Как советские бронепоезда помогли победить нацистскую Германию (ФОТО)
Краткое содержание:
В начале войны против нацистской Германии бронепоездам часто отводилась роль “поездов смертников”. Часто они в одиночку прикрывали отступление советских частей, чтобы задержать врага хотя бы на несколько часов.
Многие страны, участвовавшие во Второй мировой войне, использовали бронепоезда в боевых действиях, но СССР был бесспорным лидером среди них. На момент вторжения вермахта 22 июня 1941 года войска Красной Армии и НКВД (охранявшие государственную границу и тыл) имели более шестидесяти “крепостей на колесах”, которые действовали как самостоятельно, так и в составе отдельных подразделений по два-три поезда в каждом.
В дополнение к бронированным локомотивам, бронепоезда могли включать закрытые бронированные железнодорожные грузовики с двумя башнями для танков Т-34 каждый, а также открытые и закрытые грузовики, оснащенные артиллерийскими орудиями и пулеметами. Например, тяжелый бронепоезд ‘Сталинец-28’, защищавший Ленинград, был оснащен четырьмя 100-мм орудиями, четырьмя 120-мм минометами, двумя 76-мм зенитными установками и 24 установленными пулеметами ‘Максим’.
В дополнение к грузовикам с оружием в поездах было несколько вагонов, в которых размещался командный пункт, склады для боеприпасов, оборудования и припасов, мастерская, кухня и так далее. Перед началом боевых действий их обычно отцепляли и тянули к ближайшему участку железнодорожной линии в тылу.
Во время войны бронепоезда должны были оказывать огневую поддержку войскам, сопровождать важнейшие эшелоны с войсками и защищать ключевые железнодорожные станции и узлы, а также бороться с вражескими штурмовыми отрядами. Несмотря на их мощное вооружение, “крепости на колесах” имели относительно слабую броню и были очень уязвимы для вражеской артиллерии и бронетехники, а также - в отсутствие адекватного зенитного вооружения - для авиации.
Начало войны стало настоящим кошмаром для советских бронепоездов, которым часто приходилось в одиночку прикрывать отход частей Красной Армии. Если врагу удавалось перерезать железнодорожную линию, бронепоезд был обречен: он был либо уничтожен, либо взорван собственным экипажем, чтобы не допустить попадания в руки врага. Нацисты обычно использовали захваченные бронепоезда в своих антипартизанских действиях.
В 1941 и 1942 годах СССР потерял 63 бронепоезда, но строительство новых “крепостей” шло полным ходом с первых дней войны. Они далеко не всегда изготавливались по единой спецификации - при их изготовлении часто использовалось все, что попадалось под руку, даже устаревшее оружие из музеев.
Высокоэффективное применение, которому могли быть использованы бронепоезда, было продемонстрировано в ходе обороны таких городов, как Таллин и Ленинград. Восемь месяцев Севастополь оборонял бронепоезд "Железняков", который немцы окрестили "Зеленым призраком". Совершив стремительные вылазки, он спрятался в подземном туннеле, непроницаемом для бомб и снарядов. Однако 26 июня 1942 года крыша туннеля не выдержала интенсивного воздушного налета, и ‘Железняков’ был похоронен внутри него вместе со своим экипажем.
Итоги Сталинградской и Курской битв стали переломным моментом в войне, и Красная Армия двинулась на запад. Изменилась и ситуация с бронепоездами. Из отчаянных “поездов смертников” они превратились в надежную поддержку наступающих войск. В течение 1943 года было потеряно всего два поезда, а в 1944 и 1945 годах потерь вообще не было.
После освобождения советской территории бронепоезда также приняли участие в боях в Европе, легко перейдя на местную железнодорожную колею. Специализированные бронированные поезда ПВО, оснащенные скорострельными 25-мм и 37-мм зенитными пушками, а также 12,7-мм зенитными пулеметами ДШК, отлично зарекомендовали себя. Быстро преодолевая большие расстояния, они обеспечивали эффективное прикрытие для наступающих войск от угроз с неба, в то время как зенитные артиллерийские полки все еще были в пути.
Два самых мощных советских бронепоезда - ‘Козьма Минин’ и ‘Илья Муромец’ (с броней до 45 мм) даже сумели добраться до окраин Берлина. Однако еще до этого ‘Илья Муромец’ принял участие в уникальной дуэли бронепоездов. 4 июня 1944 года близ города Ковель он уничтожил своего немецкого противника, которого в Советском Союзе ошибочно назвали ‘Адольф Гитлер’. На самом деле у Panzerzüge Третьего рейха не было названий.
За весь период войны советским бронепоездам удалось уничтожить, в частности, 370 вражеских танков, 712 транспортных средств и 344 артиллерийских орудия и миномета, а также сбить 115 немецких самолетов. Два бронепоезда Красной Армии и три, принадлежащие войскам НКВД, были награждены орденом Красного Знамени, а 10 отдельным подразделениям бронепоездов были присвоены почетные наименования. Правительственных наград был удостоен каждый четвертый член экипажа “крепости на колесах”.