Батюшка, благословите сходить в магазин!

Смородина – казалось бы, она и в Африке смородина. Но в природе существуют разные виды этой ягоды: не только привычные красная и чёрная, но и белая, розовая, золотистая, а у этих видов ещё и куча сортов. Так и люди. Два верующих человека могут быть похожи друг на друга, как близнецы, а могут и отличаться, как европеец и азиат. Одни признают существование Бога, но не молятся и не ходят в храм, другие ходят в храм, но интересуются не только религией и вообще по натуре они светские люди, а третьи... Вот о них и пойдёт речь.
При первой возможности они бегут в храм или монастырь, а может, и не в один. Они ездят исключительно в паломнические поездки и знают все молитвы наизусть. Даже выйдя из храма, они продолжают молиться, не давая себе ни минуты отдыха. Слово «благодать» не сходит у них с языка. Казалось бы, святые люди. Но не всё так просто, ведь «быть святым» и «подражать святым» – далеко не одно и то же.
Да и подражать можно по-разному. Например, один человек будет стремиться жить по совести, быть честным, бескорыстным и творить добро, но при этом не уподобляться монахам-пустынникам, а другой, начитавшись жизнеописаний преподобных отцов, будет с утра до вечера бить поклоны и твердить заученные молитвы. Но даже молитва может быть разной. Для одного это музыка души, которая действительно соединяет с Богом, а для другого та же самая молитва — просто набор не вполне понятных фраз.

Конечно, и обычные (не святые) люди тоже могут молиться искренне и от всего сердца, но разве под силу им стать такими же, как, скажем, Серафим Саровский или Сергий Радонежский? Чем больше Серафим и Сергий молились, тем ближе становились к Богу, хотя и так с рождения были к Нему близки. Они творили чудеса, у них обоих открылся дар прозорливости, к ним являлись ангелы и Божия Матерь. Для них молитва действительно была не просто музыкой, но пищей души, и они нуждались в том, чтобы насыщаться ею постоянно. Обычному же человеку требуются передышки.
Это можно сравнить со спортом. Профессиональный спортсмен способен пробежать более длинную дистанцию, чем новичок или любитель. И если у одного от таких пробежек откроется второе дыхание, другой в лучшем случае вымотается, в худшем – испортит себе здоровье. Так же можно сравнить и с подводным плаванием. Профессиональный ныряльщик умеет надолго задерживать дыхание, а рядовой любитель поплавать, если вовремя не вынырнет, просто захлебнётся.
Алевтина больше ничего не воспринимает, кроме религии, и кроме неё ни о чём не разговаривает. Она даже своей племяннице предлагала постричься в монахини, потому что та не замужем, а по мнению Алевтины, у человека может быть только два пути: либо замужество/женитьба, либо монастырь. Алевтина ездит ко всем подряд старцам и старицам, не всегда разбираясь, действительно ли те прозорливые и могут ли дать полезный совет. Одна из этих стариц сказала, что сын Алевтины будет счастлив в браке со своей невестой, но в результате они развелись. Даже при том, что брак был венчанный.
Этот случай не остановил Алевтину. Она ходит ко всем подряд священникам и просит благословения на каждый свой шаг вплоть до покупки микроволновки. Она убеждена, что в противном случае микроволновка окажется бракованной, и считает, что если человек ищет работу, он обязательно должен и на эти поиски просить благословения. По сути, получается всё равно, что «батюшка, благословите не умереть с голоду».
Безусловно, многие верующие, даже не настолько фанатичные, понимают, что без Бога человек ни с чем не справится, но разве это исключает некоторую самостоятельность? Маленьким детям тоже во всём нужна помощь родителей, но могут же малыши иногда походить сами, не за ручку с мамой или папой, и поиграть с другими детьми пусть даже под присмотром, но без участия взрослых.
Татьяна, как и Алевтина, живёт только храмом и молитвой. Она даже по дому ходит в платке и не видит смысла в светском искусстве. Для неё книги, фильмы, живопись и тем более театр – «мирская суета», которая лишь отвлекает от небесного. Татьяна считает, что каждый человек, не только монах, должен постоянно общаться с Богом, и не учитывает, что наслаждение искусством – это тоже своего рода прикосновение к божественному.
Прочитать книгу Достоевского или Брэдбери, послушать музыку Шопена или Чайковского, полюбоваться картинами Рафаэля или Айвазовского – ну чем не встреча с Богом? Ведь именно Он дал этим и многим другим великим людям талант.

Но Татьяна признаёт только религиозное искусство, из книг — только Евангелие, жития святых и богословские труды. Конечно, сложно сказать, во всех ли на свете книгах есть ответы абсолютно на все вопросы, но в любом случае книги учат человека шире мыслить и лучше понимать других людей. Но даже если не углубляться в такие вещи, в любом случае ведь это так интересно – открыть роман, в котором описывается жизненная история, погрузиться в атмосферу и прожить вместе с героями их жизнь, как будто нырнув следом за ними в океан страниц и строк. Так же и фильмы. Ну вот что в них плохого? И даже если фильм 18+, это ещё не означает, что он – порнография.
Ещё задолго до встречи с будущим мужем Екатерина сделала несколько абортов и теперь так сильно замаливает грехи, что почти не уделяет внимания своей живой дочери. С девочкой проводит время папа. Они общаются, отец встречает её из школы, помогает делать уроки, ходит с ней в зоопарк, цирк, кино и много куда ещё. Они прекрасно ладят, но ребёнок так скучает по материнскому теплу!

Многие верующие, подобные Алевтине, Татьяне и Екатерине, считают, что их жизнь богата и полна благодати. Они даже мысли не допускают, что в их жизни не хватает некоторых красок. Разве была бы радуга настолько красивой, если бы состояла всего из одного цвета? А если учесть, что в жизни гораздо больше цветов, чем в радуге, и больше разнообразия, чем сортов у смородины, тогда тем более захочется посочувствовать таким людям. Впрочем, это их выбор. Если им действительно нужна только религия и всё, что с ней связано, никто им не навязывает никаких мирских радостей. Главное, чтобы они тоже не навязывали свой образ жизни и мышления тем, кто хочет наслаждаться жизнью во всех её проявлениях.
Все фото из Интернета
Три старца
В дремучем крае, во скиту
На острове далеком
Монахи жили в старину,
Молясь там одиноко.
Уже прошло немало лет,
Как, взяв святой водицы,
Они ушли в дремучий лес
В глухом краю молиться.
В пещерке жили. На двоих
Всего одна рубаха –
Другого не было у них.
Так жили два монаха.
Грибы варили на обед,
По ягоды ходили.
И, есть у них еда иль нет,
Христа благодарили.
Одну молитву каждый час
Монахи сотворяли:
О, Господи, помилуй нас!
Другой они не знали.
И вот, прошло немало лет,
На остров одинокий
Приплыл на быстром корабле
Церковный чин высокий.
И удивился: где псалмы?
Где гласы, где седален?
Неправильно, неверно вы
Молитвы сотворяли!
Монахи – в слезы! Научи!
Мы будем век учиться,
Как нужно утром и к ночи
Нам правильно молиться.
Владыка все им разъяснил,
Благословил с улыбкой,
Сел на кораблик и поплыл
По глади моря зыбкой.
И вдруг он видит: позади
Бегут по водной глади
Монахи с криком: «Погоди,
Владыко, Бога ради!»
Бегут, не замочив и ног,
И молят со смиреньем:
«Напомни нам ещё разок
Последнее моленье!»
Владыка охнул, осенив
Себя крестом, и снова
Во все глаза глядит на них,
Не в силах молвить слова!
Когда же речь и капля сил
К Владыке возвратились,
Промолвил: «Господи, спаси!
Молитесь, как молились!»
Лариса Самойлова Шабуня
Замечательное стихотворение, спасибо вам! Мне очень понравилось.
В интернете такой видеоролик есть, интересно. Но конечно все это химера, что в голову поместишь сам себе или другие персоны, так и будет все это путеводной звездой по жизни.
Внешний фактор всё изменит.
Богобоязненный Мадмуд имел обыкновение оказывать гостеприимство в своем пустынном доме всякому пришельцу.
Однажды к нему постучался путник почтенного вида и попросил разрешения отдохнуть.
Мадмуд проявил гостеприимство, поставил на стол пищу и пригласил гостя подкрепиться. Тот с радостью согласился и начал уплетать. Мадмуд спросил его, почему он даже не поблагодарил Бога перед едой. Путник ответил, что никогда этого не делал, да и теперь не намерен.
Набожный хозяин рассердился на гостя и прогнал его прочь.
В тот же вечер, когда пришло время благочестивому Мадмуду предаться молитве, Бог спросил его, почему он прогнал усталого и голодного гостя. Мадмуд ответил, что он не смог вынести его неблагодарности к Богу.
Бог же сказал ему:
— Я терплю его 60 лет., а ты не смог потерпеть его и один вечер!
Тоже очень хорошая притча, а последние слова не лишены остроумия и чувства юмора
Перегибы во всем не очень здорово на мой взгляд,лучше золотая середина
Согласна, что в случае таких людей - это действительно перегибы.
На мой взгляд, фанатично верующие люди, в чем то ущербны
Есть такое...
Притча о первой ступеньке к Богу
Один человек пришёл к старцу и сказал:
— Я хотел бы полюбить Бога — научи меня!
Учитель ответил:
— Скажи мне сначала, любил ли ты кого-нибудь раньше?
Человек сказал:
— Я не интересуюсь мирскими делами — любовью и всем прочим. Я хочу прийти к Богу.
Старец снова сказал:
— Вспомни еще раз: любил ли ты хоть одну женщину, хоть одного ребёнка — хоть кого-нибудь?
Человек ответил:
— Я ведь уже сказал тебе: я человек религиозный, а не обычный мирянин. Меня интересует только путь к Богу.
— Пока это невозможно: сначала ты должен кого-нибудь полюбить, — сказал старец. — Это будет твоя первая ступенька. Ты спрашиваешь про вершину, а сам не ступил на первую ступеньку. Иди и хоть кого-нибудь полюби.
р.s очень люблю эту притчу
Да, мудрые слова.