Бразилия топит ржавеющий старый авианосец в Атлантике

БРАЗИЛИЯ (Рейтер) - Бразилия затопила списанный авианосец в Атлантическом океане у своего северо-восточного побережья, сообщили бразильские ВМС, несмотря на предупреждения экологов о том, что ржавеющий корабль французской постройки 1960-х годов загрязнит море и морскую пищевую цепь.
Авианосец водоизмещением 32 000 тонн простоял в море три месяца после того, как Турция отказала ему во ввозе на утилизацию из-за его экологической опасности, и корабль был отбуксирован обратно в Бразилию.
В заявлении ВМС говорится, что в конце пятницы судно было затоплено в результате "запланированной и контролируемой затопки", что позволит "избежать логистических, операционных, экологических и экономических потерь для бразильского государства".
Корпус судна "Сан-Паулу" был затоплен в водах под юрисдикцией Бразилии в 350 километрах (217 миль) от побережья, где глубина моря составляет 5 000 метров. Это место было выбрано для того, чтобы смягчить воздействие на рыболовство и экосистемы, заявили представители ВМС.
Федеральные прокуроры и Гринпис обратились к правительству Бразилии с просьбой остановить затопление, заявив, что оно "токсично" из-за опасных материалов, включая 9 тонн асбеста, использовавшегося для изготовления панелей.
"В результате затопления авианосца "Сан-Паулу" на морское дно выбрасываются тонны асбеста, ртути, свинца и других высокотоксичных веществ", - говорится в заявлении Гринпис. Он обвинил военно-морские силы Бразилии в пренебрежении защитой океанов.
Авианосец класса Clemenceau служил французскому флоту в течение четырех десятилетий под названием Foch, способный нести 40 боевых самолетов.
Эксперт по вопросам обороны и бывший сотрудник Конгресса по вопросам внешней политики Пепе Резенде сказал, что авианосец был куплен ВМС Бразилии всего за 12 миллионов долларов в 1998 году, но нуждался в ремонте стоимостью 80 миллионов долларов, который так и не был проведен.
После того, как авианосец был выведен из эксплуатации, турецкая компания Sök Denizcilik Tic Sti купила его корпус за 10,5 миллионов долларов, но была вынуждена отбуксировать его обратно через Атлантику, когда Турция запретила въезд на свою верфь.
ВМС Бразилии заявили, что попросили компанию отремонтировать судно на бразильской верфи, но после того, как инспекция показала, что оно набирает воду и рискует затонуть, ВМС запретили судну заходить в бразильские порты. Затем было принято решение затопить "Сан-Паулу" в открытом море.
Юридический представитель компании в Бразилии, Зилан Коста э Сильва, заявил, что утилизация судна является обязанностью бразильского государства в соответствии с Базельской конвенцией 1989 года о трансграничной перевозке опасных отходов.
Гринпис заявил, что затопление судна нарушило Базельскую конвенцию, Лондонскую конвенцию о предотвращении загрязнения морской среды и Стокгольмскую конвенцию о стойких органических загрязнителях.
"Бразильские ВМС предпочли нанести вред окружающей среде и потерять миллионы долларов, вместо того чтобы разрешить общественности осмотреть судно", - заявили в Гринпис, назвав затопление "крупнейшим нарушением соглашений по химическим веществам и отходам, когда-либо совершенным какой-либо страной".
https://www.yahoo.com/news/brazil-sinks-rusting-old-aircraft-123108086.html