Система средств обучения географии: история и современность
Одной из важнейших проблем современного географического образования является отсутствие популярности и востребованности в географических знаниях у школьников, а ведь именно от этого зависит успешность их обучения данному предмету. В результате по окончанию школы, у населения оказываются не сформированными зачастую даже элементарные представления о различных географических объектах и явлениях. Причинами непопулярности географии в школе чаще всего называют скучное преподавание предмета, отсутствие образности, обилие номенклатуры и теоретической информации в учебниках географии.
На фоне других школьных предметов – математики, физики, химии, – география не выглядит сплошной теоретической дисциплиной. Современные географические учебники хорошо иллюстрированы, снабжены картографической информацией, материалы электронных учебников и Интернета дают безграничные возможности для демонстрации географических объектов, процессов и явлений. Теоретические положения науки в учебниках представлены, но сопровождаются достаточным числом примеров и пояснений. Так же в школу повсеместно внедряются интерактивные доски и проекторы – они заменяют сложное, громоздкое и технически устаревшее оборудование. А важнейшим источником знаний и инструментом обучения на уроках географии служат карты. При умелом использовании всех этих материалов урок нельзя будет назвать скучным и не образным. [7]
В методике преподавания географии все вышеперечисленные объекты – учебники, рабочие тетради, карты, интерактивные доски – объединяются термином «средства обучения». Согласно определению, предложенному Головым В.П., средства обучения – «это естественные и специально изготовленные объекты и предметы окружающей действительности, включенные в учебный процесс с целью решения воспитательных задач, формирования географических знаний, умений и навыков». [5]
Есть два основных признака того, что объект может быть использован как средство обучения:
1) в нем содержится учебная информация, что позволяет использовать его в качестве источника знаний;
2) у него имеются такие свойства, которые дают возможность применения его в операционной деятельности учащихся при выполнении практических работ, например во время измерений на местности, картометрических измерений, метеорологических наблюдения и т. д. [5]
Развитие системы средств обучения географии в России можно разделить на три этапа:
• дореволюционный (1710-1917 гг.)
• советский (1917-1980 гг.)
• современный (1980-настоящее время)
На первом этапе становление системы средств обучения происходило в условиях, когда география как научная дисциплина постоянно меняла свой статус. Сначала она стала обязательным школьным предметом, затем была сокращена и преподавалась только в начальных классах. Причиной этому было отсутствие профессиональных кадров. Основным средством обучения на этом этапе является учебник. Только со второй половины XIXвека, когда география становится университетской наукой, начинается активная разработка методики ее преподавания в школе. Тогда же начинают издаваться новые учебники, географические хрестоматии, журналы и сборники, новые географические карты, атласы и наглядные пособия.
Второй этап выделяется в связи с появлением нового вида средств обучения – экранными пособиями. Впервые их начали использовать еще в начале XX века, но активно применяться они начали только во второй половине прошлого столетия. Начиная с 1930-х годов, после отмены «комплексных программ», средства обучения стали разрабатываться на научной основе. Кроме того, в этот период были созданы теоретические основы разработки системы средств обучения. [10]
Сам термин «средства обучения» был выделен лишь в середине 1960-х годов и изначально не имел четкого значения. Средствами обучения называли как деятельность учителя и учеников, так и учебное оборудование и учебно-наглядные пособия.
В 1967 г. Есипов Б.П. впервые сузил значение этого термина до обозначения предметов учебного оборудования.
Но и учебное оборудование впоследствии было разделено на три составляющих:
• средства обучения;
• дидактическая техника;
• устройства и приспособления для хранения и демонстрации средств обучения.
За термином «средства обучения» было закреплено, что это только та часть учебного оборудования, которая включается в учебный процесс в целях обучения и воспитания учащихся. Они должны служить одним из важнейших источников знаний, необходимых для формирования практических умений и навыков, помогать управлять учебно-познавательной деятельностью школьников, подводить учащихся к необходимым обобщениям, учить применять полученные знания на практике и т.д. [5]
Конец XX века стал началом третьего этапа в истории средств обучения – этапа повсеместной компьютеризации, которая потребовала разработки новейших (электронных) средств обучения на основе информационных технологий. К этим средствам относятся компьютерные программы, мультимедийные учебники, электронные библиотеки наглядных пособий. Первоначально эти средства обучения должны были служить для индивидуальной работы учащихся. Но, благодаря оснащению кабинета географии компьютерной техникой, данные программы стало возможным использовать непосредственно на уроке. Демонстрационное оборудование, применявшееся в школах для отображения иллюстративного материала, было вытеснено компьютерами, проекторами и интерактивными досками, без которых уже сложно представить современный кабинет географии. Дополнительно образовательное поле расширилось с развитием сети Интернет.
Как было сказано ранее, активная разработка научно-практических вопросов по проблеме системы средств обучения началась во второй половине XX века. К тому моменту уже были разработаны множества средств и накоплены знания об их практическом применении на уроке. Важным вопросом стала их классификация. [10]
Основанием для классификации средств обучения служит наличие у них различных внешних и внутренних признаков. Общепринятым основанием для классификации является отбор одного конкретного признака и анализ его у изучаемых объектов. Каждое средство обучения, в свою очередь, является носителем нескольких признаков, что затрудняет их распределение по классам.
В методике неоднократно производились попытки классификации средств обучения, но многие из них оказывались неудачными, так как основывались либо на внешних признаках, либо на формальном основании.
Классификации, в основе которых лежат внешние признаки, носят формальный характер. Они не учитывают сущность средств обучения, особенностей их содержания и дидактические возможности.
Впервые попытка классифицировать средства обучения за счет их внутренних свойств была предпринята Григорьевым А.П. [6] Он выделил две группы средств:
1) рассказывающие о географических явлениях (учебники и учебные книги, глобусы, карты, таблицы, схемы, чертежи, картограммы и др.);
2) показывающие географические явления (натуральные и образные средства обучения).
Данная классификация не противоречит методическим принципам, но является слишком общей, в результате чего ее значение оказывается невелико.
Значительный вклад в разработку данных классификаций внесла Коринская В.А. [9] Она выделила четыре группы средств обучения:
1) учебники и учебные книги;
2) наглядные средства обучения;
3) приборы;
4) вспомогательное оборудование.
Эта классификация была разработана с учетом внутренних свойств средств обучения и имеет выраженную дидактическую направленность. В настоящее время, в результате развития теории и практики, классификация средств обучения Коринской В.А. больше не является актуальной.
Одной из наиболее востребованных стала классификация Барышевой Ю.Г., основанная на принципе деления средств обучения по способу изображения и отображения географических объектов и явлений.[3] По данному признаку средства обучения распределялись на четыре группы:
1) натуральные объекты (коллекции полезных ископаемых, горных пород и минералов, гербарии);
2) изображения географических объектов и явлений (модели, картины, рисунки, портреты, фотографии, слайды, диафильмы, кинофильмы);
3) описания географических объектов и явлений и их отражение в знаково-символьной форме:
• вербальные (учебники, рабочие тетради, справочники);
• картографические пособия (карты, картосхемы);
• графические пособия (графики, диаграммы);
4) оборудование для воспроизведения и анализа географических объектов и явлений.
Достоинством данной классификации является то, что она позволяет четко определить для решения каких познавательных задач можно использовать то или иное средство обучения. Но есть в ней и минусы: она не учитывает способы учебной деятельности учащихся и функциональные свойства различных видов средств обучения.[5]
Несмотря на то, что эта теория до сих пор используется в педагогической практике, в ней сложно найти место для новых средств обучения. Так, новые электронные средства обучения имеют зачастую универсальный характер, поэтому не укладываются в рамки предлагаемой классификации.[10]
Помимо классификаций средств обучения большое внимание уделялось взаимосвязям между ними. Результатом данных исследований стало выделение систем средств обучения. Система средства обучения представляют собой искусственную систему, которая развивается под воздействием осознанной деятельности человека. Открытый характер системы позволяет постоянно совершенствовать ее, вводить в ее структуру новые, обладающие более высокими обучающими и воспитывающими свойствами средства обучения, а так же упразднять устаревшие, утратившие свое значение.
Наглядное представление о взаимосвязи средств обучения, как о целостной системе, дает схема, разработанная Шаповаленко С.Г. (рис 1). На ней хорошо показана связь средств обучения друг с другом, с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (методами, формами обучения) и внешними социальными факторами.
Одно из современных систем средств обучения является их подразделение на основе представляемой информации и инновационных технологий. Здесь выделяются следующие типы средств обучения:
• печатные (различные средства обучения на печатной основе: учебники и учебные пособия, хрестоматии, атласы, справочники, раздаточный материал);
• аудийные (аудиокниги);
• аудиовизуальные (экранные пособия, учебные фильмы, мультимедийные образовательные ресурсы);
• наглядно-демонстрационные (гербарии, муляжи, модели);
• приборы и оборудование (учебные приборы и техническое оборудование). [16]
Данная система дает представление о форме средства обучения, об органе восприятия, который будет задействован при работе с объектом, а так же она подходит для построения перечня имеющихся средств обучения.
Но какими бы ни были классификации и системы, они не могут до конца учесть всех свойств каждого из средств обучения. Общим для всех этих объектов будет оставаться воспитательная функция, направленная на формирование одного или нескольких умений и организацию деятельности учеников на уроке географии, которые, в свою очередь, будут развивать их мыслительные и аналитические способности.
Задачи, для реализации которых служат средства обучения, полностью отвечают требованиям, предъявляемым к обучению Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, целью которого является не вооружение конкретными знаниями и не их накопление, а формирование умения осуществлять деятельность, то есть научить учеников учиться. [8]
Помимо целей и требований к результатам обучения во ФГОС закреплены основные положения, связанные с материально-техническим оснащением школьных кабинетов различным учебным оборудованием, формированием информационно-образовательной среды образовательного учреждения, учебно-методическим и информационным обеспечением для реализации основной образовательной программы основного общего образования. В школах должен быть обеспечен постоянный доступ для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления. Библиотечный фонд должен располагать различными печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами: учебниками и электронными приложениями к ним, учебно-методической и дополнительной научно-популярной и научно-технической литературой. [14]
Помимо функции наглядности и обеспечения операционной деятельности, средства обучения несут в себе функцию пополнения, расширения и углубления знаний учащихся об изучаемых географических объектах и явлениях. Проявляется эта функция в том, что средства обучения, будучи включенными в учебно-воспитательный процесс, используются в качестве источника географических знаний. [5]
Итак, средства обучения являются важной и динамично развивающейся областью образования. С течением времени они изменяются, дополняются новыми под влиянием социального заказа и развития техники. Но при таком обилии и разнообразии средств обучения их достаточно трудно классифицировать и систематизировать, так как они могут выполнять различные функции в зависимости от задач урока. Еще одна сложность – найти место новым средствам обучения в старых, устоявшихся классификациях. Но, не смотря на это, средства обучения являются важной частью образовательного процесса и включаются в перечень обязательных предметов для оснащения современного кабинета географии.
Актуально!
спасибо
спасибо
Нужно учится в школе
)))
Полезная информация
Спасибо
)))