В Азии удаленная работа испытывает сильный отпор, но новые привычки умирают с трудом

По мере ослабления ограничений, связанных с COVID—19, работники и работодатели размышляют о том, как может выглядеть работа в будущем. В то время как некоторые компании приняли гибкость как часть своей этики, другие придерживаются жесткого подхода в офисе.
Эта напряженность сказывается и в Азии: японская NTT прекратила удаленную работу, в то время как Yahoo Japan объявила в прошлом году, что позволит своим сотрудникам жить в любой точке страны — в то время 90% ее сотрудников работали удаленно.
В Индии и Сингапуре картина во многом такая же, при этом гибридные и офисные приемы становятся все более распространенными. И если уж на то пошло, противодействие удаленной работе в Азии сильнее, чем где—либо еще.
Исследование CBRE показало, что в прошлом году сотрудники в Азиатско—Тихоокеанском регионе уже возвращались в офис в большем количестве, чем в других областях. А недавно опубликованный опрос руководителей поддерживаемых SoftBank ведущих технологических, корпоративных и потребительских компаний показал, что жители Азии и Ближнего Востока с большей вероятностью откажутся от гибридных моделей по сравнению с другими рынками, такими как США и Европа: 52,9% заявили, что планируют полностью работать в офисе, и никто не сказал, что онибудет полностью удаленной.
Некоторые руководители из—за проблем с производительностью стали искать среду, в которой у них было бы больше контроля.
“Вопрос, который многие наши клиенты задавали в конце прошлого года: были ли их сотрудники более продуктивными? В зависимости от того, с кем вы разговариваете, ответы сильно различаются ”, — сказал Гурдж Сандху, управляющий директор Morgan McKinley Сингапур.
На более позитивной стороне спектра находится юридическая фирма Atsumi & Sakai из Токио, которая поощряет удаленную работу, когда нет необходимости работать в офисе. Фирма, придерживающаяся ряда политик, ориентированных на семью, включая сокращение рабочего дня для родителей, во время пандемии внедрила систему ротации, при которой сотрудники по очереди выполняли служебные задачи, такие как доставка документов в суд и обратно.
Представитель Atsumi & Sakai сказал, что, хотя многие компании были обеспокоены снижением производительности труда сотрудников в результате внедрения удаленной работы во время пандемии, стиль работы позволил более “творческой работе и гибким идеям”, и что в некоторых случаях более гибкая работа повысила производительность.
This had also helped the firm seamlessly maintain and even expand its operations during the pandemic.
“We have been able to continue to provide legal services between Tokyo and New York — where we established our office in 2019 — amid the coronavirus-related travel restrictions,” the spokesperson said. “Despite the pandemic, we successfully established A&S Fukuoka. … This was made possible because of the remote working environment.”
Между тем, Кристина Нг, управляющий директор LMA Recruitment в Сингапуре, предпочитает работать в офисе, хотя ее команда в основном работает удаленно. По словам Нг, когда COVID—19 вызвал широкое распространение политики "Работа на дому", многие менеджеры поняли, что их сотрудники могут быть продуктивными, где бы они ни находились.
В то время как Нг ходит в офис каждый день, ее полная команда собирается только раз в месяц в один и тот же день, чтобы качественно провести время и преодолеть цифровой разрыв. Нг сказал, что, хотя у некоторых организаций есть ощущение, что они хотят вернуться к тому, что было до пандемии, многие приняли гибридную модель.
Джереми Сэмпсон, генеральный директор по Северо—Восточной Азии в Robert Walters Japan, согласился с тем, что это общий подход, но сказал, что все еще есть “компании на обоих концах спектра, как возобновляющие работу на 100% в офисе, так и полностью удаленные”.
Грант Торренс, управляющий директор Hays Japan, отметил, что компании “действительно дошли до двух крайностей, когда речь заходит о культуре работы”.
Рынок труда также адаптировался в результате увеличения удаленной работы: на рынках, где прием на работу популярен, негибкие компании рискуют показаться менее привлекательными для кандидатов.
В Японии произошел “полный сдвиг в парадигме”, сказал Торренс, “где сотрудники теперь ожидают, что им предложат возможность работать удаленно, если потребуется.
“Это стало преимуществом для компаний, которые хотят не только сохранить свои лучшие таланты, но и привлечь их. В настоящее время кандидаты очень часто указывают гибридную работу в качестве одного из ”обязательных требований " при начале поиска новой работы ", — сказал он.
Рафшад Махамуд, управляющий директор Morgan McKinley в Индии, рисует похожую картину, отмечая, что за последние несколько лет кандидаты все чаще искали должности, которые допускают гибкую или удаленную работу. Компания также выиграла от повышения уровня удержания персонала в результате собственной гибкой внутренней политики.
“Мы смогли сохранить много талантов, предоставив им гибридную модель или полную (работу на дому), поскольку люди начали видеть, что компания действительно ценит то, что они хотят, и взамен мы получили лояльность или то, что мы называем”прилипчивостью" от наших сотрудников", — сказал Махамуд. “Они не просто уйдут от нас на другую работу и, вероятно, дважды подумают”.
Нг согласилась с тем, что все чаще требуется гибкость, отметив, что она “не слышала, чтобы кто—то жаловался на гибкость”.
“Я фанат работы в офисе, но это вариант — людям нравятся варианты”, — добавила она.
Торренс согласился, что удаленная работа — это не только офис, это автономия.
“Выбор слова очень важен и действительно лежит в основе проблемы”, — сказал он, добавив, что в Японии молодые сотрудники, в частности, “процветают благодаря культуре рабочего места, такой как товарищество с коллегами, наставничество со стороны начальства и наличие всех ресурсов, необходимых для выполнения своей работы, под рукой.
“Тем не менее, они хотят знать, что если им потребуется нечетный день, когда им нужно работать не в офисе, тогда они смогут сделать это без проблем”, — сказал Торренс.
Хотя удаленная и гибкая работа в настоящее время является предметом обсуждения и интереса, разрыв, вероятно, будет менее заметным с течением времени. Вполне вероятно, что в мире после пандемии будет достигнут баланс, и со временем он будет улучшен.
Сандху сказал, что различные факторы, действующие в настоящее время на рынке труда, в том числе увольнения в крупных технологических компаниях, побудили работодателей стремиться “управлять или сокращать расходы и повышать эффективность и производительность за счет меньшего количества людей”.
“По мере того, как рынок труда стабилизировался, все эти факторы сыграли свою роль в том, что все больше и больше работодателей переориентируют удаленную и гибкую работу”, — сказал Сандху. “Я не вижу, чтобы удаленная или гибкая работа когда—либо исчезала, скорее это перестройка баланса”.
In Japan, Torrens sees a similar outlook.
“Сейчас маловероятно, что мы вернемся к допандемическим временам, когда практически все вернулись к работе в офисе”, — сказал он. “Но также маловероятно, что мы увидим гибкость, которой в настоящее время пользуются многие сотрудники.
“В какой—то момент будет найдено равновесие, и это станет новой нормой”.
