Вехи развития в возрасте четырех лет помогают детям говорить неправду, играть в прятки и читать карты
В возрасте около четырех лет дети достигают важных этапов в развитии мозга.

Одним из них является скачок в понимании мыслей и чувств других людей. Другой - в пространственном мышлении - понимании того, как расположены и связаны объекты.
Новое исследование, проведенное совместно с моей коллегой Кэтрин Сэйер, показывает, что в четыре года происходит скачок в развитии определенных пространственных навыков, что свидетельствует, например, о зачатках способности читать карты.
Мы провели исследование с участием 175 детей в возрасте от двух до пяти лет, чтобы выяснить, как дети способны использовать масштабные модели, чтобы определить, где что находится в реальном мире. Примерно в четыре года дети способны использовать масштабную модель комнаты, чтобы определить, где что находится. Мы думали, что это может быть результатом понимания детьми того, как одна вещь может представлять что-то другое. Но на самом деле мы обнаружили, что способность четырехлетних детей использовать масштабные модели обусловлена их пространственными способностями.
Примерно в четыре года дети начинают понимать, что чье-то поведение зависит от того, во что этот человек верит, а не обязательно от того, что есть на самом деле. Это имеет интересные последствия.
Если вы играли с маленькими детьми в прятки, то, возможно, заметили, что у них не всегда хорошо получается. Им нравится ритуал поиска во всех неправильных местах, но они могут заранее сказать вам, где они собираются спрятаться, прятаться каждый раз в одном и том же месте или не быть особенно скрытными.
Четырехлетние дети гораздо лучше играют в прятки. Они понимают, что ищущий ищет в неправильных местах, потому что не знает, где прячется прячущийся. Примерно в три-четыре года дети также начинают говорить неправду. Они понимают, что могут заставить кого-то поверить в то, что не соответствует действительности.
Понимание символов
Мои предыдущие исследования с коллегой-психологом Йозефом Пернером показывают, что четырехлетние дети не просто начинают понимать, как устроен разум других людей. Понимание этого является частью развития понимания "репрезентации" - того, что символы, такие как мысли, слова или картинки, могут использоваться для обозначения чего-то другого.
Дети начинают думать о том, как слова соотносятся с предметами. Это означает, например, что слово "животное" может обозначать то, для чего у вас уже есть название, например "кролик". Это может помочь детям выучить новое слово.
Дети также понимают, что картинки можно интерпретировать по-разному. Классический пример - двусмысленная картинка "утка-кролик".

Для ребенка младшего возраста эта картинка представляет только ту вещь, которую он видит в данный момент. Однако четырехлетний ребенок может понять, что на этой картинке изображены две вещи.
Следствием понимания того, как "работают" картинки, является улучшение способности собирать пазлы. Наблюдая за тем, как маленький ребенок собирает пазл, вы можете заметить, что он использует много проб и ошибок, подбирая случайные кусочки, чтобы проверить, подходят ли они. Примерно к четырем годам они начинают использовать картинку в качестве ориентира, пытаясь соединить линии и кусочки цвета и сверяясь с рисунком на крышке коробки.
Развивающие эксперименты
Еще одна способность, которая развивается у детей в возрасте около четырех лет, - это использование масштабных моделей. Классический набор развивающих экспериментов включает в себя модель обычной домашней комнаты. В настоящей комнате была типичная мебель - диван, стол, шкаф и так далее, а в модели были миниатюрные версии, расставленные таким же образом.
Детям показывали, где в модели что-то спрятано, и просили найти предмет, спрятанный в "том же месте" в комнате. Дети примерно четырех лет могут найти предмет, используя идентичные макеты.
Взрослые воспринимают масштабные модели и карты как репрезентации. Карты представляют город или страну. Масштабная модель, скажем, Эйфелевой башни представляет реальную вещь.
Мы подозревали, что способность детей использовать масштабные модели больше свидетельствует о понимании репрезентации в этом возрасте.
Мы ошибались. Вместо этого мы обнаружили, что эта способность основана на развитии пространственных способностей детей, которое также происходит примерно в четыре года. Это способность думать о пространстве и о том, где в нем находятся предметы. Пространственные способности способствуют развитию математических навыков, а хорошие пространственные способности связаны с интересом к науке, технике, инженерному делу и математике.
Наш эксперимент был простым. Мы сравнили задание с моделью комнаты с тестом на понимание того, как работает представление. Эти две способности развиваются примерно в одном и том же возрасте, но мы обнаружили, что они не связаны между собой. Дети, которые могли справиться с одной задачей, не обязательно могли справиться с другой.
Мы также провели тест на чисто пространственные способности. Дети, которые справились с заданием "модель комнаты", справились и с пространственным заданием. Таким образом, похоже, что задание на модель комнаты опирается на пространственное мышление детей.
Мы пока не знаем, почему две важные, но, казалось бы, не связанные между собой способности возникают в одно и то же время. Возможно, это связано с изменениями в растущем мозге в этом возрасте.
Мы показали, что четырехлетние дети могут понимать, как одно пространство связано с другим. Если показать наклейку под определенным стулом в комнате с моделью, они могут сразу перейти к "тому же" стулу в другой комнате. Это фундаментальное понимание, необходимое для чтения карт.
Источник: https://medicalxpress.com/news/2023-03-milestone-years-children-play-hide-and-seek.html