Как люди выживали в СССР при таких маленьких зарплатах и пенсиях?

Об СССР можно вспомнить много хорошего начиная от более доступной медицины, заканчивая бесплатным образованием и дешевым проездом в общественном транспорте, включая поезда и самолеты. Однако у нашей страны были и минусы, основным из которых являлся низкий уровень жизни. Причем жили все одинаково, одинаково бедно по сравнению с сегодняшними реалиями.
Тем не менее советские граждане проявляли смекалку, и даже, несмотря на низкие зарплаты и пенсии, они умудрялись радоваться жизни и верить в завтрашний день, который, как мы знаем, не наступил, ведь в 1991 году страны не стало. Но нужно отдать должное, люди в него верили до последнего, идя на референдум и голосуя фактически за развал СССР.
Стабильные, но высокие цены в СССР: таблица продуктов
Цены в СССР были стабильные и практически не менялись десятки лет. Так, десяток яиц в магазине как в 1970-м, так и в 1987 году стоил 1,1 рубля, не изменившись в цене за 17 лет ни на копейку:

При этом зарплата у населения росла чуть ли не ежегодно, прибавляя по 4–6 рублей:

Тем не менее даже в самые лучшие годы она не дотягивала до сегодняшнего уровня. Ведь посудите сами, если взять тот же 1987 год, когда яйца еще стоили те же 1,1 рубля, и посчитать, сколько можно было их купить на среднюю зарплату в 214 рублей, то мы получим всего 196 десятков яиц.
В нынешнее время, когда десяток яиц стоит всего 75 рублей, чтобы купить 196 десятков, нам бы понадобилось всего 14 700 рублей, что даже ниже минимальной зарплаты в регионах.
То есть наша минимальная зарплата выше средней в СССР. Однако мало кто может сказать, что люди в советские годы жили бедно, и будет прав.
Почему советские граждане при низких зарплатах и пенсиях жили достойно
Секрет советских времен заключался в том, что у людей были совершенно другие потребности, взгляды на жизнь и бесплатные блага от государства. Вот несколько примеров, как граждане могли экономить в период СССР:
1. Люди пекли хлеб и пироги.
Все мы помним, как наши бабушки выпекали всевозможные вкусности из теста. Не знаю, откуда они знали столько рецептов, не имея Интернета и даже книг с нормальными иллюстрациями, но знали они их по меньшей мере сотни.
Помню из детства, что заходя в любой подъезд, можно было почуять запах свежей выпечки, а друзья всегда делились во дворе пирожками.
Современная молодежь понятия не имеет, как пользоваться духовкой, разве что используют ее для хранения посуды. Все дело в том, что теперь все эти пироги и булочки можно купить в магазине с доставкой на дом. Зачем тратить силы и время, когда можно потратить деньги?
2. Выращивание овощей и закатки на зиму.
Выращиванием овощей и фруктов занимались практически все. Даже возле многоквартирных домов люди умудрялись создавать огороды, на которых росли помидоры и даже клубника. Кому повезло меньше, тот растил овощи на балконе или ездил далеко за город на дачу.
На зиму эти продукты закатывались в банки и прятались в погреба, кладовки и другие места, которые в современных квартирах переделали под гардеробные. В наше же время люди считают, что легче купить те самые огурцы с кучей химических добавок и консервантов, чем засолить их самостоятельно, используя лишь укроп, чеснок и соль.
3. Бесплатные квартиры в аренду.
При СССР жилье выдавалось в аренду людям на всю жизнь. Плата за наем составляла копейки, и вам не нужно было переживать, что завтра вас выкинут из квартиры, если вы не заплатите бешеные деньги наймодателю или платеж по ипотеке.
Кстати, многие спросят, почему я называю это арендой. Все просто: данные квартиры нельзя было оформить в собственность и они не передавались по наследству, разве что у ваших родственников было приоритетное право на заключение договора найма. То есть это фактически современная аренда, ведь в собственность эти квартиры люди получили только при России, после 1991 года.
Сейчас получить квартиру от государства очень сложно, нужно соответствовать множеству критериев (малоимущие, молодая семья и т.д.). В связи с этим множество семей живут в съемном жилье, на что уходит до половины всех доходов.
4. Ремонт автомобиля в своем гараже.
Гараж – необходимый атрибут советского гражданина, имеющего новенький автомобиль, за которым долгое время стоял в очереди. Доверит ли он своего железного коня какому-то мастеру? Конечно же нет, ведь есть сосед, который придёт в гараж и всегда поможет его завести. Именно это помогало советских людям экономить множество денежных средств.
Современный автолюбитель тратит деньги не только на ремонт автомобиля, но даже на его мойку, ведь грязи на дорогах становится все больше из-за роста количества машин.
Вывод
Да, современные зарплаты и пенсии выше, это бесспорно. Мы можем приобретать на них на много больше продуктов и услуг. Однако у людей изменились потребности. Сегодня нужно оплачивать мобильную связь, Интернет, телевидение, чинить свой автомобиль в дорогом автосервисе, платить высокую аренду за жилье и ипотеку, покупать невероятно дорогие авиа-и ЖД билеты, чтобы добраться до моря хотя бы раз в пару лет. Все это делает наши зарплаты не такими уж и большими в сравнении с советскими временами.
Предлагаю вам также посмотреть интересное видео 1986 года о том, как студенты убирали картошку в СССР. Примечательны слова одной из девушек о школьном образовании. Судя по всему она была им не очень довольна.
Когда вам жилось труднее, в СССР или сейчас?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
При СССР люди не выживали. При СССР люди жили.
Жили, но бедно. Причем все одинаково бедно.
А сейчас выживают, во всяком случае большинство из них
"А сейчас выживают, во всяком случае большинство из них"=
=Вы сами их пересчитывали, или старушки со скамейки сказали?
Вы на пенсию в 15 000 рублей или на зарплату в 20-30000 рублей с детьми живёте?
А разве в СССР у всех были большие пенсии и зарплаты? Нет, конечно, а значит тоже выживали.
Я родилась в Вологде, там родные и подруга. Все они живут хорошо, не жалуются. У подруги дочь (одинокая мама) купила двушку, сын купил уже третью квартиру, у него двое своих детей и приёмная дочь. Они не олигархи и не блатные, выучились и работают.
Да - сейчас жизнь далеко не РАЙСКАЯ! Но и при СССР на колхозную пенсию в 12 рублей моя бабушка ПРЕКРАСНО жила бы без помощи детей?
Павел Игоревич! Не все одинаково! Далеко не все. Рабочие получали много больше, чем интеллигенция, которая и классом-то не была - прослойка...
Вот потому-то и выпускали в СССР к примеру ДОПОТОПНЫЕ стиралки типа ЧАЙКА-М - потому что ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ - в том числе ИНЖЕНЕРЫ-КОНСТРУКТОРЫ получали меньше простых работяг! И сотовый телефон и даже компьютер и типа Интернета в СССР изобрели намного раньше КАПСТРАН! Но запустить в производство видимо УМА НЕ ХВАТИЛО! Да и БЛОХУ ПОДКОВАТЬ в России всегда умели - а вот с налаживанием выпуска КАЧЕСТВЕННЫХ товаров ТНП было ХРЕНОВО! Вот у меня при СССР в его конце два цветных телевизора и года не проработали - а купленный в конце 1991 года японский ПАНАСОНИК использовался мной без единой поломки до 2013 года - до покупки нового телевизора - также не российского - так как НЕТ таковых! И сейчас он на даче летом работает - только цифровую приставку к нему купили!
Ну сегодня то всё иначе, теперь они получают ни только меньше работяг, но и меньше продавцов, "своих изобретений"
Согласен - потому-то в России ничего СВОЕГО и не производится! Какие ИЗОБРЕТЕНИЯ НАШИХ ИНЖЕНЕРОВ КАКИЕ ПРОДАВЦЫ ПРОДАЮТ? Если только ЗАБУГОРНЫЕ - куда наши ИНЖЕНЕРЫ УЕХАЛИ! Но там ии и зарплату хорошую платят и за изобретения идут проценты с продаж! КАКУЮ ПАРТИЮ В РОССИИ НЕ СОЗДАВАЙ - В ИТОГЕ ВСЁ РАВНО КПСС ПОЛУЧИТСЯ" И ещё ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ - А ПОЛУЧИЛОСЬ КАК ВСЕГДА!
Зайдите на сайт "сделано у нас" и порадуйтесь, что вы не совсем правы!
ЧЕМУ радоваться? Назовите к примеру телевизор или ту же стиралку полностью из российских комплектующих! Вот была у меня с 1998 года мясорубка Мулинекс! До сих пор бы работала - если бы не решили на ней мясо для холодца прокрутить! Сломалась! Работала бесшумно и шнур втягивался сам электрический во внутрь! Купили российскую как бы! Не знаю - есть внутри детали из Китая или нет! Так сильно гудит и шнур приходится наматывать!
У нас в России идёт АКТИВНОЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ - ЗАМЕНА ТОВАРОВ ИЗ ЕВРОПЫ НА ТОВАРЫ ИЗ КИТАЯ!
Кроме перекупщиков и спекулянтов. Сейчас таких нет, есть бизнесмены.
Если сравнивать, то везде свои + и -.
Кроме ПАРТХОЗАКТИВА и БЛАТНЫХ в основном!
Ага,в советское время меня родители через год возили на море,а теперь я его только во сне вижу.
"Ага,в советское время меня родители через год возили на море,а теперь я его только во сне вижу."
Всё ещё на родителей надеетесь? Может пора уже самой зарабатывать на море?
Вообще то я давно уже на пенсии
В Советское время билет Москва-Симферополь -10р туда-обратно=20р
койка - 1р в сутки 2 недели = 14р
питание = 1р в сутки =14р
Итого на две недели ( по минимуму) 20+14+14=48. при зарплате 80р можно было в кабак сходить 10р на двоих и остатеся на пиво и сувениры.
Теоретически, каждый работяга мог себе позволить на одну зарплату раз в год съездить в Крым. ЕСЛИ НЕ БУХАЛ!
А на пляжах в Крыму было так
А на пляжах было так !
А я, своих двух детей, на Чёрное море каждый год возила.
И не недельку, как сейчас ездят, а на ТРИ НЕДЕЛИ.
Страховой агент
Ирина Николаевна
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.6М
03.02.2023, 21:15 Тула Чат
Подписаться
Наталья
Пишет 02.02.2023 в 08:41
Ага,в советское время меня родители через год возили на море,а теперь я его только во сне вижу.
= А я, своих двух детей, на Чёрное море каждый год возила.
И не недельку, как сейчас ездят, а на ТРИ НЕДЕЛИ.
= Юрий Деточкин (х/ф) тоже страховым агентом работал. Только деньги в другие места переводил. А Вы?
Нет. Работала я, при Советской власти, обычным инженером-конструктором. Это позже, когда страну прихватизировали, пришлось менять ориентацию... и не один раз.

Вас вот возили - а у моей мамы при зарплате в горячем цехе 90рублей и алиментов от папаши 4-8 рублей на двоих - КАКОЕ МОРЕ?
Александр, у нас то же самое было, алименты 4р на двоих, я на море впервые поехала в 52 года в 2009г по путёвке для дочери-инв.
Александр, аналогично. Мама получала 80 р. в аптеке, за отца пенсия по потере кормильца была 11 р. на двоих.
Ольга, то же самое. Мама фармацевт получала 80 р.( такие тогда зарплаты были в аптеке), за отца назначили пенсию 11 руб!
..... а кем работала ....
.... уборщицей или ...
... в крайнем случае ..
... служащей ...
.... ну прям ...
... командный детсад ....
.... "брошенных" ....
.... мрактологов ...
Вот и я о том же - что и ТОГДА и СЕЙЧАС далеко НЕ ВСЕ на море могут съездить!
Моя мама работала формовщицей в самом грязном цехе завода -СТАЛЕЛИТЕЙНОМ цехе 18 лет и на пенсию вышла на 5 лет раньше!
Для примера приведу ЗиЛ! Там даже ЛИМИТА в таких цехах не шла работать! Привозили из республик Средней Азии работяг - работали по 2-3 месяца - больше не выдерживали - и потом новых привозили!
Это в Москве - а в нашем моногородке ЕЩЁ ПОХЛЕЩЕ было! Мне по работе нужно было один раз там смену от отдела ОТИЗ провести какие-то расчёты - так после этого неделю себя неважно чувствовал!
А вы работали или работаете в ЛИТЕЙКЕ или только ЯЗЫКОМ МОЛОТЬ можете?
ПРИДУРКОМ БЫТЬ УМА НЕ НУЖНО!
Ну, что Вы врёте?! Ваш папаша, что 12-16 руб. в месяц зарабатывал? Таких зарплат просто не было. Или у него два десятка детей было?
Ваши мамы, Вам тупо врали, чтобы Вы на мороженое не просили...
Ирина Николаевна! А вы что, знаете, как и что там обстояло, что обвиняете человека во лжи??
Я вот совершенно точно знаю случай, когда было назначено алиментов меньше 20 рублей и делились они на всех претендующих. В том случае это было 2 детей и 2 престарелых родителя! А размер общей суммы зависел от заработанного алиментщиком, так вот тот алиментщик столько и заработал, так как пил так, что терял работу постоянно и ни на одной долго не держался! Так что язвить и хохотать совсем неуместно
У нас в доме жила соседка, мать-одиночка, с ЧЕТЫРЬМЯ детьми. Три мальчика и девочка. Сама - не пьющая. Работала уборщицей.
И дети, у неё, были такие-же как все мы. И никогда не были ни голыми, ни голодными. Все хорошо учились в школе, а девочка так вообще была отличницей.
К стати, в Советском Союзе, разведённая женщина приравнивалась по льготам к матери-одиночке. А это значило, что такие дамы, везде, за детей, платили или гораздо меньше, или вообще получали бесплатно.
Питание в школе, путёвки в пионерские лагеря, даже обучение в музыкальной школе... Везде были льготы. Например, если обучение игре на фортепиано, в музыкальной школе стоило 10 руб., то для детей из не полных семей, 3 рубля. И так во всём.
Причём им в первую очередь предоставлялись, и места в детсадах, и путёвки... Даже отпуск, на работе, давали всегда летом.
Вы не правы. Официально разведенная женщина НЕ СЧИТАЛАСЬ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ И НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ДО СИХ ПОР МАТЕРЬЮ-ОДИНОЧКОЙ, НЕ ИМЕЛА ПРИВИЛЕГИЙ И С ОЧЕРЕДНОСТЬЮ НА ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛЬЯ (сама печатала списки очередников, знаю), ПУТЕВОК, Д/САДОВ, БОЛЬНИЧНЫХ, в отличие от матерей-одиночек, родивших детей вне брака ! ЖЕНЩИН С ВНЕБРАЧНЫМ РЕБЕНКОМ СТАВИЛИ В ЛЬГОТНУЮ ОЧЕРЕДЬ НА ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛЬЯ, МЕСТА В Д /САДУ, БОЛЬНИЧНЫЙ С ЗАБОЛЕВШИМ РЕБЕНКОМ ОДИНОЧКАМ ДАВАЛИ НА 10 ДНЕЙ (А РАЗВЕДЕННЫМ НА 7 ДНЕЙ КАК И ВСЕМ). Я стояла в общей очереди на жилье 10 лет, дали на двоих чел 1-комн.кв. ; а одиночке на двоих дали 2-комн.кв. уже через 3 года льготной очереди.
Считаю, что одиночками необходимо считать только тех, чьи мужья погибли/умерли
Зачем мне врать? У мамы эти квитанции сам видел! И даже ЭТИ АЛИМЕНТЫ приходили только ИНОГДА! Он специально в деревню какую-то уезжал! Руки у него были ЗОЛОТЫЕ - многое умел делать - может потому и спился! За работу бутылками рассчитывались!
Считаете что и про пенсию колхозную бабушки тоже вру? Сами можете в Интернете посмотреть!
Неправда, Ирина Николаевна,не приравнивалась разведенная женщина к матери-одиночке.
Вераника, а меня еще удивляет, когда женщина официально выходит замуж и продолжает считаться все равно матерью-одиночкой, иными словами- одинокой матерью. Но ведь она больше не одинока. Что же это за муж, если он не помогает растить ребенка жены? А считается, видимо, что не помогает, поэтому пособие и льготы женщина и далее получает, как одинокая
Лапшу на уши другим вешайте! У моей мамы хранились эти несколько переводов - которые ИНОГДА хоть приходили от папаши! Она их показала нам когда мы выросли! Считаете что и пенсий колхозных в 12 рублей как у моей бабушки вообще в СССР не было?
Сейчас далеко не РАЙСКАЯ жизнь - но и при СССР тоже далеко не все шиковали! Вот моя мама только к пенсии смогла квартиру получить и ей чтобы из очереди не выкинули пришлось после смерти моей бабушки в 1983 году отказаться от её дома и 4 года мотаться по квартирам - чтобы из очереди не выкинули! А зато приезжим из окрестных башкирских деревень СПЕЦИАЛИСТАМ = дояркам и скотникам без очереди директор завода Кирилычев давал квартиры!
Вот и я о том же Ольга! Моей жене для лечения в Евпатории путёвку только в ноябре например дали! Зато распоряжающаяся ими Морозова сама постоянно ездила летом и также не лето давала путёвки не имеющим никакого отношения к заводу директрисам магазинов!
Светлана! Спасибо за поддержку! Если у этой тульчанки при СССР всё ПРЕКРАСНО было - то пусть не думает =- что тогда ВСЕ так жили!
Лапшу на уши кому другому вешайте! Никаких пособий на нас с братом от государства мама на нас с братом НИКОГДА не получала! Может вам там ПО БЛАТУ что-то начисляли? И ни в какой детсад мы не ходили - сидели дома с бабушкой - получающей колхозную пенсию аж 12 рублей в придачу к медалям За доблестный труд в годы войны и Мать-героиня!
И никакой путёвки никуда при СССР ей никто не давал! Только вот в ЛИХИЕ ДЕВЯНОСТЫЕ пару раз ездила по путёвке в местные курорты!
Александр,
Я согласна с тем, что Вы пишете, Вы правы, и мне все это близко.
А некоторые люди всех мерят по себе и обесценивают чужой опыт, лезут судить в жизни не таких как они. Думают, если они были обеспеченные , то и все такие же.А живших небогато было очень даже немало..
Всё ВЕРНО! Если бы у всех жизнь была ПРЕКРАСНОЙ тогда - то народ поддержал бы ГКЧП! А обещания только дать каждой семье 15 соток земли никого не вдохновили!
Прежде всего коммунисты хотели и дали достойную жизнь трудящимся! К стати хочу отметить, что чем лучше живет человек (правда надо еще пояснить, что под этим "лучше "подразумевается, я имею ввиду бесплатное образование и медицину, бесплатное жилье и право на труд и отдых!), тем меньше почвы у человечества для всякого рода криминала. Тем более, доказано, что только социалистический путь развития дает
Женя, простите, вам сколько лет? Если вы представляетесь Женей, то, наверное, молоды. С чего вы взяли, что в СССРе всё было бесплатно? Бесплатно было за счёт низких зарплат ( за еденицу произведенной продукции стоимостью 10 рублей рабочему платили 1 р.) Также все платили профсоюзные взносы. Только далеко не всем выдали бесплатное жилье, не все ездили в санатории, а детей бесплатно отправляли на море в пионерские лагеря.Мой трудовой стаж в СССРе -15 лет. Жилья бесплатного моя семья так и не дождалась, хотя на очередь встали в 80г., в санаторий путевку ни разу профсоюз не предложил. Сейчас, как и в СССРе, тоже без проблем можно устроиться на тяжелую низкооплачиваемую работу и отдыхать в положенное время.
Всё ВЕРНО! У нас в моногородке при СССР проживающих в бараках и в домах за свои деньги с удобствами во дворе даже в очередь на квартиры не ставили! Зато ПАРТХОЗАВКТИВ не по одному разу квартиры получал и по нормам выше намного чем простым работягам!
А сейчас, на единицу произведённой продукции стоимостью 10 руб., рабочему платят ОДНУ КОПЕЙКУ. А девять копеек ворует руководство.
Ирина Николаевна, точно вы всё просчитали: 1 коп.-рабочему, 9 коп.-руководству, а 9 руб.90 коп. украло государство в лице нескончаемых проверяющих органов и чиновников от власти. Бинго! В советские времена хоть крохи доставались рабочему люду, а теперь..... -сами знаете что кому достается.
Достойную жизнь - колхозную пенсию в 12 рублей моей бабушке в придачу к медали За доблестный труд в годы войны и Мать-героиня? Сейчас не РАЙ - но и тогда далеко не для всех жизнь ПРЕКРАСНОЙ была!
Коммунисты ДАЛИ НАРОДУ ДОСТОЙНУЮ ЖИЗНЬ? Сказки не рассказывайте! Ещё Троцкий писал - что созданная Сталиным система ПАРТХОЗБРОКРАТИИ в стране со временем приведёт к тому - что им со временем станет мало СПЕПАЙКОВ и СПЕЦДАЧ и они ПРИХВАТИЗИРУЮТ СТРАНУ - чтобы ПЕРЕДАВАТЬ ВЛАСТЬ ПО НАСЛЕДСТВУ! В России КАКУЮ ПАРТИЮ НЕ СОЗДАВАЙ - В ИТОГЕ ВСЁ РАВНО КПСС ПОЛУЧИТСЯ!
СССР разве Госдеп или Диссиденты развалили - а не ПАРТИЙНАЯ ВЕРХУШКА - которая и ПРИХВАТИЗИРОВАЛА в стране построенное все народом?
Все по разному жили.
Всё ВЕРНО!
С чего взято,что все жили одинаково бендно??? Пяницы и тунеядцы,да жили бедно,а кто хотел,тот работал и зарабатывал!!! К очередному отпуску на сберкнижке собиралась очень приличная сумма и была уверенность в завтрешний день!! Так,что, не надо "пургу гнать",ничего не зная про СССР!!!!
Евгений Игоревич, ваш коммент касается тех, кто работал в Тюмени, в районах крайнего Севера, но это не вся страна. По вам можно подумать, что все кругом были пьяницы и тунеядцы. Кстати, тунеядцев в нашей стране не было (была статья за тунеядство). Милиция за этим хорошо тогда следила. Было много семей с 3 детьми и никого не интересовало, как они живут. Было много семей, где были бабушки из деревень. Пенсию им не платили вовсе до 61г., а затем стали платить гроши. Самая высокая пенсия 12р.50 коп., как у учеников ПТУ. Было много семей, где не было отцов и матери содержали семью практически на одну зарплату.Да, все жили по-разному, но в основном бедно.
Уважаемый Гость! Не верные у вас сведения! Я 1971гр, счастливое детство и часть юности пришлось на СССР и я хорошо помню, что бабуля моя, бывшая колхозница, получала очень маленькую пенсию- 25 руб. Мама моя работала почтальоном в поселке ( жили в КазССР), помогала ей разносить почту, видела сама. Нас у родителей было четверо, жрачкой забито было все, одежды хватало, родители деньги откладывали всегда на книжку, даже я в 1990г успела бесплатно отучиться в техникуме и в общаге жили бесплатно. Уже на тот момент во Владивостоке.
Уважаемая Валерия, моя бабуля, будучи ветеринаром колхоза, вдова ( мой дед погиб через 3 месяца начала войны), поднимала одна 4 детей, кормила фронт и города, в 61г. получила пенсию 12р.50 коп., как стипендия учащихся ПТУ. Когда она умерла в 82 году её пенсия была 40 руб, как стипендия студентов института. Жила она всегда очень скромно. В своём комменте я пишу , что известно мне и не ставлю, в отличие от вас, под сомнение, то что вы здесь изобразили. Так, что вы со своей "жрачкой" не имеете право умозаключать какие у кого "сведения". Это не "сведения," а жизнь и у каждого она своя, а не ваша.
В нашей семье тоже было трое детей.Не сказала чтобы мы бедствовали.Одеты и накормлены были всегда.Родители еще дачу строили.И в отпуск каждый год возили.А в течении года театры,экскурсии( в том числе и в другие регионы),музеи,просто вылазки на природу.На все хватало средств.Ну и еще кружки,секции спортивные.Все было.Бабушка-колхозница получала пенсию 16,21.Но знаете,она мне даже помогала вещи покупать(добавляла из своих) и в долг давала.До стипендии.
А моя бабушка 12 рублей получала и только незадолго до смерти в 1983 году ей добавили до 20 рублей! ШИКОВАЛА при СССР?
Я работала на одной базе, начальник участка у нас был русский кореец. Женатый. Так вот его семью признали малообеспеченной и платили пособие (примерно 79-82гг).
Этим Валериям ничего не доказать. Например, когда я пишу, что сейчас в свои 65 лет я живу в сто крат лучше, чем в СССР, мне многие дизлайкают, а ведь я тоже пишу правду. В СССР наша семья, пока мы с братом росли, жила бедно. В нашей семье не было пьяниц, курящих, транжир, мама получала немного, у бабушки пенсия 42.50 (работала бухгалтером в Военторге). Мы нормальных яблок не ели, не по карману, мама выбирала из побитых. Однажды в гостях меня угостили красивым красным яблоком, скорее всего с рынка, я таких в детстве не ела. Жили все по-разному. У кого было здоровье, тот вкалывал, а если нет, то где придётся, а это в основном фабрики.
Ольга, я то же, как и вы, в свои 64 живу во сто крат лучше. Нас у мамы было трое. Она одна нас растила, от отца алиментов было не дождаться. Никто не пил, не курил. Мама вкалывала: уходила на работу, мы ещё спали, приходила поздно, только успевала спросить: "вы ели", падала от усталости на кровать.
Моя бабушка получала 12 рублей колхозной пенсии в придачу к медалям За доблестный труд в годы войны и Мать-героиня! Из 14 детей при таком ЯКОБЫ СОЦИАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ выжило у неё только пятеро! И только незадолго до смерти в 1983 году добавили пенсию до 20 рублей! Для нас с братом были большим праздником поход в кафе поесть котлет наполовину с хлебом с подливом! Мама работала! А бабушка варила нам суп - БАБУСИН СУП помню до сих пор - вместо мяса в картошку с лапшой она добавляла пару яиц - кур было несколько!
Если у вас при СССР всё ЖРАЧКОЙ было забито- то для нас с братом ПРАЗДНИКОМ были редкие походы в кафе с поеданием котлеты наполовину с хлебом!
Моя мама незадолго до своей смерти в 2010 году сказала - ЧТО Я В ЭТОЙ ЖИЗНИ ВИДЕЛА? НИЧЕГО ХОРОШЕГО! ЛОМЫСАЛА ОДНА ЗА БАБУ И МУЖИКА! И РАБОТАЛА НА ЗАВОДЕ И ДРОВА КОЛОЛА! СЕЙЧАС ВОТ НА ПЕНСИИ! В МАГАЗИНАХ ВСЁ ЕСТЬ! ТОЛЬКО БЫ ЖИТЬ И ЖИТЬ! ДА УЖЕ И УМИРАТЬ СКОРО!
Не все бедные были пьяницами, и здоровье не всем позволяло вкалывать. Мой дядя копил на Жигули, так его семья впроголодь жила, у них сын подросток всегда голодный был, поужинают часов в шесть и больше ничего нельзя было, ни чаю, ни печеньки, а организм растущий требовал.
Моя мама двоих растила, вкалывать здоровье не позволяло, работала на трикотажной фабрике. Мне на 16-летие даже торт с газировкой не на что было купить. Выросли, стали работать, тогда и на цветной телевизор накопили. Первые три года стажа я работала на швейной фабрике, работа нудная, спина болит, з/п низкая. С фабрики увольнялись целыми бригадами, пустоту заполняли ученицами их ПТУ. Выучилась на крановщицу и тогда деньги свободные появились. А где одни бабы (прошу прощения, женщины) работали, там платили копейки, ведь мужик должен семью содержать, а бабе не нужно детей растить, вроде как должна алименты получать, есть разведёнка, ведь не все цеплялись за пьющего мужа.
А может подскажите, где в то время была мобильная связь и интернет? Жили бедно, но могли себе позволить есть в кафе и ежегодно ездить на курорт, а сейчас богато, но ни кафе ни курорта в большинстве своём себе позволить не могут
нестыковочка получается 
"....а сейчас богато, но ни кафе ни курорта в большинстве своём себе позволить не могут нестыковочка получается" =
= а сейчас богато, кафе забиты, ни курорта в большинстве своём не ездят. Ездят отдыхать за бугор. Себе позволить многие могут. Нестыковочка, Дмитрий, получается.
Если что-то забито или кто-то куда-то ездит, это не значит что все это могут себе позволить, это может себе позволить лишь небольшой процент людей, а тогда все могли.
Особенно МОГЛА моя бабушка с колхозной пенсией в 12 рублей? Она в Москву к сыну пару раз ездила за его счёт!
Не звездите, уважаемый. Если вы ездили, то это не значит ВСЕ. Из моих знакомых никто не ездил на море в СССР, у кого дети росли. Мама ездила один раз и то когда мы выросли.
Всё ВЕРНО!!!
Мы с мужем вообще каждые выходные ходили завтракать в ресторан.На двух человек 10 рублей.Вкусно и могли себе позволить.Зарабатывали хорошо.И главное это было не в ущерб семейному бюджету.
А моей бабушке НА СКОЛЬКО ПОХОДОВ в Ресторан хватило бы её колхозной пенсии в 12 рублей? Или моей маме при зарплате 90 рублей в Горячем цеху?
Моя бабушка с пнсией в ресторан не ходила,пенсия была 16 рублей.Но всегда был сад и огород.И даже я у бабушки деньги иногда занимала до получки чтоб себе какую-нибудь не дешевую вещь купить.Так что кто как умел жить.Бабушка не воровала,просто много работала на огороде .Впрочем как и вся семья.После работы основной не сидели дома перед телевизором,а копали,кормили животных,сажали картошку и овощи.И хватало и на отпуск,и на экскурсии,и на одежду.
А у меня бабушка 12 рублей колхозной пенсии получала! Не все как вы ШИКОВАЛИ при СССР!
Для нас с братом поход в кафе с котлетами наполовину из хлеба ИНОГДА - два-три раза в год был ПРАЗДНИКОМ! А о КУРОРТАХ мама и мечтать не могла! Съездила два раза в местные уже будучи на пенсии в ЛИХИЕ ДЕВЯНОСТЫЕ!
не то нажал. Сами то жили в СССР?
Ерунду не городите ,у нас шахтеры все были с деньгами,текстильщики,обувщики,токари,водители и тд ,у всех была хорошая зарплата,а сейчас пенсия шахтера 15-17000 р.....................
Эдуард, так той зарплаты за такой шахтерский труд не надо. А насчёт текстильщиков, обувщиков, токарей - вы те ткани покупали, ту обувь носили, то, что токарь тачал вам нравилось? Не знаю как у вас, а в Ленинграде -это была лимитная не престижная работа, куда местные идти работать не хотели.
Так у нас те САНДАЛИ даже в УЦЕНЁНКЕ за КОПЕЙКИ не покупали - потом их списывали и выбрасывали!
Александр,я нашу УРАЛОБУВЬ босоножки и сапоги с прибольшим удовольствием носила.Модно,красиво,удобно.Не знаю кто там что списывал.Муж туфли себе Мончегорской фабрики купил за 12 рублей,натуральная кожа.После свадьбы еще лет 5 носил с удовольствием.Наверно мы с Вами в разные магазины ходили.Я в обычный обувной,а Вы где.покупали обувь.?
Так видимо вы в уценённые магазины не ходили? Я там покупал просроченную фотобумагу подешевле - она была нормальной! Там и видел много этих сандалей!
Тогда почему москвичи и приезжие стояли в очередях с номерками в Москве за югославскими сапогами - если отечественные были так ХОРОШИ?
Потому в СССР и не было НИЧЕГО практически своего ОТЕЧЕСТВЕННОГО качественного и современного из товаров ТНП! У нас с женой было две стиралки Чайка -М с разницей почти в 10 лет! Так за эти годы её МОДЕРНИЗИРОВАЛИ - кнопку включения в другом месте поставили! Инженерам платили ГРОШИ кроме оборонки - потому и НИЧЕГО не изобретали кроме вооружения!
Ну, у меня инженера-конструктора строительной компании, пенсия сейчас 23 тыс. руб. Это, видимо, из-за грошовой зарплаты?
А какая пенсия сейчас у изобретателей допотопной стиралки ЧАЙКА-М?
При СССР все ШАХТЁРАМИ-ТОКАРЯМИ должны были работать? А горшки в детсаду КТО должен был выносить! ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ - ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ! Так почему ОДНИМ платили БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ - а ДРУГИМ - ГРОШИ?
Нормально жили!
Жильё, учеба, медицина, для детей, секции, кружки - всё бесплатно!!!!!
Проживающих в бараках и домах с удобствами во дворе тогда даже в очередь на квартиры не ставили! Маме пришлось после смерти бабушке Государству её дом Подарить - отказаться от наследства - чтобы хотя бы к пенсии квартиру получить!
Если это правда, то это тупо Ваш выбор-
Лично я знаю несколько человек из Челябы, которые бронировали там квартиру, приезжали в Сургут и получали квартиру в Сургуте...
Да в барака жили... Жила моя мать и отец 1928г рождения они и воевали и трудились восстанавливали народное хозяйство в послевоенные годы... И направляли их по комсомольским путёвка а не как сейчас хочу в Москву... И работали даже на равне с военнопленными немцами... История у каждого своя и свои годы жизни... И построили и восстановили разруху а дальше все сами знаете... Преступление перед всеми народа СССР сделали умники у власти стоящие.. Вот отсюда и пошёл корень зла который сеют по России раздор и злобу...берегите свой род детей не дайте воспитать так чтобы забыли свою родину
Да, Александр правду написал.
Если женились и у каждого была квартира, то одну надо было сдать государству. Но, если потом развелись, то никто не возвращал - квартирантами становились друг другу, так и жили.
Если есть свой небольшой домик, даже без удобств - на очередь не ставили. Квартиру десятилетиями ждали. В больших годах - поколениями. Чтобы быстрей получить квартиру - покупали кооперативную и это тоже был хомут на шее - несколько пятилеток выплачивали. А после распада СССР её всё равно нужно было приватизировать!
Это военным разрешалось, может ещё другие виды профессий, где надо было уехать по работе.
Всё ВЕРНО - у власти те же КОММУНЯКИ! ЕДРиска - ДОСТОЙНЫЙ преемник политики КПСС!
Если бы в нашем моногородке в области моя мама не отказалась от дома бабушки - то не получила бы квартиру! Каким ОБРАЗОМ её нужно было БРОНИРОВАТЬ частный дом при СССР? Вы там жили - в таком доме с худой баней во дворе и туалетом?
Вы, что бредите?!
Тогда вызовите санитаров, из психушки...
За кооперативную двушку, раньше расплачивались за 5-10 лет.
А сейчас за "студию" (где спальня, там и сральня)_, площадью 20 кв.м., расплачиваются 25 лет.
Уж за 20 м2 не 25 лет конечно, а лет 5 думаю.
На 26,4 м2 я копила ~6 лет, а дочка на 26,4 м2 - 2 года.
При этом мы растили внучку в это время, без всякий пособий (до 2007г).
Жутко тяжело было, т.к. бывший зять принципиально в это время не платил алиментов, видимо горько ему было, что его оставили, тяжелый он был груз, без него намного легче и спокойней стало
Так это Вы и Ваши родители, СВОЙ ДОМ, до такого состояния довели!
Ремонтировать вовремя, не судьба была???
Ирина Николаевна, человек
же пишет - мама и бабушка там жили! Вы думаете, женщинам легко ремонтировать дом вовремя? А если мама была с зарплатой рублей 80( медсестры, санитарки, аптечные работники, библиотекари и т .д) да бабушкина пенсия явно невелика? Лишь бы осудить!
Так приезжайте к нам в моногородок - купите однокомнатную в 30 квадатов за 1000 000 рублей без проблем!
А НА КАКИЕ ШИШИ можно было РЕМОНТИРОВАТЬ? На бабушкину колхозную пенсию в 12 рублей! И ещё и стройматериалов ХРЕН купишь! Чтобы хоть дрова самим заготовить - нужно было недели две ездить деревья сажать в лесхозе! Это вы тогда миллионершей видимо были!
В каждой квартире было все, и телевищор и холодильник и вся утварь! Ни один не задумывался - хватит денег на еду или нет! Бесплатные лагеря, путевки от профсоюза тоже бесплатные, ясли, садики - если зарплата небольгая то бесплатно детки ходили, кружков уйма для детей; учеба бесплатная в вузах! Квартиры получали, дома свои строили - и это простые рабочие! Да за машиной нужно было в очереди стоять. Что то иногда и в кредит брали.
Но денег то хватало. Не было такого- что сейчас - дворцы и ипотека, лимузины и купленные еше в СССР жигуленки, учеба в Англии или в друго кап стране и- еге - можешь и не попасть на бюджет- тогда привет ( платно не всем по карману), а кружки - только в последнеевремя что то стало появляться бесплатного, но в основном надо платить!
Что еще что- то сравнить?
А хлеб всю жинь стоил - 16коп- пеклеванный, белый - 20копеек ( с1967 по 1993). Если конечно на Севере - не могусказат, но там и зарплаты были.
Особенно моя бабушка ШИКОВАЛА на колхозную пенсию в 12 рублей! Или моя мама на 90 рублей зарплаты и иногда 4-8 рублей алиментов от папаши нас двоих с братом растила! Мясо только на рынке было за 4-5 рублей! Потому редко его ели!
В чем бедно-то? что не было айфонов и нетов, да масло пальмового, и лето проводили то в пионерлагерях в любой точке Союза, иль у родни в теплых краях.
Павел Игоревич, впервые наше мнение совпало.
А сейчас так богато живут, можно подумать. Только небольшой процент живут состоятельно🤔
Да, в основном те, кто успел наворовать во времена прихватизации.
Или Вы не знаете, как это было???
Сокращали почти всех работников организации, а на оставшиеся 10-12 человек руководства, прихватизировали ВСЁ. Здания, оборудование, земли...
Вот они сейчас и живут хорошо.
Наверно понятие о бедности у нас разное.Ни когда не считала что мы жили бедно.Дома всегда были мясо,рыба,овощи,фрукты,конфеты.Одежда ,обувь тоже были.Автомобиль купили и мебель тоже.Квартиру выделило предприятие,на котором работал муж.Отправить ребенка в лагерь на 24 дня стоило 12 рублей.Квартплата 10+1 рубль за электричество.Каждый год ездили в отпуск на юг.Каждый день икру черную не ели конечно.Так мы ее и сейчас не едим .От слова совсем.Была уверенность в будущем.Оформила страховку на 5 лет,через пять лет получила свои деньги и знаю что мне их хватит на задуманную покупку.А таблицы с инфляцией в советские времена просто смешны .Инфляция 30% за 17 лет.Д а у нас сейчас такая инфляция за 1 месяц.
.... есть понятие относительности ...
... чего, кого ....
... у политиканов своё ....
... у народа своё ...
.... а алчных неизмеримо ....
У меня у матери была зарплата 90 рублей и у бабушки пенсия колхозная 12 рублей! И ИНОГДА алименты от папаши приходили - 4-8 рублей на двоих! А мясо было только на рынке - 4-5 рублей за кило! Видимо мы ШИКОВАЛИ при СССР! Поход в столовую с котлетами наполовину из хлеба был для нас с братом ПРАЗДНИКОМ!
Александр,мои родители получали в 80х годах примерно по 350 рублей каждый.Мама работала на железной дороге.Папа сварщиком на заводе,просто высокая квалификация .Я с 15 лет имела свой доход.Поступила в училище.Ежемесячно 30 рублей стипендия и со второго месяца работали на практике.Получалось со стипендией и практикой примерно 200 рублей в месяц.Родители меня кормили,все остальное за мой счет.Еще и племяшку баловала вкусняшками и развлекушками.Ну и святое дело был свой огород и домик в деревне.В домике живность разное.Вот и мясо на всю большую семью.Ухаживали за животными все.
Александр ,в 15 лет,у бабушки в деревне прежде чем сесть завтракать пару грядок полола и свиньям пару мешков лопухов надергала.Только потом к столу можно подойти .И привыкла.Зато потом год свинину кушали.
У всех в СССР была РАЗНАЯ ЖИЗНЬ! Как и сейчас! В то время КОММУНЯКИ довольствовались СПЕЦПАЙКАМИ и СПЕЦДАЧАМИ - может потому части простого народа БОЛЬШЕ доставалось? Хотя и далеко не всем! Я пишу про жизнь моей мамы и бабушки! Вы про жизнь свою и своих родителей! Если вы желаете своим детям ТАКОЙ ЖИЗНИ с дефицитом даже туалетной бумаги как при СССР - то это ваше желание! Конечно при СССР было намного проще пойти по типа Китайскому Пути Модернизации Социализма чем сейчас перейти к нему из Дикого Российского ПСЕВДОКАПИТАЛИЗМА!
Когда я родился - моя бабушка уже не в деревне жила - а в своём частном крохотном домишке у нас в моногородке! Мать поросят выращивала - но они не очень вырастали - денег на покупку хлеба или комикормов не особо было!
Татьяна Ивановна, это очень прилично ваши родители получали .
Но такие зарплаты были далеко не у всех .
Рад за вас! А моя мама перед смертью в 2010 году сказала - ЧТО Я ВИДЕЛА В ЖИЗНИ? НИЧЕГО ХОРОШЕГО! РАБОТАЛА 18 ЛЕТ ФОРМОВЩИЦЕЙ ЗА ГРОШИ В САМОМ ГРЯЗНОМ ЦЕХЕ ЗАВОДА! КВАРТИРУ ПОЛУЧИЛА ТОЛЬКО К ПЕНСИИ И ТОЛЬКО ПОСЛЕ ОТКАЗА ОТ МАТЕРИНСКОГО ДОМА И ОБРАЩЕНИЙ В РАЗНЫЕ ОРГАНЫ! Сейчас вот НА ПЕНСИИ - И В МАГАЗИНАХ ВСЁ ЕСТЬ! ТОЛЬКО БЫ ЖИТЬ И ЖИТЬ! А УЖЕ и УМИРАТЬ ПОРА! У неё ПСОРИАЗ и другие болезни были из-за такой тяжёлой работы!
Ерунду не говорите. У всех были квартиры,у 60% семей - машины и все абсолютно выезжали в отпуск к морю! А что сейчас? На море могут поехать от силы процентов 30, а ещё 30 вообще не могут никуда выехать ( если,конечно,не брать драконовские кредиты)
Какие У ВСЕХ БЫЛИ КВАРТИРЫ? Проживающих в бараках и в домах с удобствами во дворе даже в очередь на квартиры не ставили! А во многих местах многоквартирные дома ВООБЩЕ НЕ СТРОИЛИСЬ! Лапшу на уши кому другому вешайте - кто НЕ ЖИЛ при СССР! И КАКИЕ машины тем более у 60 процентов - на наш моногородок 1-2 в год выделяли!
Хватит врать, особенно про машины. Наш дом стоял вдоль улицы почти в центре Вологды (снесли в 71г), так машин государственных ездило не так много, а личных и вовсе ни у кого не было, даже у одноклассницы, у которой мать работали в Исполкоме.
Не говорите за всех
Не все жили бедно! У партхозактива ещё и СПЕЦПАЙКИ были! И БЛАТНЫЕ жили по тем временам совсем НЕ ПЛОХО!
И дело было НЕ В ЗАРПЛАТАХ! Можно было иметь большую зарплату - но не иметь возможности на неё купить нужные вещи! А можно было ПРИ МАЛОЙ ЗАРПЛАТЕ - например у продавца в магазине покупать БОЛЬШЕ - то есть ПО БЛАТУ!
Всё так и было.
Блат был у избранных
Ну что ты,паша лепишь? На юриста учился по перестроечным учебникам,которые редактировали и одобрили пиндосы.Заучили вас в это время.Да и сейчас из 8-10класса не знают кто такой Ю.Гагарин.А Циолковский,Кибальчич,Королёв вообще сплошной туман.
Беднее на много живут сейчас.. Потому, что все в кредитах..
Не все.
Смотря, что считать бедностью.
Так не берите кредиты! КТО вас заставляет? Я вот брал кредит только на покупку квартиры дочери в Челябинске на пять лет и погасил за три года - чтобы меньше переплачивать! У меня сейчас кнопочный к примеру телефон и машина Хундай -Акцент куплена в 2003 году! Езжу только летом на дачу! Даже если придётся жить на одну пенсии бросив работу - буду есть хлеб с картошкрй и капустой - но брать кредит для покупки сматфона не буду!
Жили по разному кто-то по беднее кто-то чуток побогаче но разницы такой как сейчас не было... Автор статьи для сравнения привёл стоимость яиц ничего лучше придумать не мог.. Если сравнивать так давайте жкх медицину транспорт общественный образование питание было только натуральное.. Для сравнения транспорт метро автобус 5 копеек катайся не хочу.. Театры 3 рубля самое большое... А он нас на яйцах развести захотел... Чушь автор написал.. Ещё поколение СССР живы и будут жить.. Не надо воду мутить в чистом колодце... Жили счастливо без войн.. И суды работали на народ а не на взятки.. Автору статьи большой минус..
У нас лучшие места в партере стоили 2 рубля.А теперь пенсионеру трудно купить билет в театр
Вы говорите жили все одинаково бедно. Но были все сыты, одеты, хватало на коммуналку и даже в ресторан и кафе ходили. А сейчас какой ресторан, кафе? Еле концы с концами сводишь, ни чего лишнего себе купить позволить не можешь. Не дай бог сломается бытовая техника (холодильник, телевизор), купить проблематично. Придется во всем себе отказать.
И в советское время на еде экономики, чтобы купить что-то из мебели и техники
Не знаю как вы жили, но у меня родители каждый год на море отдыхали. Да и всех кого послушаю нормально жили. Все на море ездили. А сейчас с семьей съездий. На четверых (Я, жена и двое детей) сотка? Да нах такое море. Сейчас богато живем? У половины населения квартиры с СССР остались, которые по наследству передаётся. У совка всегда население работало. Сейчас хрен найдешь.
Юрий, далеко не все ездили на море.
Моя бабушка с пенсией колхозной в 12 рублей даже к сыну в Москву не могла съездить - не то что на море! Я не идеализирую жизнь в России сейчас - но и при СССР далеко не все РАБОТАЮЩИЕ жили НОРМАЛЬНО!
Вот это уже ближе к истине.
Жили,но не богато.На жизнь всегда и всего хватало.
Это точно.
Вот именно, что жили, были маленькие зарплаты, но и цены на всё были маленькие в том числе на ЖКХ, БЕНЗИН ПОМНЮ, стоил 10 копеек !
Коммуналка в 3рубля - это потолок. А в основном за 2р. - редко у кого выходило, так как 2-х этажных и выше особняком не было (спросие у тех кто жил в таких "домиках"..), есть такие на сайте?🙄😀
2,54 как сейчас помню платил за комнату в коммуналке (+ 2 семьи 4 человека)... Это без электричества и телефона...
Двушка.. говорю же за 3 рубля ещё надо постараться накрутить свет, чтобы выйти за предел.
Холодильник - 36 квт/мес * 0,04 = 1,44 руб. А еще лампочки/утюг/телевизор/радиоприемник и масса других электроприборов... Или у вас холодильника не было?
Не было. И не было того, что должно быть в холодильнике. Это не вина детей. Не все в советские времена жили в достатке, потому что отец не давал денег матери, а у нее пенсия была 20 р, потом сделали 28.
Был😀 "Наст".., а ещё циплята под лампой)))
Это что такое?
Вот, вам +1,44 к квартплате... Ну, никак меньше не получится...
Всё ВЕРНО! Далеко не все в СССР жили НОРМАЛЬНО!
Затем дважды (в 78-м и 81-м) цены возрастали ровно вдвое, и в таком виде просуществовали до распада СССР в декабре 91-го. То есть 10л 76-го стоили 3 рубля, а 93-го - 4. В 70-х и до середины 80-х проблемы с наличием бензина АИ-93 были в основном на курортных трассах в разгар сезона, или в отдалённых сельских местностях. 72-й и 76-й присутствовали практически всегда.
www.great-country.ru
вы еще помните такие раритетные цены? Это как из области фэнтэзи
Это действительность
Возможно не всё. Но, есть, что вспомнить.
Духи французские Клима 40 руб, Испахан 45 руб. Сирийские можно было купить за 15 и 25 руб.
Носочки р 12-14 из х/б по 15 коп. Колготки детские х/б 1руб 20 коп и до 2-20 коп в зависимости от размера. Тетрадка 18 листов 3 коп., 12 листов - 2 коп, как и стержень на шариковую ручку. Бублик 5 коп, 1 кг сахара 70 коп. Масло сливочное 3р 40коп, бутербродное 3р 20коп за 1 кг, в пачке 200 гр - 0-70 коп. Колбаса за 1 кг Любительская 2-20 коп, Столичная 3-20 коп, из варёнки самая дорогая. Как и шоколад Особый за 2 руб, Алёнка 1-20 коп, Сказки Пушкина 1-50 коп. В основном весь шоколад 100 гр по 1-20 коп, 50 гр - 0-70 коп. Арбузы 5 коп за 1 кг. А вот сапоги - 70 - 100 и более рублей. Зимнее пальто 300 руб и осеннее 170 руб - примерно и более руб.
Москва: 1 кг масла 3,60 пачка в 200г - 72 копейки...
Сырокопченая колбаса – 4.87 – 5.40 за 1 кг, сыр – 2.70 – 3.60, буженины – 4.00 – 5.80. Но это - уже изыски, не в каждом магазине и не всегда, часто - в продуктовых наборах по предприятиям к праздникам...
Мира,

Сапоги югославксие женские ОГРОМНЫМ ДЕФИЦИТОМ были! А вроде тоже как СОЦСТРАНА была ! И многое ДРУГОЕ! Помню магазины в Москве ВАНДА-ЛЯЙПЦИГ-БЕЛГРАД!
А в провинции мы о таком и не мечтали - о БУЖЕНИНЫ к примеру! Помню как бабушке от моего дяди пришла посылка из Канады- он там третьим секретарём посольства числился - работал в ГРУ! Так мы эти банки и не знали что можно без консервного ножа открыть - а потом в них хранили разные мелочи - особенно если были с крышками щё!
Отец работал на "Ижмаше", на площадке мотопроизводства, где собирали Ижевские мотоциклы, получал в районе 260 руб., ну не считая там премиальных всяких, 13 и 14 зарплат (были и такие..)))) "Иж-Юпитер-4" с коляской мне покупали где-то в 84-м году. Цена, боюсь соврать, где-то в районе 1400 руб. Заводским давали в рассрочку, но очередь тоже была и для своих. На пару лет раньше велосипед "Урал" за 56 руб. Хлеб был настолько вкусный, что батон, ну к примеру "Нарезной"за 20 коп. до дома обычно не доносили...)))
У перекупщиков финские 200 рублей.
Александр, а у меня на работе начальница накрыла стол по случаю своего ДР и все уговаривала: "съешь карбонатик, съешь карбонатик". Мне такие слова были неизвестны. В голове крутилось: карбонат натрия, карбонат калия (в институте много химии было) и как это можно есть. Тогда было страшно попробовать. В группе учился парень и за помощь в освоении той же химии и лабораторных заданий предложил в благодарность "достать шейку". Мне вообще было непонятно, о чём он толкует.
И проезд 3 копейки
5 коп.
5 - троллейбус
5-6 - автобус (в зависимости от региона)
3 - трамвай
Олег, в Ленинграде троллейбус стоил 4 коп.
А ещё раньше : одна остановка - 1 коп.
А сколько стоил рулон туалетной бумаги? У нас в моногородке вообще не помню чтобы была в продаже! Газетами подтирались!
Трамвай.
Троллейбус -4 коп.
Автобус - 5 коп.
Киловатт света 2 копейки.
Киловатт, сколько помню, в Ленинграде стоил 4 коп.
Не забывайте разные регионы и сейчас также в городе одни тарифы в сельской местности другие и ещё есть дачные
Согласен. Деньги у людей были, цены и тарифы были копеечными. У большинства были сбережения. Немало людей стояло в очередях на личный транспорт, кооп. квартиры, дорогую бытовую технику и импортную мебель. Кто работал и не пропивал всё, тот жил вполне прилично.
Многие получающие большие деньги могли купить на них меньше чем получающие меньшие деньги работники тех же магазинов! Райкина вспомните если жили при СССР - про Дефисит и Директор Магазин!
12 рублей колхозной пенсии = это ДЕНЬГИ У ЛЮДЕЙ БЫЛИ?
даже 66 -7 коп.
Ага и электроэнергия за киловатт 1 копейка.
А детские кружки, спортивные секции,
не говоря об образовании, которое рядом не стояло с сегодняшним - всё было бесплатно. Можно много перечислять....
Обувь и вещи стоили дороговато. Продукты были дешевыми, это правда.
Продукты были дешёвыми - но мяса по 2-20 в нашем монородке не помню - а на базаре было по 4-5 рублей! Только зарплата у мамы была 90 рублей и пенсия у бабушки 12 рублей и иногда алименты от папаши 4-8 рублей на двоих!
А туалетную бумагу вообще в продаже не было - газетами подтирались у нас в моногородке! И в унитаз не бросали кто в квартирах проживал - а в специальные корзинки эту газетную бумагу!
Да. В УССР (Украина), тоже не было.
У некоторых вообще пенсий не было. Довоенный стаж тяжело было установить. Стажа нет - пенсии нет Или то, что наскребал.
Всё правильно пишете - так и было.
Куры.
Плюс - минус.
В основном кости или мясо с жилами, поэтому возможно и не помните.
Вырезка начальству уходила. Народ если и покупал мясо, то на рынке, и то не всегда. В основном - куры, колбаса.
Всё ВЕРНО! А то тут немало пишут о якобы для всех ЗАЖИТОЧНОЙ ЖИЗНИ при СССР!
А я помню как бензин продавали частникам всего по 20 л. на месяц по талонам. Поэтому мы заправлялись у водителей гос. автомашин. В основном с ЗИЛов сливали бензин А-80. И при том что зарплаты были невысокие деньги потратить было не на что. Все было в дефиците. Даже продукты. Это я про 80е годы. А в 90е уже начали челноки товар возить из-за бугра.
Полностью с вами согласен! Потому и СГОРЕЛО очень много денег на Сберкнижках после развала СССР - потому что НЕЧЕГО было на них купить многим! Если бы не было постоянного ДЕФИЦИТА - на покупку тех же машин и мебели и многого другого большинство из этих Сгоревших вкладов народ бы истратил!
".... БЕНЗИН ПОМНЮ, стоил 10 копеек !" =
= Я тоже помню, 10 копеек! Но! Выезжаю ночью из Лен-да на Тамбов и за всю ночь с десяток встречно/поперечных машин попадалось. Сейчас, что днём, что ночью, даже по обочинам идут. Как думаете, бензин по прежнему должен 10 коп стоить?
Полностью с вами согласен! Но в других странах ДОСТАТОК не в количестве машин измеряется! Это у нас почему-то так считают!
.... пока кто то на верху ...
... не решил что ему для себя ..
... выгоднее крышевать ......
... торговлю и т.д. ....
... чем страною заниматься ...
.... и пошла борьба ...
Но разве это была тогда ЖИЗНЬ? Может и ТАК - раз не знали как ЛЮДИ ЖИВУТ В ДРУГИХ СТРАНАХ! Нам же тогда ЛАПШУ НА УШИ ВЕШАЛИ про НИЩИЙ РАБОЧИЙ КЛАСС В СТРАНАХ КАПИТАЛА!
БЕНЗИН ПОМНЮ, стоил 10 копеек !..а он и н.х. не нужен был тогда..машин практически не было..умник хренов.
Так и деньги не на что было тратить.
Вот именно.., жили - СТАБИЛЬНО и С УВЕРЕННОСТЬЮ в завтрашнем дне! Даже авто покупали, накапливая.., квартиры получали, если добросовестный работник на предприятии.., да и честные люди во все времена были уважаемыми людьми...
А ныне-выживают на 14-20тысяч.., а многие просто ноют...
Все были уверены, что в 1991 году СССР развалится... Вера материализовалась и... наступило ДНО! Вы это хотите сказать?
"Все были уверены, что в 1991 году СССР развалится... Вера материализовалась и... наступило ДНО! Вы это хотите сказать?"=
= Точно*тонко подмечено! Но до многих это не дойдёт.
Всё ВЕРНО! Та УВЕРЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ СССР в обеспечении народа продуктами и товарами ТНП и привела к развалу СССР! И не нужно тут защитникам СССР брехать - что ЭТО лишь при Горбачёве началось! Он наоборот пытался заставить предприятия кроме ракет выпускать к примеру и детские велосипеды "Лёвушка" - как на нашем заводе ныне Роскосмоса!
Какие квартиры получали ДОБРОСОВЕСТНЫЕ работники? Проживающих в бараках и в домах с удобствами на улице даже в очередь не ставили! Разве не так! Такая вот СТАБИЛЬНОСТЬ и привела к развалу СССР!
Моей бабушке на колхозную пенсию в 12 рублей ОТЛИЧНО жилось при цене мяса на рынке 4-5 рублей! Сейчас не РАЙ - но и тогда ДАЛЕКО НЕ ВСЕМ жилось ОТЛИЧНО!
..... когда свой опыт ....
... невелик ...
... но есть бабушка ...
При чём СВОЙ ОПЫТ? Я работал при СССР за 110-150 рублей! Был ЛИМИТОЙ на ЗиЛе за 150 рублей! Чтобы хоть на очередь на квартиру поставили - нужно было БЕЗ НАРЕКАНИЙ проработать не менее 10 лет или жениться на москвичке! Помню прекрасно как домой из Москвы даже мыло импортное отправлял - отечественное в 1979 году КУДА-ТО ВДРУГ ПРОПАЛО! В Москву импортное завезли - а на провинцию не нашлось валюту!
Прекрасно помню в выходные КОЛБАСНЫЕ ЭЛЕКТРИЧКИ ИЗ ОКРЕСТНЫХ ДЕРЕВЕНЬ! Стиралку только по списку участников войны - деда жены - защитника Ленинграда смогли купить!
А вы при СССР ШИКОВАЛИ?
О, да, вспомнила! Очередь была и на стиралку, палас, и другие вещи.
..... своего хватало ...
... не балованы .....
... устоями москвы .....
Всё ВЕРНО Мира! Сейчас жизнь далеко не РАЙ - но и при СССР далеко не все ПРЕКОАСНО жили!
.... а все и не могут ....
... по природе ....
... но большинство ....
В Центральном Черноземье получали при квалификации работника с ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ.., многие получали. А в перестройку Горбачёва уже научились махинации творить с квартирами... И про Урал, Сибирь и ДВ.., может и в барака по сей день живут.., чем дальше от Москвы, тем более выражен произвол был.
.... до бога высоко ...
.... до москвы далеко ...
... ведь там "избранники" ...
... бытуют ....
.. а может за бугром ....
ПОЛНЫЙ ПРИДУРОК или ПРИТВОРЯЕШЬСЯ СЛИШКОМ УМНЫМ?
все жили одинаково бедно. И не было обиды.
.... богатство или бедность ...
.... но относительно ....
... каких запросов ....
Андрей Викторович, вот вы говорите:"авто покупали". Только этих авто не видно было ни во дворах, ни на дорогах. А сейчас у нас таких бедных из-за машин к парадной порой не продраться, на дорогах много часовые пробки.
Особенно ДОБРОСОВЕСТНЫМИ РАБОТНИКАМИ видимо у нас например в моногородке были ПАРТХОЗРАБОТНИКИ и НАЧАЛЬНИК МИЛИЦИИ и НАЧАЛЬНИК ЖКУ- которые имея свои трёшки с 1 ребёнком оставили их родителям - а сами получили НОВЫЕ ТРЁШКИ?
Всё верно! Это сейчас выживают!
Хочется вспомнить РАБОЧИЕ столовые. Дешево и ОТ ПУЗА. ДЛЯ РАБОЧИХ , А НЕ ДЛЯ ЧИНОВНИКОВ. ДЛЯ ТРУДЯГ! И вкусно. Сейчас не в каждом ресторане так покушаешь.
Помню! И котлеты наполовину с хлебом нередко тоже помню! И то - то с общепита тащили мясо тоже помню! И с любого производства где что делали - то и НЕСЛИ - тоже ПОМНЮ!
И всем хватало. А сейчас 17 яхт у Абрамовича, а ему мало.
А сейчас разве НЕ ХВАТАЕТ такого же питания? У вас нет возможности как у моей бабушки при СССР на пенсию в 12 рублей ПРАВИЛЬНО питаться - картошкой с капустой и хлебушком?
Только хотела написать именно это, слово в слово!!
Да жили и детей растили! И не задумывались - сможем их прокормить, одеть, обудь. Я не просто так пишу - одна растила двоих и возила их по путевкам на море, почти каждый год! Работала одна и квартиру б получила, но 90 и все.
А теперь все сложно. Ипотеки и у нас в Волгограде - работы почти нет, заводов тоже, зарплаты ох.....
От Ростова до моря действительно можно каждый год ездить. А с северов?
Это когда ж Тамбов на севера переехал?
А на северах, кстати, в СССР и зп была поболе, чем в средней полосе. Двоюрный брат в Норильске почти всю жизнь работал.
А при чём здесь Тамбов? Из Ростова до моря Азовского скока км? На северах всем отпуска давали только в летнее время?
Так у моей бабушки при той СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ при СССР из 14 родившихся детей выжили только ПЯТЕРО!
"При СССР люди не выживали. При СССР люди жили."
= Из кинобудки виднее.
дебил.
Александр Алексеевич - это Вы про себя?
Что в стране с мозгами плохо, я и раньше знал. Но... чтобы так и в Тамбове...
Ваша бабушка ЖИЛА на 12 рублей колхозной пенсии или ВЫЖИВАЛА?
Как Вам не повезло с СССР... надеюсь теперь Вы шикуете. Про 12 рублей первый раз слышу, хотя живу уже давно.
Это так Советская власть моих бабушку с дедушкой ОТБЛАГОДАРИЛА за то что дед в отряде Щорса ЗА КРАСНЫХ воевал! После Гражданской дали землю сначала! Они начали работать - 14 детей у них было! Двух лошадей завели! Потом в кулаки записали и по ЭТАПУ отправили! И из 14 детей выжило только пятеро!
Если бы дети не помогали - на 12 рублей могла она прожить?
А моя мама перед смертью в 2010 году сказала - ЧТО ХОРОШЕГО Я ВИДЕЛА В ЭТОЙ ЖИЗНИ? ТОЛЬКО РАБОТУ - И НА РАБОТЕ НА ЗАВОДЕ ФОРМОВЩИЦЕЙ В ЛИТЕЙНОМ ЦЕХЕ! И ДОМА ОДНА ВАС ДВОИХ ТЯНУЛА - ЗА МУЖИКА И ЗА БАБУ! Вот ТОЛЬКО ЖИТЬ НАЧАЛА! НЕ РАБОТАЮ ТЕПЕРЬ-НА ПЕНСИИ! И В МАГАЗИНАХ теперь ВСЁ ЕСТЬ! Только бы ЖИТЬ - да только УМИРАТЬ СКОРО! Умерла в 78 лет!
Квартиру получила только к пенсии - более 30 лет стояла в очереди! Когда бабушка моя умерла - ей пришлось отказаться от наследства её дома и 5 лет с братом МОТАТЬСЯ по съёмному жилью - чтобы из очереди на квартиру не выкинули!
А мы с женой 8 лет прожили в общаге! Работали на заводе! Но у нас квартиры давали в первую очередь не заводчанам - а ПРИЕЗЖИМ СПЕЦИАЛИСТАМ из окрестных башкирских деревень - скотникам и дояркам - которые не знали - с какой стороны к станку подойти! Или имевшим уже квартиры НАЧАЛЬНИЧКАМ и БЛАТНЫМ! Они свои прежние квартиры детям или родителям оставляли!
Я сейчас не ШИКУЮ - но газетами как при СССР не подтираюсь и по несколько часов в очередях мы с женой с написанными на руках номерками не стоим с ежечасовыми перекличками за парой пачек масла - без гарантии ЧТО ДОСТАНЕТСЯ!
Кстати мой дядя жил в Люберцах - а двоюродный - вроде в Раменском! Когда был ЛИМИТОЙ на ЗилЕ вроде в гости один раз к дяде двоюродному Афанасию туда ездил! Прекрасно помню КОЛБАСНЫЕ ЭЛЕКТРИЧКИ и как домой даже туалетное мыло из Москвы отправлял!
это вы из кинобудки!!!
Лапшу на уши пусть не вешают! На 12 рублей пенсии моя бабушка ПРИ СССР ЖИЛА или ВЫЖИВАЛА?
Особенно моя бабушка ОТЛИЧНО ЖИЛА на 12 рублей колхозной пенсии?!
Вопрос в другом, бабушка жаловалась на нехватку?
А КАКОЙ СМЫСЛ и КОМУ ей было ЖАЛОВАТЬСЯ? Таких в СССР было немало! Просто не нужно СКАЗКИ рассказывать - КАК в СССР всем ОТЛИЧНО жилось! Сегодня далеко не РАЙ для жизни - но и тогда не для всех жизнь была ПРЕКРАСНОЙ!
Дети моей бабушке помогали - а не государство - которое две железяки в придачу к такой пенсии вручило - За доблестный труд в годы войны и Мать-героиня! При таком государстве и такой ЗАБОТЕ ЕГО О ДЕТЯХ у неё из 14 родившихся детей выжило только пятеро! Они с дедом - который у Щорса воевал ЗА КРАСНЫХ - всю жизнь ГОРБАТИЛИСЬ - а деда потом после Гражданской в кулаки записали - за то что двух лошадей имели и ни одного наёмного работника! Так вот ОТБЛАГОДАРИЛА Советская власть!
Александр, моего прадеда записали в кулаки потому, что он ещё до 1917 взял в семью крестницу-дочь своего друга, которая осталось круглой сиротой и ей светил приют. Советы заявили, что прадед имеет батрачку. Она, будучи взрослой замужней женщиной, ходила доказывала, что она была семье деда такой же дочерью как и все остальные дети, ничего не помогло. Вот так большевики строили светлое будущее, о котором многие так теперь скучают.
Да нет,те кто родился после войны,а к 70-м годам был уже зрелый,они знают,и видели всё своими глазами,а не из кинобудки.Нормальная жизнь была,не было не миллионеров и миллиардеров,но на жизнь всем и всего хватало.
Особенно моя бабушка ШИКОВАЛА на ОГРОМНУЮ колхозную пенсию в 12 рублей в придачу к медалям За доблестный труд в годы войны и Мать-героиня! Я вот тоже при СССР начинал с оклада в1980 году в 110 рублей!
Александр, колхозная пенсия в 1980 году 12 рублей? Вы точно помните, зафиксировали? (ещё и мать-героиня) По моему вы бредите. Моя бабушка (царствие ей небесное), всю свою сознательную жизнь трудилась в колхозе /Витебская область, Пальминский район/. Переселенка в Кемеровскую область, с назначением пенсии в 87р.
Сейчас в Витебской области, не больше получают пенсионеры. Выживают практически свои хозяйством.
Привет землякам!!!
Доброго времени суток
В 1966 у моей бабушки (1904 г.р.) пенсия была 8 рублей (дети 1927, 29, 31, 34 и 1937 годов рождения)... в начале 70х ее увеличили в 2 раза. И в 1977 году они с дедом в сумме получали 40 рублей... Я еще удивлялся - как моя стипендия, правда у меня тогда была - повышенная 50 ...
Владимир, вот нашла сведения такие-
"Хрущёв не забыл и про пенсию для работников колхоза. Правда, она рассчитывалась по отдельной системе Колхоза. Так они имели право выплачивать своим ветеранам надбавки из собственного бюджета. Пенсионный возраст и трудовой стаж, необходимый для получения такой надбавки, устанавливался на общем собрании.
Пенсия была одинаковой и составляла по 12 рублей в месяц. В 1973 году размер государственной пенсии был повышен до 20 рублей, а уже в 1987 году до 50 рублей.
"https://dzen.ru/a/YlQ0DAO0cHVCEx_W
Вот такие еще сведения. Первый столбец это зарплата в рублях, второй- размер пенсии в %, третий- наименьший размер пенсии. Так вот там так:
до 35 100% 30
35 - 50 85% 35
50 - 60 75% 42,5
60 - 80 65% 45
80 - 100 55% 52
от 100 50% 55
(Суммы указаны в «новых» рублях, установленных после денежной реформы 1961 )
top-rf.ru
Это вы БРЕДИТЕ? К концу её жизни в 1983 году ей ДОБАВИЛИ - стала получать аж 20 рублей! В придачу к медалям За доблестный труд в годы войны и Мать-героиня! При такой СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ при СССР у неё из 14 родившихся детей выжило только ПЯТЕРО! И рожала и кормила и одновременно и в колхозе ГОРБАТИЛАСЬ!
А сейчас как бабушки живут на 12000 пенсии зашиковались из дубаев невылазим пургоносы
12т сейчас это гораздо меньше чем 12руб в советское время
Если реально сравнивать по продукции, не забывайте о составе и качестве ВСЕГО, сейчас нет того качества продуктов, про жкх, я вообще даже молчу, про стоимость комплексного обеда в столовой и т.д., то ссровская запалата начинающего инженера в 100р, ориентировочно равна нынешним 100 тыс рублей, так что то, что автор поста пишет, полное вранье и введение в заблуждение. И все что производили было качественное, безопасное и работало десятилетиями... да че кривить душой, вещи которые сделаны в ссср до сих пор работают, один раз купил и на всю жизнь хватает, помню как в той же венгрии мадьяры гонялись за нашими отвертками, сверлами и т.д., потому что они были неубиваемые и качественные.
Не соглашусь с Вами. Сейчас 100000 рублей это очень хорошая зарплата. А тогда 100 рублей было чуть больше минималки. Совсем не одно и то же.
Сколько вы сейчас платите за 1 квт/час - за электроэнергию? 40 рублей?
За сколько вы покупаете зимнюю обувь? По 40000-120000 за пару?
Во сколько сейчас вам обойдется покупка телевизора? 640000 рублей?
Вы полетите в Хабаровск за 132000 рублей?
На ваш Жигули вы потратили 5500000 рублей?
Если сравнивать по цене за ОТ, то 100 советских рублей больше, а если по стоимости электроэнергии, то 100 советских = 15000, а если по стоимости авто, то 100 советских = 12800 нынешних, а если по стоимости телевизора, то 100 советских = 1 001 нынешних
Вот и дальше продолжайте вбивать неубиваемыми отвертками гвозди в советский неубиваемый ЗИЛ.
У нас в моногородке мясо было только на рынке не дешевле 4 рубля за кило! То есть моя бабушка могла купить 3 кило ! Сейчас у нас мясо на рынке по 300 рублей свинина - то есть на 12 000 рублей можно купить 30 кило!
Если бы мне вместо совковских 110-10 рублей дали 110-150 000 сейчас - считал бы себя МИЛЛИОНЕРОМ!
Сейчас далеко не РАЙ- но незадолго до смерти в 2010 году моя мама сказала ЧТО Я В ЖИЗНИ ВИДЕЛА ХОРОШЕГО! НИЧЕГО! А СЕЙЧАС ВОТ В МАГАЗИНАХ ВСЁ ЕСТЬ И ПЕНСИЯ ЕСТЬ - А УЖЕ УМИРАТЬ СКОРО!
К сожалению не помню размер её пенсии - но до 2010 года цены по сравнению с пенсиями не были такими ВЫСОКИМИ!
А ,что хотел,только начал работать и сразу тебе зарплата в 500 руб.А то,что бабушка получала 12 руб.,то найди и почитай,почему так получилось.После войны восстанавливали разруху,где было деньги брать на зарплаты,вот поэтому зарплата была в трудоднях,поэтому и пенсии были маленькие.Моя мать пошла на пенсию в 80-х,95 руб.получала.
Ну это болтовня. Игра слов. Можно говорить "жили" , но при этом добавлять, что очень плохо. А можно просто сказать "выживали" и это будет означать то же самое. Само по себе слово "жили" никакого смысла не несет, кроме того, что человек был жив в определенный период времени.
Ага нуну🤣
опять нас пытаются убедить, что в СССР жилось хуже. Сколько можно.
Просто обычное сравнение цен и зарплат уже показывает, что уровень жизни был в 3-4 раза ниже, это ведь факт.
Да ничего оно не показывает. Я уже эту статью про яйца раньше читал и давал там пояснение. В СССР жилось намного легче потому что это было государство, которое как могло, но заботилось о жизни людей. Сейчас пародия на государство и поливание грязью всего советского. Позорище одно, когда тех кто сделал победу в Великой войне, отгораживают фанерой. Смотреть стыдно. А памятник предателю стоит открыто, все плюются, но сделать ничего не могут.
Я тоже ее раньше читала. Тут добавлена девушка в колхозе, ругающая школьное образование) Я не знаю смеяться или плакать. Но во времена моей молодости такого не было. Коммунисты не придумывали безумных историй про монархию. Кому интересно, читали Гиляровского, и знали из первоисточника сколько стоили щи.
Я вконтакте прочитала, что не было резины, и мы в дождь на ноги одевали полиэтиленовые мешочки. Я попросила однокурсника такого либерального, который это опубликовал, прокомментировать. А он говорит, это же не я придумал, я только репост сделал.
Время безумного мракобесия.
А КТО развалил СССР? Разве ДИССИДЕНТЫ - а не так ЛЮБИМЫЕ ВАМИ КОММУНЯКИ! КАКУЮ ПАРТИЮ В РОССИИ НЕ СОЗДАВАЙ - В ИТОГЕ ВСЁ РАВНО КПСС ПОЛУЧИТСЯ! А ЕДРиска - это наследница КПСС!
Кто развалил СССР ... ? Надо было нашим властителям того времени меньше слушать американских советчиков, которые и были в этом больше заинтересованы, с подачи которых и организовывались кавказские конфликты, как начальные в развале союза.. ИХ спецслужбы свой хлеб отработали..
ЗАБОТИЛОСЬ - 12 рублей пенсии дало моей бабушке колхозной за работу ЗА ТРУДОДНИ в годы войны и воспитание 5 детей - выжило из 14 при такой ЗАБОТЕ ГОСУДАРСТВА!
Никогда СССР не заботился о жизни людей, во всяком случае простых людей. Все факты и вся статистика это подтверждает. Запомните это и зарубите себе на носу. Оно заботилось только о гонке вооружений и больше ни о чем. Что и расхлебываем до сих пор. Проиграв холодную войну и потерпев поражение в Афганистане СССР развалился, что и следовало доказать.
Вы ошибаетесь уважаемый! Либо слишком молоды!
И при СССР жили гавно, а сейчас при путине вообще нас за гавно считают
Нет. Ржаной хлеб всегда стоил 14 коп, я его не нашла у вас. Белых было много разновидностей и тд.
Из того что какая-то девушка что-то сказала можно желать далеко идущие выводы? Клиповым мышлением это называется?
Надо в соц сети ляпнуть видео, где женщина с плачущим ребенком кричит "А! на меня напала стрекоза, у меня сотрясение мозга". А через 2 недели организуется митинг с плакатами "долой стрекоз". А через год появится закон. И 50% людей будут повторять вранье и показывать друг другу постановочное фото.
Да, я тоже об этом написала. Но в Питере он продавался немного дольше, чем в Новгороде. А потом и он пропал. Появился ржано-пшеничный иначе – Дарницкий, по 16 копеек.
Ещё по 28 копеек продавался "Ленинградский" хлебушек, очень вкусный тоже.
Автор просто написал "хлеб ржаной", надо полагать.
Поскольку были ещё "хлеб бородинский" , "рижский" и "карельский". Сколько стоили – не помню
А булка... Молочный – 22 копейки, 25 копеек – название забыла, но брали именно эту булку.
А молочный нужно было вымочить в кефире, взбитом с яйцом и сахарным песком" и обжарить на сливочном масле.
Можно было и с тертыми яблоками тоже. Я это экспресс-шарлоткой обзывала
За 14 самый вкусный. Сейчас тоже его аналоги есть, называются как-то ржаной (честный или традиционный). Конечно технология все-таки не та, но я другой черный, дарницкий там, есть не могу, не нравятся. Я помню, что хлебозаводов было много. Хлеб приезжал в магазин теплым, и около заводов были ларечки, где продавали горячий хлеб только из печи. А сейчас на месте того завода многоэтажка.
А булку в молоке с яйцом и сахаром я и сейчас очень люблю). С яблоком нужно попробовать.
Так извините ,прогресс не стоит на месте ,так же бы развивалось производство и дальше и это тоже факт .
Факт, в том что безопасных продуктов в наше время можно по пальцам посчитать. Всё остальное напичкано химией. От чего народ болеет и отправляется сами знаете куда.
Сколько квартира стоила в СССР, и сколько сейчас?
Это показывает, что уровень жизни сейчас в миллиарды раз ниже, это ведь факт-
А сколько при СССР имели людей квартиры? Живущих в бараках и домах с удобствами во дворе даже в очередь не ставили! А машин МНОГО было? А стиралок-автоматов? А телевизоры были на уровне мировых? Или были отечественные видики и прочее?
В Америке в резервациях и трущобах ситуация до сих пор ещё хуже, вплоть до того, что в коробках из под телика спят, хотя им гитлеровцы не сносили города под ноль, как нам Минск, Сталинград и ещё тысячи помельче...
А то что сейчас есть заграничные авто и всякая техника, это только потому, что либерасы пришли на всё готовенькое - месторождение нефти и газа разработал СССР, а они только гонят за границу сырьё, а от туда им, как папуасам, дают технику..., а дальше грабёшь народа: - "на машину, или айфон, и будешь всь жизнь и должен, и дети твои тоже будут должны"...
Мы и сейчас живем в бараках и с удобствами во дворе и сдохнем иам наши власти охреневают уж и пенсия ниже МрУт и денег на лекарства нет а мы все не мрем никак не понимаем политику партии на снижение бедности
Так КТО тогда мешает американцам приехать в Россию или почему НИКТО при СССР сюда оттуда не рвался - а от нас ТУДА уезжали и уезжают и не только одни олигархи?
Вы видимо только ЗОМБОЯЩИК смотрите - а не ГОЛОВУ ВКЛЮЧАЕТЕ?
Александр, Вы, наверное, еще молоды. Квартиры давались бесплатно от предприятий, потом появились "самстрои", где люди по вечерам и выходным помогали на стройке, а в замен получали квартиры в построенных домах. Машин, действительно, было немного, но очень хорошо ходил транспорт (в отличие от сегодняшних дней) Стиральные машины-автомат появились уже в 90е годы, когда СССР начал разваливаться на отдельные государства. И телевизоры цветные были. "Рубин" начали выпускать с 1967 года. У нас был видеомагнитофон "Электроника" и купили мы его в 1976 году. А потом уже появились грюндики и панасоники. Так что Вы не можете сравнивать то о чем не знаете.
Какие квартиры в СССР продавались? В СССР не было частной собственности.
Однако, кооперативные квартиры были
В СССР была личная собственность
Кооперативные квартиры и продавались. Вносился первый взнос, а затем платили по 5 рублей в месяц. На сколько я помню, мама платила за нашу квартиру 5 лет. А потом нам БЕСПЛАТНО мамин завод улучшил условия и мы получили плюсом однокомнатную квартиру.
А какой был первоначальный взнос?
Тогда тоже многие жили от зарплаты до зарплаты и не каждый мог себе позволить откладывать.
Это подтасовка! Бесплатное образование, бесплатная медицина, профсоюзные путевки за 30% стоимости, бесплатный проезд для студентов и школьников на период учебного года. В обязательном порядке трудоустройство выпускников техникумов и институтов.... А гордость за свою страну, за гимн, флаг, за Победу!.... ничего не осталось
Ну, если благосостояние в яйцах измерять, тогда - конечно!
ага, давайте еще мобилами померим, прогресс на месте не стоит , потому сейчас все дешевле, кажестся, относительно яиц....
Цены,кстати,указаны не совсем правильные. Десяток яиц стоил от 67 до 90 копеек. А за двушку платили всего 11 рублей,а не 9000 как сейчас
... жилые комплексы были ..
... за "предприятиями" закреплены ..
....и они за них отвечали ...
... для рабочих ...
А если пенсия моей бабушке была 12 рублей = это как платить 12 рублей ЗА КОММУНАЛКУ?
При СССР тоже НЕМАЛО было ХРЕНОВОГО - но если сравнивать ВСЁ - то ЧЕМ нынешний ХРЕН слаще той РЕДЬКИ?
Обычное сравнение цен? Сейчас, чтоб купить колбасу! Качества СССР, придётся отдать от 1100₽, хорошая курица от 400₽за килограмм, картошка 60₽! Бабушка и дедушка были колхозники и не жаловались на пенсию всегда всего хватало
Не корректно сравнивать только цены и зарплаты, добавьте социальную составляющую медицина, образование, ЖКХ и прочее. то что в СССР было бесплатно или стоило копейки. Получите совершенно другую картину.
Конечно и компьютеры были много дороже, просто потому что их просто небыло. Это смотря что в чём измерять. А уровень жизни в общем был точно выше, была уверенность в завтрашнем дне. Небыло толстобрюхих олигархов, показательно плюющих на людей с экрана..
Андрей, а этот Гришко давно этим занимается, сам-то в СССР не жил взрослым человеком, все из интернета взял, а там при желании и конкретной цели, как у Гришко, можно чего угодно насобирать.
Сколько раз зарекалась, не читать писульки этого Гришко. Интересно, этот Гришко видел во времена СССР нищих пенсионеров, копающихся в мусорных баках?
Ира, вот и я об этом 😁
Он - видел, и не такое даже он видел, сочинитель.
А я видел! И при СССРе и при РФ копались/копаются/будут копаться.
Тогда собак я не видел там.
Я вам факты пишу, попробуйте опровергнуть. Не можете? Тогда к чему эти замечания. Покажите мне на цифрах, что житель СССР мог купить больше хлеба чем житель России, тогда поверю.
Надо считать вообщем с учетом бесплатного образования, обучения в ВУЗАх, копеешного ЖКХ и т.д.
Так и сейчас более 50% мест в ВУЗах бесплатные. Более того, зачем сравнивать советское образование и нынешнее. Вспомните как советские люди воду заряжали у телевизора. Не думаю, что при современном образовании это возможно.
Гришко, вы не имеете понятия об образовании, смешно "при современном уровне" не при современном. Сейчас некоторые умные работодатели даже специально ищут людей с советским образованием, потому что сегодня уровень сильно понизился. Люди с новыми дипломами делают такие ошибки в русском языке, что в советское время их бы даже не приняли в институт. И про заряженную воду вы тоже взяли из интернета от таких же "писателей". Я это все отлично помню, и не только я этим не занималась, но даже не знала ни одного человека, который бы это всерьёз воспринимал. А в интернете понаписали, конечно, и, наверное, с ошибками.
Но, почему-же. Раньше кто-то воду заряжал , а сейчас, такие как вы зомбированные, хают СССР, веря ворам и предателям во власти.
Впервые слышу, чтобы кто-то искал на работу людей с советским образованием, это скорее всего сказки из интернета. А вот про зарядку воды знают все, я лично это наблюдал.
Вообще то советское образование было лучшее в мире) Дипломы везде признавались без досдачи экзаменов. Почитайте, поищите. Про зарядку воды - времена Горбачева, Ельцина. Пропаганда, что "коммунисты вас обманывали", а вот она свобода, Кашпировский, тогда появилась. А вы ее продолжаете((((
дураков в России всегда хватало
вы не правы, мое СССР овское образование очень заценили при устройстве на работу в Банк
Юный Павел Гришко, конечно, вы многое впервые слышите, и вы не работаете ни в науке, ни в образовании. То, о чем я говорю, неофициально, конечно. Просто лично знаю людей.
" Но, почему-же. Раньше кто-то воду заряжал , а сейчас, такие как вы зомбированные, хают СССР, веря ворам и предателям во власти." =
Иринушка! Ну, если Вы знаете этих воров и предателей во власти, значит Вы их пособник!? Ведь нормальный человек из СССР должен заклеймить воров позором и сдать их правоохранительным органам Ждем,с от Вас списка выявленных Вами. Как сказал А. Лукашенко - Факты в студию!
За то они сейчас в церковь ходят.
Ты видно неплохо огребаешь от этих воров а мы годы прожили в нищете и унижениях еще и дубинок росгвардейских по шее получить намэтого уже не выдержать стары а все ворье налицо в зомбоящике дворцы да яхты да комнаты деньгами набитые чуть не каждый день в новостях чего их называть то
Зато они все корупцию ищут. Посмотрелись бы в зеркало. Мы же все их знаем, а в каждом городе всех своих воров знаем по именам и фамилиям и где кто что украл или кого "сожрал" или убил. Все эти лица известны, только кто нам поверит.
Какую чушь Вы пишете! При современном уровне технического образования мы скоро пешком ходить будем. Про юристов не скажу, не в курсе, но на основании некоторых публикаций на этом сайте могу сделать неутешительные выводы.
Ольга, спасибо за комментарий!
"Зато" в данном случае пишется слитно.
А сейчас бабы губы увеличивают и селфи 24/7 снимают - это образованная молодежь?)
Вы даже не знаете сколько стоит хлеб!
В приведенной таблице цены не соответствуют реальным. Это надо было хорошо постараться, чтобы найти такую таблицу. Специально искал, наверное.
Или больше яиц! Про яйца забыли, Гришко.
Смотря кого хлеба
Сейчас он идёт в разной расфасовке, от 350 граммов. И где-то от 40 рэ за кг
В Союзе буханка "черного" хлеба была килограммовая, но покупали половинку или четвертинку тоже.
Свежий хлеб В Союзе было практически не купить, разве что у хлебокомбинатовских прилавков.
Сейчас есть множество частных пекарен, где продается много разнообразной вкусной выпечки, например, улитки со шпинатом и сыром, косички с картофелем или рисом с овощами
Не помню, для кого я сфоткала 30 января "магнитную" выпечку.
Красная стрелка – половинка "багета ржаного" с чесночным маслом.
Улитки с сыром и шпинатом – зелёная стрелка. Для любителей мясопродуктов продается улитка с курицей и картофелем, сыром и ветчиной. Все по 42 рэ, когда скидка, и по 49 в другое время.
Косички – без стрелок. Слоёные. С рисом и овощами. 38 рублей
Вы сказки пишете.
Ну допустим, приведите пример с доказательствами, как семью ответственного квартиросъемщика выгнали из квартиры после его смерти.
Или фото, как бабушки в Ленинграде пекут хлеб дома.
Я?
Ну, допустим, мой дед проживал в ведомственном доме г.Чудово на Грузинском шоссе.
После его смерти бабушка потеряла "прописку" и была вынуждена вписаться к нам с матерью.
Такой пример устроит?
А что с питерскими бабушками...
Ну, допустим, бабушка моей двоюродной сестры постоянно пекла, но не пироги, а печенье (немного похоже на "итальянское" современное), жарила картофельные пирожки с мясной начинкой
Духовкой она пользовалась, запекая буженину.
Мой мурманский дядя пек пироги с солёным палтусом и делал в духовке же морского окуня под маринадом.
Так это ко мне или нет вопрос?
Как доказать...
Блин... Не знаю
извините, не вы
Непонятно, если сами пекут это хорошо или плохо? И сейчас есть кулинарки, видео много на эту тему, тв передачи про готовку.
Если дом принадлежал ведомству, где дед работал, тогда все понятно. Из простой квартиры её бы не попросили.
Татьяна. Я имел в виду если там быль прописаны и жили в ней то некто их не выгонял они так в ней и жили я много таких видел.
"Я вам факты пишу, попробуйте опровергнуть. Не можете? Тогда к чему эти замечания. Покажите мне на цифрах, что житель СССР мог купить больше хлеба чем житель России, тогда поверю."=
= Это бесполезно! Коммунистическая пропаганда вселилась в их мозги намертво. Помню, в школе, по теме "прибавочная стоимость", рабы на конвейере и пр. преимущества социалистического планирования перед капиталистическим" я ответил на 5-ку. Но так нихрена и не понял, где это преимущество! Дешевый хлеб - часовые очереди в ожидании когда в сельпо привезут этот хлеб. Поездка на своём авто Тамбов-Москва - всю дорогу думаешь, будет ли бензин (хоть какой!) на очередной заправке, в стороне от дороги за 3-5 км. Ожидание на обочине с канистрой "доброго дяди", который за 1.5 цены сольёт тебе № литров бензина. В селах передвигаться можно было только на тракторах или ЗАЗах. Что бы оперировать цифрами - это ж надо напрягаться. А так, ляпнул и всё. СССР - хорошо, РФ - отстой. Уж какое внимание правительство уделяет матерям и детям вряд ли найдете в других странах. Моя мать, учитель, когда родила второго, мне было 5 лет. Приходилось оставлять грудного брата на мой присмотр, и если, что сбегать к соседней бабке за помощью. Прибегала из школы, (за 2 км) во время "окна", чтобы покормить детей. И ведь рожали! У моих детей по 2-3 ребенка, и больше не хотят. Живут в достатке. Когда им рассказываешь про жизнь 50-тых 90-тых, они охеревают от коммунистического рая.
Приезжай к нам в поселок в кировской области и увилишь демократический рай мы вот его сполна хлебнули поделимся а ты с нами своим и детей поделись а то у нас ни работы ни больницы ни дорог нет ничего а в коммраю у нас работал завод и больница была неплохая и детей учили бесплатно а теперь вымираем чтоб зуб выдрать или рожать за 40 км поезжай люди лт аппендицита умирают всем насрать если деннг нет сдохнить
Хлебом свиней кормили при СССР.
не хлебом единым....
Ну да, ведь хлеб - это единственное и адекватное мерило уровня жизни?)
А коммуналка? Которая в СССР была копеечная, а сейчас 50-70% от МРОТа?
А зачем измерять в хлебе? Вы измерьте в ценах на сегодняшние услуги. Вылечить зуб от 3000 рублей и далее до бесконечности, выучить ребенка от 12000 в месяц и далее до бесконечности....А в СССР медицина была бесплатной и такой, что тебя лечили, а не оказывали услугу, как сейчас. Обучение было бесплатным и учителя тогда были уважаемыми людьми, ни один ученик не смел так издеваться над учителем, как сейчас себе некоторые позволяют. Не все измеряется хлебом и колбасой с яйцами.
За год до школы я попал в больницу (детскую)... Через 3 недели меня выписали... со вшами в голове... (это было в середине 60-х годов)...
В начале 70-х мне (уже школьнику средней школы) лечили зубы от кариеса... сверлили зубы без "заморозки" - посещать стоматологов без содрогания я боюсь до сих пор...
В начале 80-х тесть моего тестя получил инсульт. Его положили в больницу (первые несколько дней кровать стояла в коридоре), в которой обслуживающий персонал только приносил к кровати больного еду, лекарства и делал уколы. Всё. Остальной уход (смена СВОЕГО постельного белья, протирания, массаж, обработка пролежней, кормление, ввод лекарств) за стариком посменно вела моя теща, жена и я (мы все работающими были). Через пару месяцев дедушка жены скончался...
Оно и сейчас бесплатное. А в ВУЗ поступить легче, чем было при СССР - бесплатных мест больше, а еще есть и места для тех, кто за "вышку" готов платить... В СССР такой возможности практически не было (про взятки не говорим).
Уровень образования в СССР ценили не только в нашей стране. И к репетиторам никто не обращался, т.к. учителя учили всех, не деля ребят на умных и тупых.
Из нашего класса, а это 30 человек, высшее образование получили все. Бесплатно! Причем, трое окончили МГИМО. Скажите, пожалуйста, сколько человек может себе позволить в наше время учиться там бесплатно и без репетиторов?
В СССР платных мест в ВУЗах не было
Согласна современная политика направлена на то что бы дискридитировать СССР
Так они и пенсионеров для этого унижают, чтобы вымерли скорее, и про СССР никто не вспомнил. Потом ихние детишки будут говороить: ваши родители были лентяи и пьяницы, вот у вас ничего и нет, а наши все заработали в поте лица. К этому все и ведут.
Он просто прочухал тему, которая много комментов собирает, и стрижет бабки. А мы его подкармливаем
Мне дед рассказывал так: В семье их было 9 детей он второй по старшинству - ушёл на фронт, потом за ним двое братьев подтянулись (оба погибли), остались мать с отцом и 6 ро дочерей. Выживали за счёт природы в основном. Рыба, мидии, раки, мёд, грибы, орехи, ягоды. Деревенька была небольшая в глухомани, поэтому ресурсы были.
Так это была хорошая жизнь или плохая ?
Не получится!
Сейчас есть мат. капитал и другие пособия. Раньше все работали, за тунеядство судили. Были дружинники и вытрезвители. Питание школьникам бесплатное или копеечное. Пионерские лагеря на всё лето. Путёвка где-то 7 рублей на 4 недели. Одежда типичная - одинаковая - серого и коричневого много. Прилавки забиты материей из чистого хлопка по 80 коп. Детские вещи дешевые. Пособий детских нет. При Сталине наоборот у кого мало детей - платили государству за малодетность + сдавай яйца и молоко, которых у тебя нет. Сейчас государство материально поддерживает семьи даже с одним ребёнком. При СССР студенты получали стипендии на которые можно было жить. Сейчас это копейки и то не всем, а некоторые даже платят за обучение. При СССР были большие взятки при поступлении. Одним словом - везде есть минусы и плюсы.
Да, нужен электорат яжемамок-социальных иждивенок, которые за копеечные подачки перегрузки несогласным с режимом глотку, поскольку умеют, похоже, лишь 3,14здой зарабатывать, а не руками и головой.
Ну были пионерские лагеря...
Только в деревне отдыхалось намного лучше!
Нафиг мне пособия,дотатации,дадут не дадут,гадать на кофейной гуще,рожать бабам,и думать,что ей там дадут,и сколько.А в СССР,была зарплата,и все знали,что будет.Подачками радуют население,все блин в кредитах.Лучше они эевут сейчас,с долгами расчитайтесь сначало
У моей мамы была зарплата 90 рублей и у бабушки колхозная пенсия в 12 рублей! Мясо было только на рынке 4-5 рублей и мы с братом считали ПРАЗДНИКОМ поход в кафе с котлетами наполовину из хлеба с подливом!
Не в противовес, а дополнение про взятки при поступление, тогда деньгами не брали , а сейчас эти взятки узаконены платным обучением, заплатил - типа учись
ВСЁ ВЕРНО! Далеко не для всех жизнь в СССР была РАЕМ - как и сейчас!
Чтоб оправдать современные "успехи" жизни в стране под их чутким развитием "светлого" будущего, только такое ощущение будущего, будто зашел в темную комнату, и чем дальше от входа, то только темнее становится.
Смотря КОМУ! Моей бабушке на колхозную пенсию в 12 рублей и цене мяса на рынке 4-5 рублей ОТЛИЧНО жилось?
Тро ло ло)))
Посмотрите в Интернете - СКОЛЬКО получали пенсию колхозники -если НИ ХРЕНА НЕ ЗНАЕТЕ даже ЭТО!
У бабушки в колхозе??? В деревнях , колхозе в каждом дворе держали скотину ( коров, свиней, курей). Колхозники за мясом на рынок не ездили а возили в город на продажу свое мясо, и не только мясо а что вырастет на огороде.
Лапшу на уши не вешайте? Какую скотину должна была держать моя бабушка в нашем моногородке? В Гражданскую мой дет воевал ЗА КРАСНЫХ у Щорса - был ранен не раз! После они в деревне ГОРБАТИЛИСЬ в Вятской губернии без наёмных работников! 14 детей у них было! Двое лошадей! Потом пришли и РАСКУЛАЧИЛИ! Так ОТБЛАГОДАРИЛА власть Советская за её защиту! Выслали на Урал! Жили впроголодь в деревне в Дуванском районе Башкирии! Из 14 детей выжило только пятеро! В годы войны деда взяли в Трудармию - а бабушка ЛОМЫСАЛА в колхозе за ПАЛОЧКИ! Питались картофельными очистками! Получила от государства в придачу к такой ОГРОМНОЙ пенсии в 12 рублей медали За доблестный труд в годы войны и Мать-героиня! ДЕд умер за 8 месяцев до моего рождения! Дети переехали в моногородок наш и потом и бабушке тут халупу купили! И какую скотину она должна была держать? При Хрущёве даже налог с ЯБЛОНЬ брали - не то что со скотины!
Нашли с чем сравнивать,это было задолго до 70х,а в статье речь именно о 70х-90х.и,к тому же Ваша вышла на пенсию в положенных возраст,и получала пенсию как бы то ни было.а в нынешнее время народ горбатится до пенсии и на пенсии.а скоро и вовсе её отменят и будут все горбатиться до гробовой доски.
С чем СРАВНИВАТЬ? Моя бабушка умерла в 1983 году! Незадолго до смерти ей с 12 до 20 рублей пенсию повысили! Вы жили при СССР на 12 рублей колхозной пенсии?
Моя бабушка жила на 4 руб. А вот сейчас пенсионеры не могут на их 12000 руб. Мы, так вообще не доживем.
Нам постоянн= навязывают плохое о СССР... Ждут когда наше поколение уйдёт а с новым будут липить что хотят как с Украиной... Ну уж нет.. Дудки.. Пока живём пока дышим мы то хорошо знаем где когда и кому и как жилось и при каком строе...молодежи надо передавать наши знания... Знания отцов матерей дедов из СССР... Надо чтоб они помнили и знали откуда они сами родом и что с нами сейчас пытаются сделать..
Действительно, зачем убеждать кого-то в том, что все и так уже давно знают.
Сколько можно мусолить тему СССР???
Замечательно ЖИЛИ!!!!!
То,что в годы существования СССР Санкт Петербург, тогда Ленинград хорошо жил,это не обсуждается. Но не везде в СССР снабжение было как для Ленинграда
В Крыму на базаре было все
А цены? Во сколько раз больше магазинных
Рустам,Вы что-то путаете.Обычно нормальные хозяйки и ходили по утрам к бочкам молоко покупать.И цена была такая-же как в магазине.Если продавал сам колхоз то могло быть и дешевле.Колхозу наличка нужна,горожанам молоко.Все довольны.Ко дню парное молоко может закиснуть если тепло.
Было все, но в маленьких количествах, уже в 80-е годы люди за молоком в очереди стояли.
Очереди стояли только потому что молоко привозили в бочках в 6 утра и к обеду на жаре оно бы просто скисло. Как то так
Вот именно
Страшно когда деньги вроде и есть, а не купить на них, что надо. Потому что нет блата, или вообще нет такого в СССР...
Всегда говорила, что когда что-то просто дорого, так это не проблема, а затраты
В некоторым местах в СССР снабжение было еще лучше чем в Ленинграде.Например в Североморске
Дело не сколько в снабжении, сколько в моральной стороне вопроса. Но тебе,и подобным этого не понять.
А я на Крайнем севере жил и снабжение тоже было хорошим.
Там не было того,что пережил Ленинград.
Мусолят и будут мусолить дальше...
Потому, что изо всех сил стараются за с_рать мозги молодёжи.
Чтобы не поднялись, не отобрали всё наворованное и не поставили к стенке.
Да. С этим трудно не согласиться.
Не то нажала...При СССР жилось легче..И пенсии людей хватало ,чтобы не думать, что есть завтра.И отдыхать на ней ездили везде.Дорога была любая по деньгам..Сейчас садом и гамора с ценами..
А автор не жил в то время, зато писульки пишет!
Почему же, жил.
На юг ездили отдыхать. Могли себе позволить. А сейчас что?
А сейчас все пляжи на юге забиты так, что приходится бронировать лежаки за сутки)
Я не спорю но при ССР зарплату получил и по ехал. А щас чтоб накопить на путевку сколько надо чтоб не есть, ? Потому что щас можно сказать у каждого россиянина кредит или суда плюс коммуналка золотая получил отдал все опять кредит взял чтоб с ездить как говорится на море . Романтика зашкаливает а при ССР этого не было чтоб люди жили в долг и были должны. Вот и была надежда в завтрашнем дне.
Ага, съездил я как-то в начале 80-х в отпуск на 2 недели в Крым... На Курский вокзал я приехал в поезде, имея в кармане 3 копейки - как раз на трамвай до дому...
Не знаю, у нас со всей многоэтажки только одна семья ездила на Юга.
Прямо получил зарплату и сел и поехал- это далеко не про каждого рядового гражданина.
Кто не пил и не наркоманил, тот мог с семьей раз в год отдохнуть на море.
Я и муж не пьём и не наркоманим,но море не были ни разу ни мы ни наши дети.не у каждого есть такая возможность.
Ольга, Ростов на Дону, в нынешней ситуации похоже мы вооообще это вряд-ли увидим
Всё относительно: у меня с одной стороны дед военный был, жили так, что только только, но хватало+действительно путёвки+детский отдых+в итоге в 50 лет трёхкомнатная квартира в новостройке. А с другой стороны - люди пахавшие от зари до зари в деревне, и там кроме председателей и небольшой части бригадиров никто не о каких путевках и не слыхивал: вот вам сельский клуб по субботам и радуйтесь. Так что и там, и здесь и тем кому нормально было, и тем кому тяжело приходилось. Другое дело, что там выживать помогали, а здесь выживешь-молодец, не выживешь, да и фиг с тобой. Там процент "народности" повыше был. Ценности другие.
Во-первых, на юг ездили далеко не все, а во вторых, это было очень дорого и люди копили на этот отпуск годами. А избранные получали путевки в санаторий. Посмотрите фильм "Любовь и голуби". "Значит это вам досталась вторая путевка?" - удивленно спросила Раиса Захаровна у Василия.
не выживали, а вполне достойно жили. это сейчас выживаем
"не выживали, а вполне достойно жили. это сейчас выживаем" =
Эт точно! Юристов сейчас как собак нерезаных! Деньги получили, а в суде ни бэ ни мэ, проиграли, но деньги получили. Как же вас "утирает" юрист - пришелец из США! (с славянской фамилией, забыл)