Привычная проверка социальных сетей связана с изменением развития мозга у молодых подростков

Новое исследование в области нейровизуализации свидетельствует о том, что частота посещения социальных сетей в подростковом возрасте может влиять на развитие мозга подростков. Результаты исследования, опубликованные в журнале JAMA Pediatrics, показывают, что использование социальных сетей связано с изменениями в развитии нейронной чувствительности к ожиданию социальных поощрений и наказаний.
"Нам было интересно посмотреть, как поведение молодых подростков при использовании социальных сетей может быть связано с траекторией развития их мозга с течением времени", - говорит автор исследования Кара А. Фокс, аспирант Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл.
"Постоянная доступность социальных сетей позволяет подросткам получать социальное вознаграждение в любое удобное для них время, и эти вознаграждения приходят в количественных, беспрецедентных формах, таких как лайки и комментарии. Мы предположили, что более частое посещение социальных сетей будет связано с повышением чувствительности мозга к социальной обратной связи".
Для своего исследования ученые набрали выборку из 169 учащихся шестых и седьмых классов из трех средних школ Северной Каролины. Сначала участников спросили, сколько раз в день они проверяют Facebook****, Instagram**** и Snapchat. (Ответы варьировались от менее одного раза до более 20 раз в день). Затем участники проходили ежегодную сессию визуализации мозга в течение трех лет, во время которой они выполняли задание на задержку социального стимула.
В этом задании участникам показывали подсказку, указывающую, могут ли они получить социальную обратную связь в виде награды, наказания или нейтрального ответа. После короткой задержки появлялась цель, и участники должны были ответить как можно быстрее. Социальная обратная связь, которую они получали, зависела от типа испытания и времени их реакции.
Если они отвечали быстро в условии социального вознаграждения, то в качестве обратной связи получали довольное лицо, а если отвечали медленно, то получали размытое лицо. В условии социального наказания быстрый ответ приводил к появлению размытого лица, а медленный - к появлению сердитого лица. В контрольном условии размытое лицо было обратной связью как для быстрых, так и для медленных ответов.
Исследователи наблюдали различные модели развития мозга в областях, связанных с эмоциями, мотивацией и самоконтролем, в зависимости от поведения при проверке социальных сетей.
Подростки, которые часто проверяли Facebook****, Instagram**** и Snapchat, демонстрировали сниженную активность мозга на исходном уровне в миндалине, задней инсуле, вентральном стриатуме и дорсолатеральной префронтальной коре, когда они ожидали получить социальное вознаграждение или наказание. Однако у испытуемых с привычным поведением, связанным с проверкой, активация в этих областях со временем увеличивалась, а у испытуемых с не привычным поведением, связанным с проверкой, активация со временем уменьшалась.
"Наше исследование предполагает, что привычка проверять социальные сети связана с различными траекториями развития мозга у подростков. Так, у тех, кто проверяет социальные сети чаще, нейронная чувствительность к социальной обратной связи со временем возрастает, а у тех, кто проверяет социальные сети на низком или умеренном уровне, чувствительность снижается, что может быть нормальным в подростковом возрасте", - сказал Фокс в интервью PsyPost.
"Примечательно, что группы различались в начале исследования - подростки, которые проверяли привычно, были менее чувствительны к социальной обратной связи, чем те, кто проверял на низком или умеренном уровне. Поэтому важно изучать поведение, связанное с использованием социальных сетей, и развитие мозга с более раннего возраста, чтобы, возможно, понять, когда и почему возникают эти различия".
"Также важно изучить, изменяется ли и как поведение при использовании социальных сетей с течением времени и как оно ассоциируется с развитием мозга, поскольку в нашем исследовании частота проверок изучалась только в одной временной точке", - добавила Фокс. "Наконец, еще слишком рано говорить о том, хороши или плохи эти результаты - возможно, повышение чувствительности носит адаптивный характер, и мозг приспосабливается, чтобы лучше ориентироваться в цифровой среде, которая безвозвратно стала частью нашего мира".
Использование социальных сетей может иметь важные последствия для психологической адаптации подростков, поскольку оно может формировать их социальный опыт, влиять на их самооценку и на формирование их личности. Подростки также могут испытывать кибербуллинг, социальное сравнение и страх упустить что-то новое, что может негативно сказаться на их психическом здоровье.
Источник: https://www.psypost.org/2023/02/habitual-checking-of-social-media-linked-to-altered-brain-development-in-young-adolescents-68596