Пора подумать: как будем жить после победы?
Пора подумать: как будем жить после победы?
СВО развивается, до победы далеко, но о дальнейших шагах России думать надо. Как быстрее победить - тоже думать надо. Раскол в российском обществе проходит не через блогеров, деятелей «попсы», шарлатанов разного рода, практикующих тренинги и «обучение» сетевым продажам. Тем более, не через владельцев малого бизнеса, ориентированных на внутренний рынок потребления. Раскол явно обозначился в среде олигархов. Некоторые утверждают, что олигархов, как крупного капитала, влияющего на властные структуры, в нашей стране уже нет.
Если иметь ввиду влияние на Президента РФ, это истине соответствует – все равноудалены. Но властные структуры – это и Правительство, и Госдума, и правоохранительные органы, и суды, и контролирующие инстанции. Отчасти, в стране действует смесь олигархии и коррупции. Крупный капитал проводит в органы управления «своих» людей, а те впоследствии выполняют его заказы.
В России «элита» сама себя назначила в 90-е годы прошлого века, и качество её было соответствующим – бывшие «братки» и приближённые к Ельцину наглые ворюги. Сегодня часть убежала (Чубайс), часть живёт на две страны, часть затаилась, и ждёт – кто победит. Настоящая элита не должна быть самоназначенной, она «вырабатывается» из учёных и инженерно-юридической интеллигенции. Наша страна противостоит половине мира, ей абсолютно необходима консолидация народа и «очищенной» элиты, их общая мобилизация. Иначе не сумеем одержать победу. Критерии выбора известны – общественные интересы должны быть выше частных, бизнес должен удовлетворяться нормальной (до 10%) нормой прибыли. Возможно, стоит законодательно закрепить максимальную норму прибыли и ограничить количество посредников в цепочке от производителя до конечного покупателя (как это сделано в Японии). Сегодня структура цены товара (а значит, и норма прибыли) мало кому известна (например, на воду, тепловые ресурсы или электроэнергию). ФАС может её проверить, только в случае, если компания занимает долю на рынке более 35 %. Но ведь это так легко обходится через афелированные структуры! Пример известен всем. Чубайс разделил РАО ЭС и создал на рынке электроэнергии массу посредников, резко повысивших цены на этот товар.
К сожалению (а может быть и к счастью) россияне привыкли жить «трудно». Подавляющее большинство жителей страны хотят победы и справедливости. А предателей (врагов народа) – к стенке. Эти лозунги кристаллизуются всё отчётливее. Общество стремительно поляризуется – выделяются две группы людей – патриоты (к ним относятся и часть мелких и крупных предпринимателей) и либеральная элита (затаившаяся или уехавшая) мечтающая возврата к прежней жизни. Вторым свойственен идиотизм, или скорее трусость начинать новую жизнь, в условиях, когда воровать, как в 90-х не получиться.
Для рядовых обитателей страны уровень жизни в новой России после победы, скорее всего, повыситься (надежда на справедливость реализуется). Для многих предпринимателей, в том числе для «элиты» создавшей свои капиталы на спекуляциях общественным имуществом - неминуемо упадёт. В новой послевоенной стране фантастической нормы прибыли (в 100-300 %) никто не допустит. Вводить прямое ограничение нормы прибыли нет необходимости. По всём мире для этого используется прогрессивный подоходный налог.
Введение настоящего прогрессивного подоходного налога, ликвидация цепочки паразитов-посредников, повышение ренты на полезные ископаемые, введение прозрачного учёта деятельности компаний, введение тюремных сроков за неуплату налогов (перечень далеко не полный) – способствуют уменьшению дифференциации доходов населения, следовательно, и повышению социальной стабильности.
Сегодня в России фактически действует иммитация прогрессивного подоходного налога. Все платят 13 %, 15 % платят лица, чей доход превышает 5 млн. рублей в год. По такой же ставке оплачиваются налоги за дивиденды по акциям – 13% и 15 %. Очень мало, по сравнению с другими странами.
Уровень введения прогрессивного подоходного налога в разных странах разный. В «социалистической» Швеции (стране с самым высоким уровнем жизни), при ежемесячном доходе до 900 000 рублей подоходный налог составляет 28,9 % (такую зарплату получают квалифицированные специалисты среднего звена). В интервале заработной платы от 900 000 до 4 135 000 рублей налог на разницу увеличиться до 50 % (то есть при удвоении заработной платы, сотрудник получит на руки только половину от «прибавки»). При увеличении доходов ставка подоходного налога возрастает до 57%. Для бизнеса, кроме того, установлен НДС (25 %) и налог на прибыль (22 % базовый уровень).
Подоходный налог в Германии варьируется в пределах от 14 % до 45 %, кроме того лица с высоким доходом дополнительно уплачивают 5,5 % «на солидарность». Закон устанавливает, что если частное предприятие не работает в интересах государства, его могут национализировать.
Похожий уровень подоходного налога на прибыль действует во Франции, но нарушения налогового законодательства караются очень строго. Опоздал с подачей декларации на один месяц – заплати штраф 10%, более одного месяца – штраф уже 40%. Но могут лишить водительских прав, лишить собственности и даже посадить в тюрьму. Действует налог «на богатых» - от 0,5 % в год (при состоянии от 800 000 евро), до 1,5 % (при состоянии свыше 10 млн. евро). Для предприятий действует корпоративный налог на прибыль, ставка которого 28 % (для малых предприятий при обороте менее 7,6 млн. евро – 15 %). Однако для компаний добывающих полезные ископаемые ставка налога на прибыль составляет 50%. Акционеры также облагаются прогрессивным налогом от 0 до 45 %, в зависимости от уровня доходов.
Действующие в России налоги не стимулируют предпринимателей снижать себестоимость производства, увеличивать выпуск продукции (работать на обороте). Гораздо выгоднее прибыль «проесть», да и хлопот по развитию производства нет. Чем меньше затратил средств на переработку продукции, тем выгоднее. Вот и «гонят» на продажу сырьё и кругляк, металлические болванки (слябы), сырую нефть и газ.
Известная истина – чем выше процент переработки сырья, тем ниже процент прибыли предприятия (хотя и цена готового продукта выше). Без протекции государства положения не исправить.
В воссозданных регионах страны необходимо восстанавливать промышленность, образовывать рабочие места, заново строить города, создавать социальные структуры. Средства потребуются колоссальные и никакой бизнес добровольно на сотрудничество такого рода не пойдёт. Где государство найдёт деньги? Действующая структура экономики рассчитана на функционирование в спокойных условиях, на постепенное развитие, на плавные переговоры и убеждение предпринимателей, на финансы, до сих пор ориентированные на запад, на кредиты, норму которых устанавливает МВФ. Почему Сбербанк боится западных санкций, если все его средства находятся в России? Или это не так?
Ещё в середине 70-х годов прошлого века, американский экономист Дж. Гэлбрайт убедительно доказал, что рыночная модель экономики отлично функционирует в спокойных условиях. В форс-мажорных обстоятельствах эффективно может работать только командная экономика. Разве сегодня не такие условия?
как скоро нужны преобразования в экономике России?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты