Еще раз о пенсиях.
В последнее время появилось довольно много различных публикаций о пенсиях. Среди них статьи, обсуждения, исследования в которых высказываются различные мнения о пенсиях в России, необходимости изменения пенсионного законодательства, увеличения размера пенсий и т.д. Недавно был даже опубликован отчет Росстата, в котором пенсионеры и бюджетники были названы одними из самых богатых людей в стране.
Пусть этот отчет останется на совести Росстата. Из его отчетов создается такое впечатление, что он существует где-то в своем мире, а не в России. Однако реальное положение с пенсиями народа, которое создано благодаря «постоянной и неустанной» заботе нашего «социального» государства о повышении уровня жизни народа таково, что многие пенсионеры с трудом выживают на ту пенсию, которая им назначена. И с каждым годом, к сожалению, говорить об улучшении положения пенсионеров не приходится. Иногда создается такое впечатление, что государство боится, что пенсионеры действительно разбогатеют.
Сначала получилось так, что после развала СССР те, кто получал максимальную пенсию вдруг стали получать минимальную или чуть больше. И с каждым годом положение пенсионеров продолжало «улучшаться». Особенное «улучшение» принесла последняя пенсионная реформа. Повышение пенсионного возраста вопрос довольно спорный. Население действительно стареет, и его повышают во многих странах. Хотя, если брать среднюю продолжительность жизни у нас и, например, во Франции, где сейчас идут протесты против повышения пенсионного возраста на два года, то после повышения пенсионного возраста у нас на пять лет многие, в отличие от французов, просто не доживут до пенсии.
Последний пенсионный закон поменял сам принцип начисления пенсии. Если раньше для начисления пенсии брали стаж и среднюю зарплату за определенный период, то сейчас стаж, по сути, перестал учитываться. Минимальный стаж для назначения пенсии, предусмотренный этим законом всего 15 лет. Основой для начисления пенсии являются пенсионные баллы. Само определение балла, как он рассчитывается, с трудом понимают даже работники ПФ. Причем стоимость этого балла ежегодно повышается на основании каких-то сложных расчетов. Т.е., чтобы работник заработал один балл для своей пенсии, работодатель должен ежегодно увеличивать отчисления в ПФ. А так как зарплаты у нас, в основном, минимальные и даже если повышаются, то незначительно, получается, что с каждым годом работник зарабатывает все меньше баллов. И, как результат, некоторые пенсионеры к выходу на пенсию при стаже сорок лет не могут заработать даже минимально необходимое количество баллов. А те, кто смог заработать баллы не могут заработать даже минимальную пенсию. Допустим, что пенсионер заработал необходимые 30 баллов. Стоимость балла для назначения пенсии сейчас чуть больше ста рублей. Т.е. пенсионер заработал чуть больше 3-х тысяч для пенсии. Эта сумма плюсуется к постоянной составляющей. Сейчас это чуть больше шести с половиной тысяч. Результат не дотягивает даже до минимальной пенсии по большинству регионов. И государство доплачивает эту сумму. Поэтому большинство будущих пенсионеров сейчас могут рассчитывать только на минимальную пенсию.
Помимо пенсионного закона, по которому начисляются пенсии большинству населения России, у нас существуют пенсионные законы для отдельных категорий пенсионеров. Это законы о пенсионном обеспечении госслужащих, военнослужащих, сотрудников МВД, МЧС и других силовых структур, прокуроров, судей. Они значительно отличаются от общего, если его можно так назвать, закона. Прежде всего, самим порядком назначения пенсий. Не буду подробно останавливаться на этих законах. У каждого из них есть свои особенности. Скажу только, что именно пенсионеры, получающие пенсии по этим законам и являются самыми богатыми пенсионерами в России. Особенно это относится к госслужащим, судьям и работникам прокуратуры.
Недавно прочитал статью о том, что надо ограничить размер пенсий. Но ведь размер пенсии в любом случае связан с размером зарплаты. Значит, начинать надо с зарплат?
Так вот, для того, чтобы улучшить положение не только пенсионеров, а всех обычных людей в государстве надо начинать с двух сторон одновременно.
С одной стороны провести реформу оплаты труда. Установить ЕДИНЫЙ ПО ВСЕЙ СТРАНЕ МРОТ! От его размера должны рассчитываться (как делается в других странах) ВСЕ ЗАРПЛАТЫ от Президента до работника самой низкой квалификации. У Президента — максимум, а дальше по мере ответственности. В районах с тяжелыми условиями труда ввести надбавки, как было в СССР. Любой человек, работающий на одинаковой должности в любом регионе должен получать одинаковую зарплату. Чем отличается, например работа учителя или врача в Москве и Орле или Туле, Московской или Орловской областях, или в Крыму? НИЧЕМ! Вот она и должна оплачиваться ОДИНАКОВО! Должны быть разработаны единые тарифные сетки для всех государственных предприятия и организаций. Что-то подобное надо разработать и для негосударственных предприятий, чтобы наши «бизнесмены» не платили всем своим работникам минималку. Не можешь платить работникам нормальную зарплату — закрывай свой «бизнес».
Кроме того, не должно быть такой большой разницы между оплатой труда у работников бюджетных организаций. Зачастую сейчас рядовой работник областного министерства, вся ответственность которого заключается, как говорится «в перекладывании бумаг», получает зарплату больше руководителя подведомственного учреждения, который отвечает за работу целого коллектива. Я уже не говорю о зарплатах рядовых работников в главках и министерствах столицы. Также необходимо уменьшить разницу между зарплатами руководителей и рядовых работников. Не может рядовой работник получать 18-20 т.р., а руководитель несколько сотен тысяч. У нас считается нормальным, что рядовой учитель или врач получают 25-30 т.р., а главврач или директор — 130-150 т.р. и даже больше. А в некоторых коллективах даже происходит так, что руководитель, как Попандопуло в «Свадьбе в Малиновке», из фонда зарплаты на организацию забирает себе и заместителям по максимуму, а остальное делят на всех работников.
Отдельно хотел бы сказать о зарплатах депутатов и чиновников разных уровней. Их зарплата должна напрямую зависеть от эффективности работы. А то ведь зачастую получается, что стал человек депутатом каким-то образом и на этом вся его активность заканчивается. В законотворческой деятельности не замечен, да и в другой работе не особенно активен. Бывает, даже на заседаниях не присутствует, и в голосованиях не участвует. Занят более важными делами, личный бизнес продвигает, к примеру. В СССР, например, депутаты собирались два раза в год на несколько дней на сессии, принимали законы, а потом уезжали и продолжали трудиться в народном хозяйстве. И законы, надо заметить, принимались намного лучше.
Теперь о чиновниках. У нас проводится много оптимизаций, сокращений госаппарата, но количество чиновников на разных уровнях растет. Причем это никак не влияет на качество жизни людей. К сожалению, очень много у нас безграмотных, некомпетентных, не имеющих опыта работы, особенно руководителем, чиновников. Зарплата каждого чиновника должна зависеть от результатов его работы, положения дел на участке, за который отвечает. Чиновник ДОЛЖЕН НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕДОСТАТКИ В РАБОТЕ! Еще Сталин сказал, что у каждого недостатка есть должность, фамилия, имя и отчество. У нас до понимания этого пока очень далеко.
Отдельно хочу сказать о различных льготах. Особенно льготы депутатов и чиновников. Чем их труд важнее и сложнее труда простого рабочего, врача, учителя, шахтера, офицера армии или полиции, спасателя МЧС? Да, им доверили разрабатывать законы, это действительно важно, но не важнее других. Их льготы должны быть сокращены до минимума. Тем более никакие льготы не должны распространяться на членов семьи. Необходимо также максимально сократить количество льготных категорий населения. Когда человек будет получать достойную зарплату или пенсию, ему не нужны будут льготы. А если уж и останутся какие-то льготы, то они должны быть одинаковыми по всей стране и финансироваться не из местных бюджетов, а из государственного.
И, наконец, о пенсиях. Прежде всего, надо принять один пенсионный закон. ОДИН ДЛЯ ВСЕХ! По нему пенсия будет назначаться ВСЕМ: Президенту, министрам, депутатам, чиновникам, силовикам, судьям, работникам прокуратуры, шахтерам, сталеварам, слесарям, уборщицам и т.д. Пенсия должна зависеть от стажа работы (службы) и размера средней зарплаты (денежного содержания) за последние 3 года (или любые с наибольшей зарплатой) и не должна быть больше 50% от этой суммы. К основной рассчитанной пенсии могут быть надбавки. Например, за имеющиеся госнаграды, участие в боевых действиях, особые условия работы (службы) и др. Для отдельных категорий можно снизить возраст выхода на пенсию. Это, прежде всего, силовики, работники вредных и опасных производств, имеющие определенный стаж работы, многодетные матери и т.д.
Необходимо создать один единственный пенсионный орган, который будет финансироваться из госбюджета. В его задачу будет входить только начисление и выплата пенсий. Ежегодно, перед формированием бюджета он будет подавать предварительные данные о необходимых средствах для выплаты пенсий в новом бюджетном году. Ежемесячно, исходя из потребности для выплаты пенсий состоящим на учете пенсионерам, региональные отделения будут получать из госбюджета необходимые средства, и выплачивать пенсии. Все пенсионные отчисления от зарплат работников работодатели будут перечислять непосредственно на специальную статью в госбюджете. С нее потом и будут перечисляться средства для выплаты пенсий.
То, что я предлагаю, вряд ли когда-либо может быть реализовано в нашем «социальном» государстве. Это скорее мечты о том, что такое возможно. Хотел бы услышать мнение читателей об этом предложении.
Росстат и не такое может)
спасибо вам за статью.
согласен 👍
Чудесная статья, рекомендую к прочтению!