Колотилин Алексей Валерьевич
Колотилин А.В. Подписчиков: 10220
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 26.5М

"До последнего патрона": в каких случаях применяется уголовная ответственность за добровольную сдачу в плен?

934 дочитывания
89 комментариев
Эта публикация уже заработала 64,50 рублей за дочитывания
Зарабатывать

"До последнего патрона": в каких случаях применяется уголовная ответственность за добровольную сдачу в плен?

Фотография с сайта: Подробнее ➤

Что понимается под добровольной сдачей в плен?

Верховный суд России подготовил проект постановления, которое разъясняет порядок применения ст. 352.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Данная статья предполагает ответственность за добровольную сдачу в плен и была введена в уголовное законодательство во время СВО.

Ст. 352.1 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за добровольную сдачу в плен при отсутствии признаков преступления, предусмотренных ст. 275 УК РФ – государственная измена. Ответственность предусмотрена в виде лишения свободы от 3 до 10 лет. В случае же если лицо добровольно перешло на сторону противника, его действия будут расцениваться как государственная измена по ст. 275 УК РФ и повлекут за собой ответственность в виде лишения свободы до 20 лет.

Кто может быть субъектом добровольной сдачи в плен?

Субъектом данного преступления может быть только военнослужащий или лицо, приравненное к нему по своему статусу (в том числе доброволец Вооруженных сил РФ). На мирное население статья не распространяется. Объективная сторона заключается в том, что военнослужащий, имея реальную возможность оказывать противнику сопротивление, добровольно, без него позволил взять себя в плен, к примеру сам сложил оружие.

В каких случаях военнослужащий может сдаться в плен?

Как разъяснил Верховный суд РФ, военнослужащий имеет право сдаться в плен только в том случае, если он получил тяжелое ранение или контузию, которые полностью исключают возможность каких-либо активных действий, связанных с отпором врагу. Подобное беспомощное состояние военнослужащего может помочь избежать ему уголовной ответственности за добровольную сдачу в плен. Во всех остальных случаях военнослужащий, сдавшийся в плен, подлежит наказанию по ст. 352.1 УК РФ сразу после освобождения из вражеского плена.

Высшая судебная инстанция России напомнила, что в соответствии со ст. 23 Устава внутренней службы Вооруженных сил РФ, военнослужащий, даже будучи оторван от своего воинского подразделения и окружен врагом, обязан оказывать ему активное сопротивление и не допускать попадания в плен. Так он исполнит свой воинский долг с честью и не посрамит доброго имени российской армии.
Единственным вариантом, при котором добровольно сдавшееся в плен лицо может избежать уголовной ответственности, в соответствии с примечанием к ст. 352.1 УК РФ, будет его самостоятельное освобождение из плена и возвращение в свою часть или к месту несения службы. К уголовной ответственности военнослужащий привлекаться не будет, если он впервые попал в плен и сумел из него сам освободиться.


Российские военнослужащие с честью выполняют свой долг, в том числе при участии в СВО. Каждый день приходят сообщения о том, что наши воины предпочли погибнуть, но не сдаваться врагу. Это и является самым важным свидетельством непобедимости России и российского народа.

С уважением, кандидат юридических наук Алексей Валерьевич Колотилин

Подпишитесь на мой дзен - канал, там тоже много интересного:
Подробнее ➤

По теме публикации читайте также:

"Жить - Родине служить": как будет осуществляться весенний призыв на военную службу в 2023 году?
Подробнее ➤

"Дадим отпор клеветникам": в России ужесточили уголовную ответственность за дискредитацию участников СВО
Подробнее ➤

Источники:
1. Подробнее ➤
2. Подробнее ➤
3. Подробнее ➤

Поддерживаете ли Вы уголовную ответственность за добровольную сдачу в плен?

Проголосовали: 241

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

89 комментариев
Понравилась публикация?
63 / -6
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Колотилин Алексей Валерьевич
Комментарии: 89
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Я в шоке, а тех кого мы обменивали вот до недавнего времени, они надеюсь, не будут обвинены? И вообще, это что, обязанность последний патрон в себя?

По моему, это сравнимо со сталинскими репрессиями. Или я не уловила смысл?

+53 / -4
картой
Ответить
22.03.2023, 10:08
Новосибирск

вы полностью правы-перспективы нет

+4 / 0
Ответить

перспектива есть всегда

+4 / -5
Ответить
24.03.2023, 20:22
Новосибирск

это тоже самое что : "у меня есть право работать " и "у меня есть работа"....

+2 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

это соответствует воинскому уставу: не отступать и не сдаваться

+8 / -19
Ответить

на конституцию смотрят верхи как на амбарную книгу так и воинский устав по барабану

+1 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

У меня возник такой же вопрос. А если попали в окружение и српротивление бессмысленно?

+14 / -2
Ответить

Сопротивление не может быть бессмысленным, А сдача в плен - предательство и позор. Выход из окружения - это и есть сопротивление, или нанести максимальный урон врагу даже ценой своей жизни.

+6 / -27
Ответить

Если нет сил итаозможностиивыхода из окружения? Вообще тут нужно разбираться, почему они оказались в окружении? Сейчас достаточно, техники, современного вооружения, и считаю при нормальной тактике и стратегии окружения не должно быть

+8 / -1
Ответить

Выходить с боем ! Плен - позор . Так всегда считали. Никто никогда не гордился тем, что был в плену и старался искупить это в бою !

+3 / -9
Ответить
раскрыть ветку (0)

Вперед на передок. Там такие "пламенные пригодятся. Боевой дух бойцов поднимать. Пиздо...лы задушевники

+8 / -3
Ответить
раскрыть ветку (0)
26.03.2023, 06:59
Междуреченск

Страшная Вы женщина, сочувствую Вашим родным и близким

+10 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)

Легко рассуждать о войне, сидя на диване в глубоком тылу

+15 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

ВЫ лично сколько раз из окружения успешно выходили. Что то подсказывает что ни разу. Если оно так то займите ваш рот более полезным занятием чем нести сопливо - возвышенную херню.

+11 / -1
Ответить

В плену тоже можно умереть мученически и бесславно

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (3)
раскрыть ветку (1)
25.03.2023, 15:29
Долгопрудный

При чем здесь сталинские репрессии ? у вас ,сталинофобов ,свои политические репрессии ,вот и отвечайте за них . И в Великую Отечественную в немецкий плен попали 4,5 миллиона военнослужащих Красной армии . Вы пытаетесь создать миф ,что всех вернувшихся из немецкого плена посадили в ГУЛАГ на 10 лет ?

+8 / -5
Ответить

Так и было. После плена-лагерь.

+9 / -6
Ответить

Так и было в соответствии с обстоятельствами пленения. Но хуже было общественное мнение.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

ЛОЖЬ

+2 / -1
Ответить
Продажа лабораторных приборов Геннадий
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 834.7к
17.05.2023, 16:05
Новосибирск

Да не, просто лагерей на такое количество не было.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)

Вы серьезно? Думаете, что их кто-то будет обвинять? Боец должен думать о своем деле, а не о плене. Когда 5 человек взяли в плен 20 вооруженных бойцов-это нормально? Их все равно расстреляли, а могли побороться за себя

+4 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)

А это оветуют те,кто сидит в кабинетах и чьи ,,дети" сидят по норам как КРЫСЫ.

+6 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (6)
25.03.2023, 14:32
Петропавловск-Камчатский

Автор публикации: Колотилин Алексей Валерьевич, г. Санкт-Петербург: Поддерживаете ли Вы уголовную ответственность за добровольную сдачу в плен?

Моё мнение: По мимо добровольной сдачи в плен, есть и вынужденная сдача в плен - это когда закончились боеприпасы, вышло из строя оружие, попал в тупиковую ситуацию, и что ??? голыми руками себя душить?????

Если с полным боекомплектом перебежал к врагам - поймали под трибунал, здесь и вопросов нет, а если бился и вышел казус (патроны кончились, заклинило оружие) трибунала и суда я считаю солдат не заслуживает... (хорошо сидеть в кабинете и писать законы, а не быть на войне).

+22 / -2
картой
Ответить

А рукопашный бой ? Сдача в плен - преступление и позор, если только не в бессознательном состоянии.

+3 / -18
Ответить

А вы своим детям тоже бы сказали идти в рукопашную?

+12 / 0
Ответить

Да, чтобы плена избежать. В плену не все выживают, далеко не все.

+3 / -1
Ответить
26.03.2023, 11:10
Петропавловск-Камчатский

Елена Ивановна Самара: Да, чтобы плена избежать. В плену не все выживают, далеко не все.

Моё мнение: Согласен с Вами, но у пленных появляется ШАНС, вернутся к детям, к любимым, к родителям.... а обмены пленными на СВО проводятся, о чём снимаются репортажи и пишется в газетах. Я тоже, видел это видео, где наших лежащих пленных ублю..ок расстрелял.

+1 / -3
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Да. Плен - это позор , мучения, унижения.. лучше умереть героем в бою.

+2 / -2
Ответить
11.04.2023, 07:51
Петропавловск-Камчатский

Надежда Москва : Да. Плен - это позор , мучения, унижения.. лучше умереть героем в бою.

Вопрос: А у Вас сын есть на СВО ??????? И вообще у Вас дети есть????? Почему вы, не даёте шанса на жизнь детям других родителей ??????

Хорошо сидеть на диване и нести ахинею.....

+1 / -3
Ответить
раскрыть ветку (0)

Это война , мальчик. Все когда -нибудь умрут. Так умри достойно .

+1 / -5
Ответить
раскрыть ветку (0)
Продажа лабораторных приборов Геннадий
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 834.7к
08.11.2024, 15:47
Новосибирск

Начните с себя!

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
раскрыть ветку (2)

Так идите и подносите патроны бойцам!!! Сидеть на диване и рассуждать проще простого! Инстинкт самосохранения- слышали о таком? До хрена вас тут таких рассуждателей- собирайте манатки и вперёд на помощь нашим парням!!!

+10 / -1
Ответить

А кто сказал, что пленных не расстреляют. Помните, положили и расстреляли 20 человек? А могли бы за себя побороться.

+1 / -3
Ответить
раскрыть ветку (0)

Это ,Катя, вы сейчас из блиндажа кричите ? отдыхаете от переноски патронов ?

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)

А разве не добровольно казнокрады гробят государство? А УК преподносит нам это как шалость. Средневековье это!

+21 / -2
картой
Ответить
22.03.2023, 19:55
Новосибирск

солдаты не пишут законы,а пишут их именно казнокрады...поэтому такой дисбаланс в законодательстве(украл из за голода ведро картохи- 3 года тюрьмы, обобрал минобороны на пару лярдов-посиди дома,порисуй картины и через полгода -свободен)...

+26 / -2
Ответить

Васильева и Сердюков к примеру

+4 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Эта "СВО" - тюрьма, а мобилизованные граждане России на ней - штрафники, они уже приговорены олигархическим путинских прихватизаторов к смерти. Поэтому и такие драконовские законы

+18 / -3
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

военнослужащий имеет право сдаться в плен только в том случае, если он получил тяжелое ранение или контузию

А если военнослужащий сражался "до последнего патрона", ему что делать, чтобы избежать уголовной ответственности?

+11 / -1
картой
Ответить

Оставить последнюю гранату для себя и врагов. На поле боя думать надо о победе над врагом , а не о том, как бы избежать ответственности за свою трусость.

+2 / -21
Ответить

Суворов, говорил, что солдат нужно беречь

+11 / 0
Ответить

Правильно говорил!

0 / -2
Ответить

Пример неудачный, Суворов не проиграл ни одного сражения. Его солдаты брали пленных, и сами в плен не попадали ! Потому, что это всегда было позором !

+1 / -8
Ответить
раскрыть ветку (0)

А почему Суворов не проиграл ни одного сражения? всегда попадал в идеальные условия? Да хрен там. Просто он реально был "отцом солдатам" и умел в стратегию и в как воевать. Если солдаты оказались в окружении это в первую очередь вина командира.

+6 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)

А потери были какие?

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)

А разве он где-то говорил, что надо в плен сдаваться ? Не надо путать солёное с мокрым.

0 / -7
Ответить

Но он и не говорил, что в плен нельзя сдаваться. Он человек был разумным.

+4 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

Владимир ИвановичПишет 26.03.2023 в 04:39
он и не говорил
Сначала найдите ,Что он говорил об этом , потом Суворова сюда приплетайте...

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (2)

Надежда,если в бою оказался ваш сын,вы бы тоже ему сказали,подорви себя,думай о победе?????

+12 / -1
Ответить

Да ! Это лучше чем плен. У моего сына тоже есть сын - и позор отца ложится на его детей. Я хочу ,чтобы мой внук гордился своим отцом, а не стыдился его. Сколько же тут трусов и предателей....

+2 / -2
Ответить

Тем не менее, ни один суд не признает виновным лицо, попавшее в ситуацию, при которой стоял выбор между пленом и героическим самопожертвованием, выбравшее первое, и не назначит ему наказание.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Пиздеть не мешки ворочать. Вы чего здесь то. Берите гранату и вперед. Сявки в тепличных условиях что то еще гавкают про последнюю гранату

+3 / -2
Ответить

ты из боя только что ? или из плена ? хрюкни... ещё

+2 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

"Оставить последнюю гранату для себя и врагов" (для врагов вряд ли получится) - будет ли это вклад в победу? В этом случае сдаться в плен назвать трусостью нельзя.А подорвать себя это безрассудство, а, может быть, и трусость.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (4)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (89)

Верховный Суд списал долг вдове военнослужащего: разъяснение нового подхода

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 21 октября 2025 года вынесла определение по делу № 5-КГ25-111-К2, которое формирует единообразную практику применения законодательства о списании долгов.

Юридические и этические границы эвтаназии: Право на достойную смерть vs. святость жизни

Представьте ситуацию: человек с неизлечимым заболеванием, обрекающим его на месяцы невыносимых страданий, хочет уйти из жизни достойно и без боли. Его родные поддерживают это решение. Однако врач,...

Пропал без вести в зоне СВО

Ниже представлена подробная юридическая статья-инструкция, разработанная на основе актуального законодательства РФ (Гражданский кодекс, Гражданский процессуальный кодекс) и действующих нормативных актов,...

Экстрасенсы и души погибших бойцов СВО: новая беда, от которой нужно защитить людей

Еще недавно большинство людей в России относились к экстрасенсам как к безобидному развлечению: телевизионные шоу, «магические» консультации, гадания на будущее. Кто-то верил, кто-то посмеивался,...