Художник Мари Бенуа: Муза и Скепсис
Художник Мари Бенуа: Муза и Скепсис
12 декабря 2022 г.
1,5 тыс. прочитано
зачемсомневатьсяотличнаякартинка. Столькодрамы, столькоглубокогосимволизма. Иэтоотличноетехническоеисполнение.
Запрыгнувмнена правое плечо и устроившисьпоудобнее, белокрылаямузаподтолкнуламенякдискуссии, убедивв правильности выбора темы. Ноничегодругогоотнееи не ожидалось. Ведь онамоялюбимица.
-Ах,да.Читателямпонравитсяанализмифологическихкартинконца 18 века. Особенноте, что написаныхудожницами, вовсемподражаютнаставникам. Подруга, когдатывпоследнийразсмотреластатистикусвоегоканала? Хотелибывыснова«поработатьзастолом».
Оглошепсиседкий. Нокакобычно. Забравшисьна левое плечо, он тут жесделалто, чтоемунравилось. Онначалразрушать«воздушныйзамок»,построенныйМузами. Долженпризнать, оннеплохосправился. Потому что онвоплощение моих сомнений истрахов.
Я нервнопожалплечами. Дорогиечитатели, азнаетеливы, сколько раз этидвеподружкиоттягиваливыходмоейпубликации. Такжелучше, еслиэтобудетвсегонесколькочасоввместоцелогодня, преодолеваяжеланиеразобратьсявполемике. Ипокаясудовольствиемигнорируюихизвечныедоводы, практикаЕеВеличествадоказала: безоговорочнозанимаясторонупервыхи/илиигнорируявторыхВедь, еслитемаименноэтойкартиныпредставляетдляменяличныйинтерес, этонезначит, что встреча снимпорадуетчитателя. Соднойстороны, ничегохорошегонепишетсябезпредварительноговдохновения. Размонтированный, неформатированный, некомментированный.
Аэтозначит, чтонетвыбора. Всепорасписанию. Вашесердцезаперто, вашераздражениеглубоковвашейпечени, а вашипланы на деньотодвинутынавторойплан. ЗаседаниеСоветавнутреннихискусствобъявляетсяоткрытым. Первоезамечаниетвое, дорогаяМуза.
-Спасибо. Итак: сюжет картиныточнозаинтересует зрителя. ПрекраснаяПсихеявжертвеннойодеждев последний разобняламать. Согнутаяспинаотцагероини, потерявшегоцарственнуюосанку. Напрасноутешатьсвоихсестер-принцесс. Однимсловом, эти яркиенастроения, основанныенавековомантичномстиле, не могут незаинтересоватьчитателя. Здесь.
――Конечно, техникамистераБенуапрекрасна. Потому чтоонвоспроизводиттрюкЖака-ЛуиДавида.
-Нет, пожалуйста, мистерСкепсис. Первым наставникомнашегохудожникабыла не ктоиная, как ЭлизабетВижеЛеблан. Кстати, онанепоследняя, когоназначаютвКоролевскуюакадемиюхудожеств. О,каксимволично иконцептуально. Этотученикпревзошелсвоего наставника, посвятивсвоюкартину образу прекрасной девы. Ивпроцессеявпервые участвовалависторическом«департаменте»парижскогосалона. Уженщинособыйвзгляд наисторическиеимифологические картинырубежавеков. Этонеинтересно.
-да.Ябылнаставником, безсомнения. Покаонане закрыластудию. Затем, безнаставника, Мари-Бенуапрошластажировкуувеликогофранцузскогонеоклассика. Этовлияниесформировало тот уверенный, твердый и строгий стиль, которыйв итоге ипредставлен наэтомполотне. Этозначит, чтовсявашатеория о«чистоженскомоблике»восемнадцатоговекаиеекартинахдевятнадцатого векане выдерживаеткритики.
-Тыне выдержишь.
—Напишимнекомплимент, дорогая. Кстати, всюжетевытожелукавите.
-.
«Нетнуждывэтомудивительномвзмахекрыльев. Какименя, втовремяФранциюпотрясликатастрофическиепоследствия революции. Самонстрастнопреследовалякобинцевпослетого, каквступилвдолжностьминистравовремявыздоровления. Такчтоответь, дорогоймне. Можетли вернаяженаизвестногороялистанаписатьповествовательноориентированнуюкартинудляпарижскогоСалона, невносявнееполитическойповестки?
—О,все.
—Нет, невсе. ВыполностьюпонимаетеидеюжертвыПсихеи.
-Этоегобумажныекалькиссобственнойличностихудожника. Знать. Согласноеемифу, еесестры-принцессыничутьнеогорчилиее, наоборот, сами «подвели ее подсвоймонастырь». Из зависти квыдающейсякрасоте ихорошемутемпераментуПсихеи. Ичтобыгероинюполотнасделатьглавнойкандидатуройнавыдачучудовища, обимператоревсяческиговорили. Длясохранениясостояния, конечно. Но я не понимаю, как этот фактсводитна нетхудожественную ценностьпроизведения. Да, Маринамекнулана лицемериесвоейбывшейдевушки, котораяотвернуласьотеесемьи в годыееугнетения. Ато, что мифическое чудовище из древнеримской трагедии наполотнеприобрелосущностьбезжалостного политического механизма. Нопотеряетли отныне свое значениежертваБенуаПсихеи, сохранившейверностьмужу исемьедосамогоконца? Мари-ГийеменБенуа, Психея, покидающая семью, 1791 г., фрагмент, Художественный музей Сан-Франциско.
«Япростонелюблюначинатьразговорокартинахсосложнымиирасплывчатымитемами.
-Нудопустим. Ичтовыимеетеввидуподанализомконфигурациииидущимпо плану.
-О,тебепонравится. Далее - о неоднозначности. Дело в том, чтовконце 18 векапортреты, пейзажиинатюрмортысчитались гораздо более низкими жанрами, чем многофигурные картины с определенным сюжетом. Он считал, что нравственные и высоконравственные сюжеты предпочтительнее «несерьезных» произведений на дельные темы. И нашей героине пришлось сменить специальность. Иные уступки обществу ради диалога с обществом.
Кажется, яначинаюпониматьтвоиковарныепланы.
-.
-Да, да, коварный. Или думают, что возможность летать в белом халате автоматически снимает подозрения. Вам понравилось ее фото и вы решили уговорить Лелю устроить ей свою "рекламную кампанию" в виде ее статьи. А для того, чтобы добиться вовлеченности и спровоцировать положительный отклик у аудитории вашего канала, нужно «надавить на сочувствие».
О,смотрите, перваяженщина-художниквисториипарижскогосалона, добившаясяуспеха. Да,иещеоднавыдающаясястудентка. Да,инесмотрянаусилияковарныхвраговеесемьи. Крометого, онпоражалпубликусвоейсмелой (потемвременам)светотеньюичеткойструктуройкомпозиции, удваиваяеепсихологизм.
Давай, крылатый, скажимне, чтояделаюнетак. Итынехотелманипулироватьсвоимиэмоциями. НомногиефотографиисэтихсторонЖака-ЛуиДавидаставят«Психею»Бенуавперединеена 100 баллов.
-Этовашаверсия, мистерСкепсис. Япростохотелрассказатьвамосамойяркойисильнойсторонеэтогофото.
«Давайте, моядорогая. Япредоставлювамвашеморальноеправопродолжатьэтотразговор, есливысможетеназватьхотябыодинизфакторов, делающих«Психею»МарииБенуауникальной.
«Темнеменее, дляэтойставкиестьспециальныеусловия.
—Ха.Зависитоттого, какой.
«Еслитысможешьпривести довод в пользу самостоятельной ценности этого полотна, ты, Инанна, возьмешь и навсегда забудешь привычку называть меня «Дорогой» и «Дорогой». пожалуйста, прекрати тыкать
-Хм.Этосерьезноезаявление. Хорошо, ясогласен. Твойход, дорогая. Простите, мадемуазель.
-Этопросто. Великийхудожник, буквально обращавшийся к мифу о Психее до момента написания этого полотна, не обращал внимания на его ранние этапы. ПредшественниковисовременниковМариБенуаинтересовалатолькоисториялюбви Психеи и Купидона. В крайнем случае подвиг Зефира, сумевшего вырвать красоту из темной скалы. Впервые в истории великих художественных выставок Старого Света усилия лорда Бенуа представили другой взгляд на знаменитых мифологических персонажей. Отдельный акцент сделан на истории его становления. Здесь сама Психея, эта архетипическая «страдающая женщина», предстает как спасительница и защитница. Последняя надежда его семьи и всей страны. Здесь она самостоятельный актер, а не «приз» силача. Это предмет истории, а не ее цель. И в этом абсолютная новизна и ценность картины.
-трогать. Пообщемупризнанию, это,безусловно, уникальнаяточказрения. Ноявсеравнозовутебялюбимой, крылатой. Потомучто, когдаонпообещалнеделатьэтого, онскрестилпальцызаспиной.
—Вотпочемутытакрешил. Яничегонемогподелать.«Этукартинустоитпоказатьчитателю. Илинет».
-знаешьчто. Покажиимсвойдиалогсэтимхвостатымзверем. Ипустьрешают. Наконец, самоеглавное мы уже высказали. И как всегда, увидеть подробности и скрытые тайны, которые ему предстоит разгадать. Я не хочу лишать их радости самостоятельного изучения великолепной фотографии.
-Среднийрисунок, крылья. Оченьсредний.
«Мастер, вынеможетеэтоговынести.
-такаяработа.
Опрос дня:Пост о Работе