Психология. Как думают гении

Как гениям приходят в голову идеи? Что общего у стиля мышления, породившего "Мону Лизу", а также у того, который породил теорию относительности? Что характеризует стратегии мышления Эйнштейнов, Эдисонов, Давинчи, Дарвинов, Пикассо, Микеланджело, Галилео, Фрейда и Моцарта истории? Чему мы можем у них научиться?
В течение многих лет ученые и исследователи пытались изучать гениальность, предоставляя ее жизненную статистику, как будто груды данных каким-то образом освещали гениальность. В своем исследовании гениальности 1904 года Хэвелок Эллис отметил, что отцом большинства гениев являются мужчины старше 30 лет; у них были матери моложе 25 лет, и они обычно были болезненными в детстве. Другие ученые сообщили, что многие из них соблюдали целибат (Декарт), у других не было отца (Диккенс) или матери (Дарвин). В конце концов, груды данных ничего не освещали.
Ученые также пытались измерить связь между интеллектом и гениальностью. Но интеллекта недостаточно. Мэрилин Вос Савант, чей IQ 228 является самым высоким из когда-либо зарегистрированных, не внесла особого вклада в науку или искусство. Вместо этого она обозреватель журнала Parade, отвечающий на вопросы и ответы. У заурядных физиков IQ намного выше, чем у лауреата Нобелевской премии Ричарда Фейнмана, которого многие признают последним великим американским гением (его IQ был всего лишь респектабельным 122).
Гениальность заключается не в том, чтобы набрать 1600 баллов на экзаменах, овладеть четырнадцатью языками в возрасте семи лет, закончить упражнения Mensa в рекордно короткие сроки, иметь необычайно высокий уровень интеллекта или даже быть умным. После продолжительных дебатов, инициированных Дж.П. Гилфордом, ведущим психологом, который в шестидесятые годы призывал уделять научное внимание творчеству, психологи пришли к выводу, что креативность - это не то же самое, что интеллект. Человек может быть гораздо более творческим, чем он или она умны, или гораздо более умным, чем креативным.
Большинство людей со средним интеллектом, учитывая данные или какую-то проблему, могут вычислить ожидаемый обычный ответ. Например, когда нас спрашивают: "Сколько составляет половина из 13?" большинство из нас сразу же отвечают "шесть с половиной". Вероятно, вы нашли ответ за несколько секунд, а затем снова обратили свое внимание на текст.
Как правило, мы мыслим репродуктивно, то есть на основе аналогичных проблем, с которыми сталкивались в прошлом. Сталкиваясь с проблемами, мы зацикливаемся на чем-то в нашем прошлом, что работало раньше. Мы спрашиваем: "Чему меня научили в жизни, образовании или работе, как решить проблему?" Затем мы аналитически выбираем наиболее перспективный подход, основанный на прошлом опыте, исключая все другие подходы, и работаем в четко определенном направлении к решению проблемы. Из-за обоснованности шагов, основанных на прошлом опыте, мы становимся высокомерно уверенными в правильности нашего вывода.
Напротив, гении мыслят продуктивно, а не репродуктивно. Сталкиваясь с проблемой, они спрашивают: "Сколькими разными способами я могу взглянуть на нее?", "Как я могу переосмыслить то, как я это вижу?" и "Сколькими разными способами я могу ее решить?" вместо "Чему меня научил кто-то другой о том, какрешите это? " Они, как правило, дают много разных ответов, некоторые из которых нетрадиционны и, возможно, уникальны. Продуктивный мыслитель сказал бы, что есть много разных способов выразить "тринадцать" и много разных способов разделить что-то пополам. Ниже приведены некоторые примеры.
6,5
13 = 1 и 3
THIR TEEN = 4
XIII = 11 и 2
XIII = 8
(Примечание: как вы можете видеть, в дополнение к шести с половиной, выражая 13 по-разному и разделяя его пополам по-разному, можно сказать, что половина тринадцати равна 6.5, или 1 и 3, или 4, или 11 и 2, или 8 и так далее.) При продуктивном мышлении человек генерирует столько альтернативных подходов, сколько может. Вы рассматриваете наименее очевидные, а также наиболее вероятные подходы. Важна готовность исследовать все подходы, даже после того, как кто-то нашел многообещающий. Однажды Эйнштейна спросили, в чем разница между ним и обычным человеком. Он сказал, что если вы попросите обычного человека найти иголку в стоге сена, человек остановится, когда найдет иголку. Он, с другой стороны, перерыл бы весь стог сена в поисках всех возможных иголок.)
Как творческие гении генерируют так много альтернатив и предположений? Почему так много их идей настолько богаты и разнообразны? Как они создают "слепые" вариации, которые приводят к оригиналу и роману? Растущее число ученых предлагает доказательства того, что можно охарактеризовать то, как мыслят гении. Изучая записные книжки, переписку, беседы и идеи величайших мыслителей мира, они выявили конкретные общие стратегии мышления и стили мышления, которые позволили гениям генерировать огромное разнообразие новых и оригинальных идей.
СТРАТЕГИИ
Ниже приведены краткие описания стратегий, которые являются общими для стилей мышления творческих гениев в науке, искусстве и промышленности на протяжении всей истории.
ГЕНИИ СМОТРЯТ НА ПРОБЛЕМЫ ПО-РАЗНОМУ. Гениальность часто приходит от поиска новой перспективы, которую никто другой не использовал. Леонардо да Винчи считал, что для получения знаний о форме проблем вы начинаете с изучения того, как реструктурировать ее различными способами. Он чувствовал, что первый взгляд на проблему был слишком предвзятым по отношению к его обычному взгляду на вещи. Он перестраивал свою проблему, рассматривая ее с одной точки зрения, и переходил к другой перспективе и еще к другой. С каждым шагом его понимание будет углубляться, и он начнет понимать суть проблемы. Теория относительности Эйнштейна - это, по сути, описание взаимодействия между различными точками зрения. Аналитические методы Фрейда были разработаны для поиска деталей, которые не соответствовали традиционным взглядам, чтобы найти совершенно новую точку зрения.
Чтобы творчески решить проблему, мыслитель должен отказаться от первоначального подхода, основанного на прошлом опыте, и переосмыслить проблему. Не останавливаясь на одной точке зрения, гении не просто решают существующие проблемы, такие как изобретение экологически чистого топлива. Они выявляют новых. Не нужно быть гением, чтобы анализировать сны; в первую очередь Фрейд должен был спросить, какое значение сны несут в нашей психике.
ГЕНИИ ДЕЛАЮТ СВОИ МЫСЛИ ВИДИМЫМИ. Взрыв творчества в эпоху Возрождения был тесно связан с записью и передачей обширных знаний на параллельном языке; языке рисунков, графиков и диаграмм — как, например, в знаменитых диаграммах Давинчи и Галилея. Галилей произвел революцию в науке, сделав свои мысли видимыми с помощью диаграмм, карт и рисунков, в то время как его современники использовали обычные математические и вербальные подходы.
Как только гении овладевают определенными минимальными вербальными возможностями, они, по-видимому, развивают навыки визуальных и пространственных способностей, которые дают им гибкость для отображения информации различными способами. Когда Эйнштейн обдумывал проблему, он всегда считал необходимым сформулировать свой предмет как можно большим количеством различных способов, в том числе схематично. У него был очень визуальный ум. Он думал в терминах визуальных и пространственных форм, а не думал о чисто математических или словесных рассуждениях. На самом деле он считал, что слова и цифры, в том виде, в каком они написаны или произнесены, не играют существенной роли в его мыслительном процессе.
ГЕНИИ ПРОИЗВОДЯТ. Отличительной чертой гениальности является огромная продуктивность. Томас Эдисон владел 1093 патентами, что по-прежнему является рекордом. Он гарантировал производительность, предоставляя себе и своим помощникам квоты на идеи. Его личной квотой было одно незначительное изобретение каждые 10 дней и одно крупное изобретение каждые шесть месяцев. Бах писал кантату каждую неделю, даже когда был болен или истощен. Моцарт создал более шестисот музыкальных произведений. Эйнштейн наиболее известен своей работой по теории относительности, но он опубликовал 248 других работ. Многочисленные черновики "Пустоши" Т. С. Эллиота представляют собой мешанину хороших и плохих отрывков, которые в конечном итоге превратились в шедевр. В исследовании 2036 ученых на протяжении всей истории декан Кин Саймонтон из Калифорнийского университета в Дэвисе обнаружил, что самые уважаемые создавали не только великие работы, но и более "плохие". Из их огромного количества работы появилось качество. Гении производят. Точка.
ГЕНИИ СОЗДАЮТ НОВЫЕ КОМБИНАЦИИ. Декан Кит Саймонтон в своей книге 1989 года "Научный гений" предполагает, что гении являются гениями, потому что они образуют более новые комбинации, чем просто талантливые. За его теорией стоит этимология: cogito — "Я думаю" — первоначально означало "встряхнуться": intelligo корень "интеллекта" означает "выбирать среди". Это ясная ранняя интуиция о полезности того, чтобы идеи и мысли случайным образом сочетались друг с другом, и полезности выбора из многих немногих, которые нужно сохранить. Подобно очень игривому ребенку с полным ведром Лего, гений постоянно комбинирует и комбинирует идеи, образы и мысли в различные комбинации в своем сознании и подсознании. Рассмотрим уравнение Эйнштейна, E = mc2. Эйнштейн не изобретал понятия энергии, массы или скорости света. Скорее, объединив эти концепции по-новому, он смог взглянуть на тот же мир, что и все остальные, и увидеть что-то другое. Законы наследственности, на которых основана современная наука генетика, являются результатами Грегора Менделя, который объединил математику и биологию, чтобы создать новую науку.
ГЕНИИ ЗАСТАВЛЯЮТ ОТНОШЕНИЯ. Если в творческом гении выделяется один особый стиль мышления, то это способность сопоставлять непохожие предметы. Назовите это средством для соединения несоединимого, которое позволяет им видеть вещи, к которым другие слепы. Леонардо Давинчи установил связь между звуком колокола и падением камня в воду. Это позволило ему установить связь между тем, что звук распространяется волнами. В 1865 году Ф. А. Кекуле интуитивно понял форму кольцеобразной молекулы бензола, навязав связь со сном о змее, кусающей себя за хвост. Сэмюэль Морс был в тупике, пытаясь выяснить, как создать телеграфный сигнал b, достаточный для приема от побережья до побережья. Однажды он увидел, как на ретрансляционной станции обмениваются привязанными лошадьми, и установил соединение между ретрансляционными станциями для лошадей и сигналами B. Решение состояло в том, чтобы периодически повышать мощность сигнала о путешествии. Никла Тесла установил связь между заходящим солнцем и двигателем, что сделало возможным двигатель переменного тока, благодаря тому, что магнитное поле двигателя вращается внутри двигателя так же, как вращается солнце (с нашей точки зрения).
ГЕНИИ МЫСЛЯТ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЯМИ. Физик и философ Дэвид Бом считал, что гении способны думать по-разному, потому что они могут терпеть двойственность между противоположностями или двумя несовместимыми предметами. Доктор Альберт Ротенберг, известный исследователь творческого процесса, выявил эту способность у самых разных гениев, включая Эйнштейна, Моцарта, Эдисона, Пастера, Джозефа Конрада и Пикассо в своей книге 1990 года "Возникающая богиня: творческий процесс в искусстве, науке и других областях". Физик Нильс Бор считал, что если вы соединяете противоположности, то приостанавливаете свои мысли, и ваш разум переходит на новый уровень. Приостановка мысли позволяет интеллекту за пределами мысли действовать и создавать новую форму. Чередование противоположностей создает условия для того, чтобы новая точка зрения свободно всплывала в вашем сознании. Способность Бора представлять свет одновременно как частицу и волну привела к его концепции принципа дополнительности. Изобретение Томасом Эдисоном практичной системы освещения включало в себя объединение проводов в параллельных цепях с нитями накаливания с высоким сопротивлением в его лампочках, две вещи, которые обычные мыслители не считали возможными, фактически вообще не рассматривались из-за предполагаемой несовместимости. Поскольку Эдисон мог терпеть двойственность между двумя несовместимыми вещами, он мог видеть взаимосвязь, которая привела к его прорыву.
ГЕНИИ МЫСЛЯТ МЕТАФОРИЧЕСКИ. Аристотель считал метафору признаком гениальности, полагая, что человек, способный воспринимать сходства между двумя отдельными областями существования и связывать их вместе, был человеком с особыми способностями. Если непохожие вещи действительно похожи в чем-то, возможно, они таковы и в других. Александр Грэм Белл наблюдал за сравнением внутренней работы уха с движением толстого куска мембраны для перемещения стали и задумал телефон. Томас Эдисон изобрел фонограф за один день, проведя аналогию между игрушечной воронкой, движениями бумажного человечка и звуковыми колебаниями. Подводное строительство стало возможным благодаря наблюдению за тем, как корабельные черви прокладывают туннели в древесине, сначала сооружая трубы. Эйнштейн вывел и объяснил многие из своих абстрактных принципов, проводя аналогии с повседневными событиями, такими как гребля на лодке или стояние на платформе, когда мимо проезжает поезд.
ГЕНИИ ГОТОВЯТ СЕБЯ К СЛУЧАЙНОСТЯМ. Всякий раз, когда мы пытаемся что-то сделать и терпим неудачу, мы в конечном итоге делаем что-то другое. Каким бы упрощенным ни казалось это утверждение, это первый принцип творческой случайности. Мы можем спросить себя, почему нам не удалось сделать то, что мы намеревались, и это разумный, ожидаемый поступок. Но творческая авария вызывает другой вопрос: что мы сделали? Ответить на этот вопрос новым, неожиданным способом - это важнейший творческий акт. Это не удача, а творческое озарение высшего порядка. Александр Флеминг был не первым врачом, который заметил плесень, образовавшуюся на открытой культуре, во время изучения смертельных бактерий. Менее одаренный врач разгромил бы это, казалось бы, неуместное событие, но Флеминг отметил его как "интересное" и поинтересовался, есть ли у него потенциал. Это "интересное" наблюдение привело к появлению пенициллина, который спас миллионы жизней. Томас Эдисон, размышляя о том, как сделать углеродную нить, бездумно играл с куском замазки, поворачивая и скручивая его в пальцах, когда он посмотрел на свои руки, ответ ударил его между глаз: скрутить углерод, как веревку. B. F. Скиннер подчеркнул первый принцип научных методологов: когда вы находите что-то интересное, отбросьте все остальное и изучите это. Слишком многие не отвечают на стук возможности в дверь, потому что им нужно завершить какой-то предвзятый план. Творческие гении не ждут подарков случая; вместо этого они активно ищут случайное открытие.
Краткие сведения
Распознавание общих стратегий мышления творческих гениев и их применение сделают вас более творческими в вашей работе и личной жизни. Творческие гении - это гении, потому что они знают, "как" думать, а не "что" думать. Социолог Харриет Цукерман опубликовала интересное исследование лауреатов Нобелевской премии, которые жили в Соединенных Штатах в 1977 году. Она обнаружила, что шесть учеников Энрико Ферми получили приз. У Эрнста Лоуренса и Нильса Бора было по четыре. Джей Джей Томпсон и Эрнест Резерфорд воспитали семнадцать нобелевских лауреатов. Это не было случайностью. Очевидно, что эти нобелевские лауреаты были не только творческими сами по себе, но и могли научить других мыслить творчески.
источник: Подробнее ➤