает путешествие вокруг Луны, некоторые представители отрасли признавались, что испытывают противоречивые эмоции по поводу этого события.

С одной стороны, это был восторг от того, что НАСА делает первые шаги к тому, чтобы в конечном итоге вернуть людей на лунную поверхность; с другой стороны, тень, отбрасываемая долгим и дорогостоящим процессом, который потребовался для достижения этой цели.

У меня смешанные чувства, хотя я надеюсь, что наша миссия будет успешной", - сказал бывший астронавт НАСА Лерой Чиао в интервью "Нью-Йорк Таймс". "Всегда интересно наблюдать за полетом нового аппарата. Для перспективы, мы прошли путь от создания НАСА до высадки людей на Луну чуть менее чем за 11 лет. Эта программа, в той или иной версии, продолжается с 2004 года".

В разработке ракеты, которая станет центральным элементом миссии Artemis I, было много задержек: Система космического запуска НАСА (SLS), самая мощная ракета из когда-либо летавших - и одна из самых противоречивых. Первоначально предполагалось, что эта ракета-носитель отправится в полет в 2016 году. Но за десять с лишним лет, в течение которых ракета находилась в стадии разработки, она вызвала бурные критические замечания в адрес космического агентства и компании Boeing, которая заключила основной контракт на создание активной зоны ракеты SLS.

Управление генерального инспектора НАСА (OIG) неоднократно называло "плохую работу" компании Boeing фактором, способствующим многомиллиардному перерасходу средств и задержкам в графике, которые повредили SLS.

После исторического первого полета, что ждет эту спорную ракету в будущем?

"Рост затрат и задержки графика разработки основной стадии в значительной степени связаны с проблемами управления, техническими проблемами и проблемами инфраструктуры, вызванными плохой работой компании Boeing", - говорится в одном из отчетов КГИ НАСА за 2018 год, первом в серии аудиторских проверок, проведенных КГИ в связи с управлением НАСА программой SLS. А в отчете за 2020 год излагались аналогичные претензии.

Boeing, со своей стороны, отверг критику, указав на строгие требования к испытаниям и общий успех программы. В отчет КГИ также включена переписка с НАСА, которое в 2018 году отметило, что "уже признало возможность улучшить управление эффективностью контракта" и согласилось с рекомендациями отчета.

В различных публикациях ракета также была названа "результатом неудачных компромиссов и нечестивой политики", "колоссальной тратой денег" и "непоправимой ошибкой".

Несмотря на все жаркие дебаты, которые сопровождали SLS, по общему мнению, ракета останется. Представители НАСА и компании Boeing заявили, что первый запуск, состоявшийся два месяца назад, был практически безупречным.

Я работал над 50 запусками "Спейс Шаттлов", - сказал CNN по телефону руководитель программы SLS компании Boeing Джон Шеннон. "И я не помню ни одного запуска, который был бы настолько чистым, как этот, что для ракеты, запускаемой впервые - особенно для той, которая прошла через все испытания, как эта, - действительно ставит восклицательный знак на том, насколько надежна и прочна эта ракета".

Руководитель программы Artemis в НАСА Майк Сарафин также сказал на пресс-конференции после запуска, что ракета "сработала на отлично".

Однако из-за своей непростой истории и высокой цены SLS может столкнуться с недоброжелателями в ближайшие годы.

Почему SLS вызывает столько споров

Многие задаются вопросом, зачем вообще нужна SLS. Учитывая, что расчетная стоимость одного запуска составляет более 4 миллиардов долларов для первых четырех миссий Artemis, вполне возможно, что коммерческие ракеты, такие как массивная марсоходная ракета, которую строит SpaceX, могли бы выполнить эту работу более эффективно, как недавно заметил руководитель отдела космической политики некоммерческой группы по защите исследований Planetary Society Кейси Дрейер в статье, где излагаются обе стороны аргументов в пользу SLS.

(Администратор НАСА Билл Нельсон отметил, что оценка стоимости одного запуска в 4 миллиарда долларов включает в себя затраты на разработку, которые, как надеется космическое агентство, будут амортизированы в течение 10 или более миссий).

"Суть в том, что нет ничего другого, подобного SLS, потому что он был создан с нуля с расчетом на человека." - Джон Шеннон, руководитель программы SLS, Boeing.

Компания Boeing была выбрана в 2012 году для строительства "основной ступени" SLS - громоздкого оранжевого фюзеляжа, в котором размещается большая часть массивных двигателей, обеспечивающих ракету первым импульсом мощности при старте.

Хотя в проектировании и строительстве SLS участвовали более 1000 компаний, работа Boeing включала в себя самую большую и дорогостоящую часть ракеты.

Этот процесс начался более десяти лет назад, и когда в 2019 году была создана программа Artemis, она определила цель ракеты: вернуть людей на Луну, создать постоянный лунный форпост и, в конечном итоге, проложить путь к доставке людей на Марс.

Но SLS больше не является единственной ракетой, участвующей в программе. В 2021 году НАСА отвело SpaceX значительную роль, предоставив компании контракт с фиксированной ценой на использование своей ракеты "Марс" в качестве транспортного средства, которое доставит астронавтов на лунную поверхность после того, как они покинут Землю и отправятся на орбиту Луны на SLS. Предстоящая ракета SpaceX под названием Starship также должна быть способна самостоятельно выполнить миссию с экипажем на Луну или Марс. (Следует отметить, что Starship все еще находится на стадии разработки и пока не испытывался на орбите).

Компания Boeing неоднократно утверждала, что SLS необходима и способна выполнять задачи, которые не под силу другим ракетам.

"Суть в том, что нет ничего другого, подобного SLS, потому что она была создана с нуля, чтобы быть рассчитанной на человека", - сказал Шеннон. Это единственное транспортное средство, которое может доставить космический корабль "Орион" и служебный модуль на Луну. И именно для этого он и создавался - для доставки крупного оборудования и людей в окололунное пространство, и ничего другого, способного на это, не существует".

Starship, между тем, не предназначен исключительно для конкретных лунных целей НАСА. Генеральный директор SpaceX Элон Маск уже более десяти лет говорит о своем желании доставить людей на Марс. Совсем недавно он заявил, что Starship может быть использован для размещения гигантских космических телескопов.

Еще одна причина, по которой критики по-прежнему скептически относятся к SLS, заключается в ее происхождении. Концепция ракеты восходит к программе НАСА "Созвездие" - плану возвращения на Луну, разработанному при бывшем президенте Джордже Буше-младшем, который впоследствии был отменен.

Но SLS выжила. Многие наблюдатели считают, что одной из главных причин этого является желание сохранить рабочие места в космической промышленности в определенных округах Конгресса и укрепить цепочки поставок аэрокосмической продукции.

После исторического первого полета, что ждет эту спорную ракету в будущем?

Однако большая часть критики, направленной против SLS, была сосредоточена на самом процессе создания ракеты.

Споры по поводу "затраты плюс

В какой-то момент в 2019 году бывший администратор НАСА Джим Брайденстайн рассматривал возможность полностью отказаться от ракеты SLS, ссылаясь на разочарование задержками.

"В конце концов, подрядчики были обязаны поставить то, на что НАСА заключило с ними контракт", - сказал Бриденстайн в интервью CNN по телефону в прошлом месяце. "И я был расстроен, как и большинство американцев".

Тем не менее, по словам Брайденстайна, когда его ведомство рассмотрело этот вопрос, оно обнаружило, что "не было вариантов, которые стоили бы меньше денег или занимали меньше времени, чем просто завершение SLS" - и ракета в конечном итоге так и не была отложена. (Брайденстайн отметил, что он также публично критиковал отложенные проекты SpaceX и других компаний).

НАСА продолжало поддерживать компанию Boeing и ракету SLS даже тогда, когда она стала политической "горячей картошкой": некоторые члены Конгресса критиковали ее стоимость и отказывались отказаться от программы.

В итоге ракета SLS осуществила свой первый запуск более чем на шесть лет позже, чем предполагалось изначально. По состоянию на 2018 год НАСА выделило на программу SLS 6,2 миллиарда долларов, но, согласно анализу Планетарного общества, к 2022 году стоимость программы увеличится более чем в три раза и составит 23 миллиарда долларов.

Эти растущие расходы можно отследить по типу контрактов, которые НАСА подписало с компанией Boeing и другими основными поставщиками SLS. Он называется "затраты плюс", который возлагает финансовое бремя на НАСА, когда проекты сталкиваются с перерасходом средств, но при этом предлагает подрядчикам дополнительные выплаты, или вознаграждение.

В прошлом году в своих показаниях перед подкомитетом Сената по ассигнованиям на науку нынешний администратор НАСА Билл Нельсон раскритиковал метод заключения контрактов "затраты плюс", назвав его "чумой".

Более модными являются контракты с фиксированной ценой, которые имеют твердый предел цены, как те, которые НАСА предоставило компаниям Boeing и SpaceX для своей программы Commercial Crew Program.

Однако в интервью CNN в декабре Нельсон выступил за заключение контрактов "затраты плюс" для SLS и Orion - транспортного средства, предназначенного для перевозки астронавтов и поднимающегося на вершине ракеты в космос. Он сказал, что без такого типа контракта, по его мнению, частные подрядчики НАСА просто не захотят браться за ракету, предназначенную для столь специфической цели и исследования дальнего космоса. Создание такой специфической и технически сложной ракеты, как SLS, - это не тот риск, на который готовы пойти многие частные компании, отметил он.

"Вам действительно трудно разработать новый и очень изысканный космический аппарат... по контракту с фиксированной ценой", - сказал он.

"Эта отрасль просто не готова принять такие вещи, за исключением наземных аппаратов", - добавил он, имея в виду две другие ветви программы Artemis: роботизированные наземные аппараты, которые будут доставлять грузы на поверхность Луны, и контракт SpaceX на лунные аппараты стоимостью 2,9 миллиарда долларов. В обоих случаях будут использоваться контракты с фиксированной ценой, которые часто называют "коммерческими".

После исторического первого полета, что ждет эту спорную ракету в будущем?

"И даже там они получают значительные инвестиции от федерального правительства", - сказал Нельсон.

Плохая работа Boeing

Тем не менее, правительственные наблюдатели не остались в стороне, когда оценивали эти контракты "затраты плюс" и роль компании Boeing.

"Мы заметили очень плохую работу подрядчика со стороны Boeing. Плохое планирование и плохое исполнение", - сказал генеральный инспектор НАСА Пол Мартин во время выступления перед подкомитетом Палаты представителей по космосу и аэронавтике в прошлом году. Мы увидели, что контракты "затраты плюс", которые использовало НАСА... работали в интересах подрядчика, а не НАСА".

Шеннон, руководитель компании Boeing, признал в интервью, что Boeing и SLS столкнулись с громкими недоброжелателями, но он сказал, что ценность затянувшейся программы разработки и испытаний станет очевидной, когда SLS полетит.

"Я очень горжусь тем, что НАСА - даже несмотря на значительное отставание от графика - смогло организовать программу испытаний, которая была невероятно всеобъемлющей", - сказал он. Команда "Боинг" проработала этот процесс испытаний и достигла всех поставленных целей. И вы видите результаты. Вы видите автомобиль, который не только визуально впечатляет, но и его характеристики были впечатляющими. И это действительно поставило нас на путь к тому, чтобы мы снова могли заниматься лунными исследованиями, что очень важно для нашей страны". Но ракета все еще подвергается критике. Во время слушаний в Конгрессе в Комитете по науке, космосу и технологиям Палаты представителей в марте 2022 года генеральный инспектор НАСА заявил, что текущая смета расходов на SLS является "неустойчивой", подсчитав, что космическое агентство потратит 93 миллиарда долларов на программу Artemis с 2012 по сентябрь 2025 года.

Мартин, генеральный инспектор НАСА, указал на компанию Boeing как на одного из подрядчиков, которому необходимо найти "эффективные решения", чтобы снизить эти расходы по мере продвижения программы Artemis.

В заявлении CNN от 7 декабря компания Boeing вновь выступила в защиту SLS и его стоимости.

"Компания Boeing стремится к совершенствованию своих процессов - как на этапе разработки программы, так и сейчас, когда она переходит в стадию эксплуатации", - говорится в заявлении. Компания отметила, что уже применила "уроки, извлеченные" из строительства первой ракеты, чтобы "повысить эффективность с точки зрения стоимости и графика" будущих ракет SLS.

"С поправкой на инфляцию НАСА разработало SLS за четверть стоимости Saturn V и половину стоимости Space Shuttle", - отмечается в заявлении. "Эти программы также были важны для инвестирования в центры НАСА, рабочую силу и испытательную базу, которые используются широким кругом гражданских и коммерческих партнеров НАСА и промышленности".

Boeing и дальнейшие перспективы

Успешный запуск SLS стал долгожданным победным моментом для компании Boeing. За последние несколько лет компания погрязла в спорах, включая постоянные задержки и многочисленные проблемы с космическим кораблем Starliner, созданным для программы NASA Commercial Crew Program, а также скандал за скандалом, обрушивающиеся на ее подразделение по производству самолетов.

Теперь, когда миссия Artemis I благополучно вернулась домой, НАСА и Boeing могут приступить к подготовке новых гаргантюанских ракет SLS для запуска еще более высоких миссий.

SLS должна запустить миссию Artemis II, которая отправит четырех астронавтов в путешествие вокруг Луны, в 2024 году. После этого SLS станет основой для миссии Artemis III, которая впервые за пять десятилетий вернет человека на поверхность Луны, а также для ряда все более сложных миссий в рамках работы НАСА по созданию постоянного лунного форпоста.

Шеннон, руководитель программы SLS компании Boeing, сообщил CNN, что строительство следующих двух ядер ракеты SLS идет полным ходом, а бустер для Artemis II планируется закончить в апреле - более чем за год до запланированного старта миссии. Все "основные компоненты" для третьей ракеты SLS также завершены, добавил Шеннон.

Для третьего ядра SLS и последующих ракет Boeing также переносит окончательную сборку на новые предприятия во Флориде, освобождая пространство на своих производственных мощностях для увеличения объемов производства, что может помочь снизить затраты.

Шеннон отказался сообщить конкретную цену на новые ракеты или поделиться какими-либо внутренними целями по ценообразованию, хотя ожидается, что НАСА подпишет новые контракты на ракеты для запуска миссии Artemis V и последующих, что может существенно изменить цену за запуск.

Нельсон также сказал CNN в декабре, что НАСА "будет вносить улучшения, и мы будем искать возможности для экономии средств там, где это возможно", например, при решении использовать коммерческие контракты для других аппаратов в рамках программы Artemis.

После исторического первого полета, что ждет эту спорную ракету в будущем?

Как и будут ли выполняться эти контракты, еще предстоит выяснить: SpaceX должна заставить летать свою ракету Starship, массивная космическая станция под названием Gateway должна быть реализована, и по крайней мере некоторые из роботизированных луноходов, предназначенных для доставки грузов на Луну, должны доказать свою эффективность. Также пока неясно, приведут ли эти контракты к достаточной экономии средств, чтобы критики SLS, включая КГИ НАСА, сочли программу Artemis устойчивой.

Что касается SLS, Нельсон также сказал журналистам 11 декабря, сразу после завершения миссии Artemis I, что у него есть все основания ожидать, что законодатели продолжат финансирование ракеты и более широкой лунной программы НАСА.

"Я не беспокоюсь о поддержке со стороны Конгресса", - сказал Нельсон.

Бриденстайн, предшественник Нельсона, который публично критиковал SLS, сказал, что в конечном итоге он поддерживает SLS и отмечает, что, несмотря на противоречия, она пользуется редкой двухпартийной поддержкой со стороны тех, кто финансирует ее.

"Сейчас мы находимся в таком положении, когда это будет успешным", - сказал Брайденстайн в прошлом месяце, вспоминая, как он впервые осознал, что программа Artemis пользуется поддержкой как справа, так и слева. "Вся Америка будет гордиться этой программой. И да, будут разногласия. Люди будут говорить, что вам следует перейти на коммерческую основу и отказаться от SLS... но в конце концов, мы должны собрать вместе все лучшие программы, которые мы можем предложить Америке, и использовать их для полета на Луну".

1 комментарий
Понравилась публикация?
3 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 1
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Федоров Михаил
Подписчиков 28
сегодня, 14:17
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг22.3к
1. В космосе нет звука из-за отсутствия атмосферы, через которую звук распространяется.
Подробнее
Неинтересно
0
0
Горбунов Юрий Алексеевич
Подписчиков 723
01.05.2024, 07:24
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг190.5к
Практически каждый ребенок хотя бы раз мечтал стать космонавтом. Кто бы не хотел ...
Подробнее
Неинтересно
0
2
Рената Гришина
Подписчиков 32
вчера, 10:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг32.8к
Обожаю, когда кругозор расширяется как бы случайно и даже не по моей инициативе)))
Подробнее
Неинтересно
0
1
Нестеров Тимур
Подписчиков 157
позавчера, 18:57
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг179.9к
В далеком королевстве, среди величественных гор и безбрежных звездных небес, жила девушка по имени Элиана.
Подробнее
Неинтересно
0
1
Семён Семёнович
Подписчиков 343
позавчера, 13:08
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг718.2к
НАСА работает над новой ракетой, работающей на ядерной энергии, которая, по их мнению, может ...
Подробнее
Неинтересно
0
1
Николай
Подписчиков 3027
23.05.2024, 14:32
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг3.1М
Число погибших и пострадавших при теракте в «Крокус Сити Холле» 22 марта 2024 года, до сих пор точно ...
Подробнее
Неинтересно
-1
27
Наталья
Подписчиков 160
21.05.2024, 07:36
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг
Ночь, улица, фонарь, листва но ведь красиво же?
Подробнее
Неинтересно
0
10