Гроссмейстер против компьютера. История борьбы и когда машины превзошли людей в шахматах?
Шахматы - одна из старейших и самых сложных настольных игр из существующих. В нее веками играли люди всех возрастов и происхождения, и она была предметом интенсивного изучения и анализа математиками, компьютерщиками и другими экспертами.
Одним из самых увлекательных аспектов шахмат является то, как они взаимодействовали с технологиями на протяжении многих лет. С самых первых дней развития вычислительной техники шахматы рассматривались как естественная область для машинного интеллекта, и исследователи неустанно работали над созданием программ для игры в шахматы, которые могут соперничать с игроками-людьми или превосходить их в мастерстве.
Вот некоторые из наиболее значительных вех в истории шахмат и технологий:
«Механический турок»

В 1770 году человек по имени Вольфганг фон Кемпелен создал машину для игры в шахматы под названием «Механический турок», которая, казалось, могла играть в шахматы на очень высоком уровне. На самом деле машина была мистификацией, и управлялась скрытым человеком-мастером шахмат. Так, с французским императором Наполеоном сражался венский мастер Альгайер.
Шахматные компьютеры появляются в теории: Идея создания машины для игры в шахматы, которая могла бы конкурировать с людьми, была впервые предложена в начале 19 века Чарльзом Бэббиджем, изобретателем первого механического компьютера.
Игра на доске 6 × 6
В 1960-х годах были разработаны первые программы для игры в шахматы, но они были способны играть только на доске 6 × 6 с очень ограниченными правилами.
Дальнейший прогресс компьютеров: К 1970-м годам компьютеры стали намного мощнее, и шахматные программы начали совершенствоваться в силе. В 1975 году был проведен первый турнир по компьютерным шахматам.

Первый матч шахматных программ
В 1980 году состоялся первый матч между двумя шахматными программами, в котором Белль победила Chess 4. 7.
Первый чемпионат движков: В 1994 году был проведен первый чемпионат мира по компьютерным шахматам, в котором программа Fritz выиграла титул.
Машина достигает уровня мастера: в 2005 году программа Hydra победила в матче чемпиона мира Гарри Каспарова. Это стало важной вехой, поскольку впервые компьютер победил чемпиона мира-человека в традиционном поединке.

Шахматный компьютер вступает в битву с человеком.
В 2006 году программа Deep Fritz сыграла матч против болгарского гроссмейстера Веселина Топалова. Матч закончился вничью, но было ясно, что компьютер способен играть на очень высоком уровне.
Компьютер побеждает чемпиона мира: В 2017 году программа AlphaZero победила в матче сильнейший шахматный движок в мире Stockfish. Это был крупный прорыв, поскольку AlphaZero прошел обучение с использованием методов машинного обучения и научился играть в шахматы с нуля, без какого-либо участия человека.
В чем программа сильнее человека и каковы шансы гроссмейстера? Шахматные программы во многих отношениях сильнее людей. Они способны вычислять и анализировать позиции намного быстрее и точнее, чем люди, и они никогда не допускают ошибок из-за усталости, эмоций или других факторов, которые могут повлиять на игроков-людей. Однако все еще существуют определенные области, в которых у людей есть преимущество, например, в их способности понимать психологические и эмоциональные аспекты игры, а также в их творчестве и интуиции.
На сцену выходят нейронные сети: В последние годы нейронные сети становятся все более популярным подходом для создания программ, играющих в шахматы. Эти программы способны извлекать уроки из больших наборов данных шахматных партий и могут разрабатывать свои собственные стратегии и стили игры.
Насколько двигатель сильнее человека? Трудно точно определить количественно, насколько шахматная программа сильнее игрока-человека. Это зависит от конкретной программы, оборудования, на котором она запущена, и уровня самой программы.