Vision Zero –концепция нулевого травматизма.
Vision Zero - это философия безопасности дорожного движения, направленная на снижение смертности и тяжелых травм на дорогах. Впервые эта концепция была представлена в Швеции в 1997 году, и с тех пор она была принята многими странами мира. В этой статье мы рассмотрим историю Vision Zero, ее основные принципы и ее влияние на безопасность дорожного движения.
Зарождение концепции нулевого травматизма.
В начале 1990-х годов в Швеции наблюдался значительный рост смертности на дорогах. В 1994 году в стране было зарегистрировано более 1000 смертей на дорогах, что считалось неприемлемым числом. Это побудило шведское правительство заказать исследование по безопасности дорожного движения, которое пришло к выводу, что существующий подход к безопасности дорожного движения, который был направлен на улучшение поведения водителей и безопасности транспортных средств, был недостаточным для снижения смертности на дорогах.
Исследование рекомендовало новый подход, сфокусированный на дорожной системе и ее дизайне, который мог бы помочь предотвратить аварии и снизить тяжесть травм в случае аварии. Этот подход получил название Vision Zero, и в 1997 году он был официально принят в качестве национальной политики.
Принципы Vision Zero. Основные принципы Vision Zero основаны на идее о том, что на дорогах недопустимы ни человеческие жертвы, ни серьезные травмы. Подход подчеркивает, что ответственность за безопасность дорожного движения разделяют все участники дорожного движения, включая водителей, пешеходов и велосипедистов, а также разработчики политики и проектировщики дорог. Подход также подчеркивает важность безопасных скоростей, безопасных дорог и безопасных транспортных средств.
Безопасные скорости: Vision Zero признает, что превышение скорости является одним из основных факторов, способствующих смертности и травматизму на дорогах. Поэтому подход подчеркивает важность установления безопасных ограничений скорости и реализации мер по обеспечению соблюдения этих ограничений.
Безопасные дороги: Vision Zero признает, что проектирование дорог оказывает значительное влияние на безопасность дорожного движения. Поэтому данный подход подчеркивает важность проектирования дорог, безопасных для всех участников дорожного движения, включая пешеходов и велосипедистов.
Безопасные транспортные средства: Vision Zero признает, что конструкция и технологии транспортных средств могут играть важную роль в предотвращении аварий и снижении тяжести травм. Поэтому данный подход подчеркивает важность внедрения таких средств безопасности, как ремни безопасности, подушки безопасности и электронный контроль устойчивости.
В Швеции количество смертельных случаев на дорогах сократилось на 50% с момента внедрения Vision Zero, несмотря на увеличение количества автомобилей на дорогах. В других странах, таких как Норвегия, Финляндия и Дания, также наблюдается значительное снижение смертности в результате ДТП после принятия этого подхода.
Помимо снижения смертности и травматизма, программа Vision Zero имеет и другие преимущества. Например, она привела к созданию более устойчивых транспортных систем за счет поощрения пеших прогулок, езды на велосипеде и общественного транспорта. Она также способствовала улучшению качества воздуха за счет снижения выбросов от транспортных средств.
Vision Zero также оказала влияние на политику безопасности дорожного движения на международном уровне. В 2010 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, призывающую к проведению Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения, в основу которого были положены принципы Vision Zero. Целью Десятилетия действий было сокращение числа погибших и раненых на дорогах на 50% к 2020 году. Хотя эта цель не была достигнута, Десятилетие действий помогло повысить осведомленность о важности безопасности дорожного движения и необходимости скоординированных глобальных ответных мер.
Заключение. Vision Zero - это философия безопасности дорожного движения, которая берет свое начало в Швеции. Она подчеркивает важность безопасных скоростей, безопасных дорог и безопасных транспортных средств, а также признает, что ответственность за безопасность дорожного движения разделяют все участники дорожного движения. С момента своего внедрения в Швеции в 1997 году программа Vision Zero оказала значительное влияние на безопасность дорожного движения, что привело к снижению смертности и травматизма во многих странах мира. Несмотря на то, что для достижения цели нулевого уровня смертности и травматизма на дорогах еще предстоит проделать определенную работу, концепция «Нулевой травматизм» обеспечивает четкую и эффективную основу для повышения безопасности дорожного движения.