Возможна и нужна ли дрессировка кошек
Обычная кошка, а для хозяина-восемнадцатилетняя спутница

Дрессировка кошек? Нет, скорее кошка тренирует нас… На этой фотографии кошке 18 лет — фото из открытого источника.
Введение
Хотя мы живем со своими кошками в течение десятилетий, мало у кого получается дрессировать их целенаправленно. Но это не значит, что мы не можем тренировать их, а они нас.
Кошки изначально учатся как котята у своих родителей — это обучение через наблюдение. В дикой природе это будут, например, охотничьи навыки. Они узнают, как сильно кусаться, играя со своими братьями и сестрами. И они учатся вписываться в человеческую среду, ладить с людьми и другими животными. Этот процесс называется социализацией, и заводчики чистокровных кошек обычно заботятся о его проведении, так как это важная часть процесса разведения.
Кошки быстро учатся и легко адаптируются. Они знают, где им лучше всего, и будут адаптироваться к окружающей среде. Поэтому на базовом уровне, если мы, как хозяева, даем кошке то, чего она хочет, он или она научится приспосабливаться. Говорят, что это самоприрученное животное. А одомашнивание — это форма самообучения.
Процесс обучения включает изменение поведения кошки на постоянной основе в ответ на «стимулы в окружающей среде».
Основные типы обучения домашней кошки:
-привыкание и сенсибилизация
-классическое обусловливание
-оперантное обусловливание
-наблюдательное обучение
Привыкание
Привыкание в контексте дрессировки кошек относится к тому, что кошка привыкает к раздражителям до такой степени, что обращается как с безвредными и игнорирует.
Другими словами, реакция кошки на раздражитель, который когда-то вызывал беспокойство, меняется на ту, где он игнорируется. Это очень полезно по очевидным причинам.
Классические стимулы, которые могут вызвать тревогу, — это звонок в дверь (после чего кошка может убежать в безопасное место в доме). Или прибытие посетителя может заставить некоторых кошек немедленно испугаться. Еще один очень распространенный звук, вызывающий замешательство и тревогу, — шум пылесоса. Мой котя всегда убегает. А некоторым кошкам нравится, когда их пылесосят! Они привыкли… Звуки являются типичным источником негативных раздражителей, поскольку у кошки тонкий слух. Обратным, кстати, является обоняние — тоже очень тонко настроенное и гораздо более чувствительное, чем наше, — которое улавливает запах рыбы…
Техника дрессировки кошек, связанная с привыканием, заключается в повторном введении стимула на короткие периоды времени, пока кошка не перестанет пугаться. Понятно, что делать это нужно с большой осторожностью.
Упомянутая выше концепция социализации представляет собой форму неформального привыкания. Никакой специальной подготовки человек не проводит. Кошка просто живет в среде, созданной человеком, которая должна быть максимально дружественной кошке. Кошка привыкает к звукам и деятельности типичного домашнего хозяйства, и все, что ее пугает, постепенно игнорируется.
Ранние годы, безусловно, самые важные, даже жизненно важные для обучения. Может оказаться невозможным приучить взрослую кошку, которая не привыкла к человеческой среде, такую как настоящая дикая кошка например, несмотря на врожденную кошачью приспособляемость.
Мой Курама не любит звук пылесоса, он как увидит этого «врага» молниеносно бежит прятаться как можно дальше, а вот фен, когда я сушу волосы немного пугает его, но он вполне может сидеть в том же помещении и наблюдать, как бы фен не навредил мне.

Этот превосходный кот F1 Savannah FOCUS хорошо социализирован. Фото из открытого источника
Сенсибилизация
Это противоположно привыканию. В то время как привыкание снижает чувствительность кошки к раздражителям, которые не должны ее касаться, сенсибилизация увеличивает реакцию на раздражители. Мне кажется, это естественный процесс. Примером может служить молодая кошка, впервые встречающая собаку. Кот подходит заинтересованно. Собака преследует и пугает кошку. Кошка начинает бояться собак и других животных, похожих на нее, включая, возможно, крупных кошек.
Сенсибилизация - это форма неформального обучения, и для того, чтобы снизить чувствительность кошки, ее или ее необходимо приучить к нежелательному раздражителю, как упоминалось, или десенсибилизировать.
Систематическая десенсибилизация «часто используется для привыкания к установившимся реакциям страха». Идея состоит в том, чтобы ввести стимул, вызывающий страх, на низком уровне и постепенно наращивать его до тех пор, пока не будет достигнуто привыкание. Уровень стимула всегда ниже уровня, при котором кошка становится достаточно напуганной, чтобы реагировать. Это постепенный процесс.
Классическое обусловливание
Классическое обусловливание — это форма дрессировки кошек, которой, возможно, занимались почти все хорошие хозяева кошек, даже не подозревая об этом.
Я объясню, что это такое, на моем примере. Я иногда даю Кураме немного желтка, чтоб была красивая шерстка.
Если я хочу показать ему, что собираюсь кушать яйцо, я зову его, как всегда, и показываю на миску. Она может быть пустой, неважно. Это нейтральный стимул, который предшествует значимому стимулу, как я положу туда желток.
Классическое обусловливание предполагает, что кошка учится связывать один стимул с другим, и в этот момент она узнаёт, что первый предшествует второму. Кот стал дрессированным. Это часто происходит естественным образом, без программы, инициируемой человеком.
Сроки важны однозначно. Нейтральный раздражитель должен предъявляться непосредственно перед осмысленным («безусловным») раздражителем. На самом деле это может пересекаться. Последовательность и ритуал также важны. Кошка будет легче учиться, выполняя ритуал изо дня в день.
Презентация еды является наиболее часто используемым значимым стимулом. Или это может быть уход. Я могу позвать Кураму ко мне, когда в руках у меня яйцо которое я собираюсь чистить. Я чищу яйцо указав ему на его миску, что является вторичным подкреплением (см. ниже).
Оперантное обусловливание (инструментальное обучение)
Это форма дрессировки кошек, которая включает подкрепление и «наказание». Кошка учится из-за последствий своих действий/поведения. Кошки, как и люди (некоторые люди время от времени!), меняют поведение в зависимости от последствий.
Различают отрицательное и положительное подкрепление. Отрицательное подкрепление – это наказание. Обратите внимание, что я не верю в концепцию наказания в отношении дрессировки животных. Наказание — это человеческое понятие, неподходящее для животных. «Не наказывай свою кошку» — это моя позиция.
Желаемый эффект — остановить действие. Позитивное подкрепление доставляет кошке удовольствие и поощряет определенное поведение. Кошка усваивает взаимосвязь между своим поведением и последствиями, тем самым изменяя поведение.
Типичными положительными подкреплениями являются еда, поглаживание и игра. Хотя кошки могут показать нам, что они предпочитают с течением времени. Еда — главный метод положительного подкрепления. Характер кошки в значительной степени определяет успех оперантного обусловливания. Это здравый смысл. Если дрессировка кошки идет вразрез с ее природными инстинктами и характером, она будет намного сложнее или безуспешна. Лучший способ справиться с кошачьими царапаниями — предоставить идеальную альтернативу мебели и использовать положительное подкрепление (поощрение), а не наказание, потому что для кошки естественно царапать — это жестко запрограммировано. Кроме того, тип положительного подкрепления должен удовлетворять кошку, поскольку иначе он не сработает; это тоже здравый смысл.
Время отрицательного или положительного подкрепления должно происходить в течение одной секунды или меньше после соответствующего поведения кошки, чтобы оно было эффективным. Еще лучше, когда есть совпадение между поведением и последствиями.
Я должна сказать, что я категорически против наказания как формы дрессировки кошек. Как вы можете наказать кошку, которую вы любите и которая не имеет представления о человеческом процессе под названием «наказание». Но я все же опишу весь процесс. Пожалуйста, не используйте наказания для тренировки.
Мои чувства по этому поводу несколько подкреплены Линдой П. Кейс в ее книге «Кошка, ее поведение, питание и здоровье», которую я использую как основу для этой статьи. Она говорит, что кошка связывает наказание с наказывающим. Это имеет два отрицательных эффекта. Сначала ваша кошка будет ассоциировать вас с наказанием. Помогает ли это связи между человеком и кошкой, которую вы так тщательно лелеяли? Это может и, вероятно, приведет к тому, что ваша кошка испугается вас, если наказание будет слишком суровым. Во-вторых, поскольку кошка ассоциирует человека с наказанием, в его отсутствие, у неё нет и сдерживающего фактора. Это означает, что идея наказания (уменьшение определенного поведения) в корне ошибочна.
Если вы все же считаете необходимым наказывать кошку, используйте классические способы: брызги воды, шлепки, постукивание по носу (ужасно), крик («устные выговоры» тоже ужасны). Более тонким методом может быть удаление чего-то, что доставляет удовольствие. Как уже упоминалось, это отрицательное подкрепление. Сопутствующий раздражитель неприятен кошке. Наказание обычно используется, чтобы кошки не прыгали на кухонные столы и не царапали их. И то и другое естественно для кошки, и для меня это следует уважать и не заслуживает наказания. Тут вся соль в том, чтобы человек научился принимать это, а не дрессировал кошку. Другими словами, человека нужно обучать.
Еще один недостаток идеи наказания при дрессировке кошек заключается в том, что люди просто пытаются помешать кошке что-то делать и хотят адаптировать к своей жизни. Не пытаясь обучать альтернативам. Соответственно реакция кошки на негативное подкрепление будет непредсказуемой и может включать в себя агрессию по отношению к хозяину.
Было обнаружено, что положительное подкрепление более эффективно влияет на изменение поведения. Типичный способ, которым положительное подкрепление может эффективно заменить наказание, выглядит следующим образом:
Кошка прыгает на кухонный стол. Вместо того, чтобы брызгать водой, чтобы остановить это, хозяин кошки предоставляет альтернативную высокую область, на которую кошка может запрыгнуть, и положительно подкрепить это наградами. Это помогает поддерживать связь между человеком и кошкой, и эта форма дрессировки кошек фактически тренирует определенную форму поведения, а не просто останавливает определенный тип поведения кошки, но оставляет кошке возможность выбора.
Если отрицательное или положительное подкрепление происходит слишком поздно после определенного поведения кошки, связанного с этим, кошка может заняться другой деятельностью. Эта деятельность будет усилена. Подкрепление как форма дрессировки кошки должно проводиться планомерно – непрерывно или с перерывами.
Есть такие вещи, как «вторичные подкрепления». Вот пример:
Основным подкреплением в этом примере является предоставление пищи в качестве вознаграждения. Если в то же время используется кликер или человек говорит «хороший кот», когда ему дают еду, тогда кошка ассоциирует кликер с наградой, и она сама становится наградой (поощрением). Это кликер для дрессировки кошек. Связь между кликером и основным подкреплением необходимо периодически «подкреплять», чтобы гарантировать, что связь остается на месте.
Личный пример вторичного подкрепления может быть следующим. Мой кот на кухонном столе. Я хочу, чтобы он слез оттуда и зову его на его стол, где он отдыхает. Я держу вкусняшку, чтобы она увидел, и зову его по имени. Он придет конечно, потому что знает, что получит первичное подкрепление - полакомится.
Если бы я хотел «погасить» этот выученный процесс, я бы просто не давала вкусняшку, как только он пришел. Это тоже форма дрессировки кошек. Это может применяться при кормлении кошки. Если кошка приучена ходить на кухню за едой, когда включается микроволновая печь или открывается ящик с кошачьей едой; затем, если еды не будет, кошка постепенно разучится реагировать. Это снятие подкрепления с целевой реакции. Сначала кошка будет сильнее тянуться к еде, что называется всплеском угасания. В конечном итоге это приведет к «вымиранию». Мое личное мнение по этому поводу, что это жестоко. Для меня существует только один тип дрессировки кошек: положительное подкрепление или дрессировка с вознаграждением, и ее нельзя менять на противоположную, что и является «путем в никуда».
Последовательное приближение или формирование - это форма постепенного оперантного обусловливания. Это способ обойти проблему поведения кошек, которое нужно подкреплять. Часть желаемой реакции индуцируется и усиливается, и постепенно нарастает целое.
Например, научить кошку откликаться на свое имя. Когда кошка просто отзывается на свое имя, смотритель подкрепляет это. Затем кошка движется к смотрителю, и это укрепляется. Затем кошка поворачивается и движется к смотрителю в ответ на зов ее имени, и это вознаграждается, и так далее. Таким образом можно получить сложную серию поведенческих паттернов. Это тонкая и продвинутая форма дрессировки кошек, основанная на положительном подкреплении.
Кошка дрессирует человека – взаимное обучение
Владельцы кошек могут и часто невольно проводят положительное подкрепление по расписанию. Это называется - кошка дрессирует человека! Пример: кошка будит человека в 3 часа ночи. Человек реагирует на это и идет кормить кошку. Человек осуществляет положительное подкрепление для кошки. А кот дрессирует его.
Вот пример небольшого взаимного обучения. Позвольте объяснить. Хозяин дает своей кошке сырую рыбу, приготовленную в микроволновке, примерно в обеденное время. Теперь обеденное время у нее ассоциируется с рыбой, которую она любит. Она приходит ко нему в обеденное время и просит рыбу. Получается он обучен давать кошке рыбку к обеду! Это усиливает весь процесс.)))
Есть много других примеров. Кот будет ждать у двери на балкон и просить меня выпустить. Я обязуюсь. Я жду его греться в кроватке. Он любит это. Больше взаимного положительного подкрепления.
И последний пример: кот стучит в кошачью дверцу на даче, чтобы попросить хозяина впустить его. Он впускает и тем самым подкрепляет его поведение, когда она стучит в кошачью дверцу.

Это племенной меланист F4 Savannah cat. Плохо социализирован или обучен, а не должен быть такой –фото из открытого источника
Наблюдательное (социальное) обучение
Я упоминала об этом во введении. Классический пример обучения через наблюдение — это обучение котенка, наблюдать за матерью. На самом деле котенок относительно быстро учится, наблюдая за взрослыми котами. Если взрослый является близким членом семьи, тем лучше; а мама кошка-видимо лучший демонстратор из всех.
Неизвестно, подражает ли котенок матери или демонстрация матери «действует как стимул для того, чтобы котенок сосредоточил внимание, но эта социальная помощь… является основным механизмом».
Говорят, что в семьях с несколькими кошками одна кошка может обучать другую посредством демонстрации. Например, открытие дверцы шкафа или использование кошачьей дверцы.
Желаю Вам ладить со своими котами и взаимно учиться полезному и приятному для общего блага. Ваша ЛоКува.
А Вы как думаете, надо дресировать кошку и возможно это?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Это не столько дрессура, сколько взаимодействие. Ведь кошки и сами оказывают влияние на своих хозяев!
Все верно Марина,большое спасибо за внимание и отзыв
Ежели это член семьи, то взаимовлияние естественно.
Согласна,мой вообще всегда готов быть со мной,как тень
А Курама - Молодец!
Конечно))мой любимый дрессировщик и компаньон
На первом фото - практически мой Тимофей - чуть-чуть разница в деталях. А ему уже 16,5 лет. И я точно знаю - это они нас дрессируют
Благодарю Вас Эдуард Александрович за отклик,так и есть)
Благодарю за интересную публикацию! У нас кот и кошечка, дрессировать даже не пытались. Они нас выдрессировали...дай, подай, убери, принеси

Не сомневаюсь Ирина,спасибо за отклик)))Мой Курик тоже прекрасно настроил меня с удовольствием ему служить)
Кошка умеет адаптироваться и сама формирует определенные новые привычки у своего хозяина.
Ой точно,нам кажется что это они для нас,а реально то конечно мы для них и ими дрессируемся)
Кошки сами отлично дрессируют людей, так что я даже не пытался.
Что верно то верно,спасибо Валерий