Цифровая тантра: введение нового направления исследований.
Изучение цифровых медиа и религии уже давно не является новой областью исследования. Напротив: за более чем двадцатилетний период, прошедший с момента появления первых исследований на эту тему, цифровая религия сумела стать устоявшейся и признанной академической дисциплиной. Существующие сегодня исследования охватывают широкий спектр подходов, методов и тем. В то же время мы видим, что в рамках существующего разнообразия исследований некоторое время сохранялась ориентация на определенные религиозные традиции (и регионы мира). Но примерно с 2015 года цифровая религия постоянно расширяется и включает в себя более доселе малоизученные религиозные традиции, такие как цифровой буддизм, цифровой иудаизм, цифровой ислам, цифровой ислам, цифровая религия, цифровая религия, и, наконец, цифровой индуизм.
Именно эта область исследований - цифровой индуизм - на сегодняшний день наиболее близка к цифровой Тантре. На самом деле, и это не удивительно, небольшое количество работ, опубликованных под зонтиком цифрового индуизма, уже указывают на темы, которые также можно назвать цифровой Тантрой. Учитывая соседство некоторых практик, которые имеют отношение как к конкретным индуистским, так и (часто dakṣiṇācāra индуистских) тантрическим традициям, такое совпадение вполне ожидаемо и, естественно, увеличивает преимущества обеих исследовательских областей - цифрового индуизма и цифровой Тантры. Кроме того, новая исследовательская тема цифровой Тантры может извлечь пользу из некоторых содержательных выводов и уже начатых методических и теоретических размышлений в исследованиях цифрового индуизма. Например, изучение онлайн практик pūjā, тема, которая находится в центре цифрового индуизма уже примерно с 2005 года, несомненно, будет также очень актуальна для цифровой Тантры. Другие существующие темы, которые, как ожидается, будут играть роль в будущих исследованиях цифровой Тантры, включают, но не ограничиваются изучением веб-сайтов и присутствия в социальных сетях, групп и отдельных участников, таких как гуру или специалисты по ритуалам.
Цифровая тантра - это пока что новейшее дополнение к постоянно расширяющемуся списку подполей цифровой религии. Как новая тема исследования, мы понимаем, что цифровая Тантра находится в контексте более широкого академического поля "Цифровая религия", что отражается, в частности, в использовании методов и теоретических размышлений, применяемых к новым данным. Это также означает, что, определяя рамки цифровой Тантры, мы признаем, что "цифровая религия" не просто относится к религии, как она исполняется и артикулируется онлайн, но указывает на то, как цифровые медиа и медиа-пространства формируют и формируются религиозной практикой. Исследования цифровой Тантры, таким образом, включают изучение Тантры (например, тантрических практик или тантрических верований) онлайн с помощью подходов, ориентированных на медиа. Но новое исследовательское поле также выходит за рамки таких исследований, ориентированных на медиа, и включает изучение дебатов или процессов, вызванных онлайн-представлениями и присутствием. Они могут происходить как в цифровом, так и в нецифровом пространстве и часто изучаются с помощью актор-центрированных подходов. Применение различных подходов поможет нам в изучении более широких исследовательских вопросов, связанных с медиа и Тантрой, и в расшифровке того, "как интенсификация производства, использования и приема медиа во многих частях Азии привела к трансформациям, которые, помимо прочего, сильно влияют на перестройку религиозной среды, от укрепления существующих структур в одних случаях до их реструктуризации в других".
Идея уделить особое внимание цифровой Тантре была впервые концептуализирована двумя редакторами этого специального выпуска на конференции Американской академии религии (AAR) в 2018 году, что затем привело к насыщенной панельной дискуссии по этой теме на AAR в 2019 году. Оба редактора, как упоминалось выше, отслеживали развитие индуистской тантры в различных цифровых медиа, например, в Интернете, в социальных сетях и в видеоиграх. Современные представления и интерпретации Тантры в жанрах цифровых медиа разнообразны. Они включают как более прямые и "текстово-конформные" репрезентации, так и очень радикальные трансформации. Например, подобно тому, как в 1960-х годах в США нео-тантра обрела свою собственную жизнь, которая в некоторых случаях для практических целей разделяла только термин "Тантра", мы находим аналогичные траектории, возникающие в цифровом пространстве Тантры. Тем не менее, как исследователи Тантры, цифровой религии, а теперь и цифровой Тантры, мы не отвергаем и не умаляем содержание и способы, которыми люди интерпретируют Тантру в цифровой сфере, но рассматриваем эти события как очень важную новую область, которая добавляет к нашему общему пониманию того, как сегодня практикуется религия.
Хотя цифровая Тантра только начинает зарождаться как тема для исследований, одна определяющая характеристика видна уже сейчас. В соответствии с огромной сложностью того, что Тантра может означать, представлять и охватывать для различных аудиторий, цифровая Тантра, естественно, должна пониматься как относящаяся ко всем тантрическим традициям, во всех регионах мира и связанная со всеми цифровыми платформами. Соответственно, этот специальный выпуск включает статьи, посвященные данным, имеющим отношение к изучению индуистской Тантры и не только, в Южной Азии и за ее пределами.
Специальный выпуск открывается статьей Сета Лиго. В статье "Kāśī Kṣetra, Kāśī Maṇḍala: Digitally Mapping Evolving Interpretations of an Idealized Sacred City" автор использует цифровые карты, чтобы сравнить и сопоставить намеренные изменения в том, как пересматривается священная география в Vārāṇasī, городе в Северной Индии. Далее Лиго рассматривает, как новые географические карты могут раздвинуть ритуальные границы и тем самым, возможно, создать новую космогонию.
Тине Векеманс в статье "#MagicMantras: Bhaktamar Mantra Healing Between Jainism and the Spiritual Marketplace" рассматривает Bhaktamar Mantra Healing (BMH), целительную практику, основанную на популярной джайнской Bhaktāmar Stotra. Автор лаконично показывает творческие способы, которыми Тантра была вплетена в БМХ, что привело к систематизированному, демократизированному и в некоторой степени коммерциализированному бренду духовного исцеления, доступному на духовном рынке. Векеманс приводит последний аргумент: подход к BMH как к тантрической реконфигурации, возникшей в результате столкновения джайнской практики с потребительской культурой, помогает понять, что отличает BMH от других видов использования джайнских мантр, а также важность цифрового пространства, которое BMH создала для себя.
Рене Л. Форд вводит нас в мир тантрического тибетского буддизма на Facebook**** в своей статье "Нам не нужен гуру: Группа "Шамбала" на Facebook**** и (пере) создание буддизма Ваджраяны". Автор фокусируется на группе "Шамбала" и некоторых ее недавних противоречиях. Форд прослеживает сложные и порой противоречивые отношения между учеником и учителем, а также то, как цифровые пространства ведут переговоры о власти и религиозном авторитете. Форд глубоко использует теорию Хайди А. Кэмпбелл о переговорах о взаимности и агентстве между людьми и сообществом.
Наконец, Хью Б. Урбан в книге "Темные паутины: Тантра, черная магия и киберпространство" рассматривает изменение природы тантры в цифровую эпоху, фокусируясь на трех онлайновых практиках тантры из Ассама, штата на северо-востоке Индии. Исследуя различные услуги, предоставляемые людьми из этого географического региона, включая черную магию под знаменем Тантры, автор утверждает, что эти ассамские кибер-тантрики отражают по крайней мере три ключевых трансформации в практике и репрезентации Тантры: бросают глубокий вызов традиционному пониманию религиозного авторитета в рамках более широкого мира Тантры; как киберпространство питает и питает народное воображение; и как нео-тантра вплелась в этот новообретенный кибер-тантрический мир.
В целом, цель данного специального выпуска - представить и критически обсудить различные аспекты цифровой Тантры, продемонстрировать географическое разнообразие разработок, а также необходимые методические междисциплинарные рамки для их изучения. Статьи позволяют провести междисциплинарные размышления, которые помогут наметить будущие исследовательские повестки дня и последствия недавно появившегося исследовательского поля цифровой Тантры. Таким образом, данный специальный выпуск предлагает первый взгляд на новую область, представляя тематические исследования из последних научных работ, которые впервые демонстрируют сложность и разнообразие цифровой Тантры. Как редакторы этого специального выпуска, мы считаем, что такой инклюзивный подход к изучению Тантры в академической среде поможет подтолкнуть традиционных исследователей Тантры к рассмотрению живых практик, особенно пространств, которые управляются алгоритмами, эмодзи и цифровым следом.
это интересно)