Почему электромобили стали популярными в России?

Первые месяцы 2023 года показали значительный рост продаж электромобилей в России. По данным агентства «Автостат», в феврале 550 таких автомобилей было продано, что в два раза больше, чем в прошлом году. С начала года продано свыше 900 электромобилей, что на 1,5 раза больше, чем за аналогичный период в прошлом году. Доля электромобилей на рынке России составляет 1%, что является скромной цифрой, но за последние 10 лет рынок электромобилей в России вырос на 300 раз.
Эксперты отмечают, что рост продаж электромобилей связан не только с эффектом низкой базы, но и с общим мировым вектором развития автопрома в сторону электричества. Машины с двигателями внутреннего сгорания будут производиться и продаваться все меньше, а электромобили будут продолжать проникать на российский рынок и увеличивать свой парк. В ближайшее время доля электромобилей в России может вырасти до 2-3%, хотя этот рынок только зарождается и постоянно меняется.
На российском рынке электромобилей наблюдается интерес к новым маркам и трендам. Например, самым продаваемым электромобилем в России является Evolute I-Pro, который также производится здесь. Тенденция последних месяцев - ввоз и продажи Volkswagen китайского производства через параллельный импорт. Tesla также пользуется спросом, хотя официального представительства у нее в России нет.
Несмотря на то, что электромобили становятся все более привлекательными и лучше оснащены, чем машины с двигателями внутреннего сгорания, есть опасения относительно их эксплуатации. Однако, в целом, перспективы электромобилей в России выглядят обнадеживающе.
Действительно, данные о продажах электромобилей в России в начале 2023 года показывают значительный рост. Несмотря на то, что доля электромобилей на рынке России все еще очень невелика, она увеличилась почти в 300 раз за последние 10 лет. Это свидетельствует о том, что рынок электромобилей в России находится в стадии зарождения и имеет большой потенциал для роста.
Эксперты отмечают, что одним из факторов, способствующих росту продаж электромобилей, является общий вектор развития мирового автопрома, который на данный момент делает ставку на электричество. Кроме того, с каждым годом все больше людей в России осознают преимущества использования электромобилей и готовы перейти на этот вид транспорта.
Хотя доля электромобилей на российском рынке все еще невелика, эксперты предполагают, что в ближайшее время она может вырасти до 2-3%. Кроме того, по мнению специалистов, с уменьшением производства и продаж машин с двигателями внутреннего сгорания, количество электромобилей на дорогах России будет продолжать расти.
Интерес к электромобилям в России с каждым годом увеличивается, а сами машины становятся все более привлекательными и оснащенными. Однако, есть опасения относительно эксплуатации электромобилей. Тем не менее, развитие рынка электромобилей в России уже не остановить, и в будущем этот вид транспорта будет играть все более значимую роль в автомобильной отрасли.
Цена имеет значение
Эксперты утверждают, что электромобили не станут массовым явлением в России в ближайшее время по нескольким причинам, и главной из них является высокая цена, на 50-70% выше, чем у традиционных автомобилей. Из-за этого все другие преимущества электромобилей утрачивают свой смысл. Несмотря на то, что движение в сторону электрификации автотранспорта уже началось, эксперты не считают, что Россия дотянется до значимой электрификации в ближайшем будущем. Они также указывают на пример Дании, где отмена особых льгот для покупателей электромобилей привела к остановке продаж. В других странах выгоды также перевешивают все остальные соображения.
Зарядное расстройство
Перспектива массового распространения электромобилей в России остается неопределенной, согласно мнению экспертов, по нескольким причинам. Во-первых, цена электромобилей значительно превышает стоимость традиционных автомобилей на 50-70%, что существенно снижает их привлекательность на фоне других преимуществ. Во-вторых, в России отсутствует необходимая инфраструктура для электромобилей и доступ к дешевому электричеству, что делает экономию на обслуживании электромобилей весьма сомнительной.
Помимо этого, в России недостаточно заправок для электромобилей, а стоимость зарядки на платных станциях сравнима со стоимостью бензина. Жители первых этажей многоквартирных домов могут заряжать свои машины от домашних розеток, но это неудобно и небезопасно, и в случае наличия нескольких электромобилей во дворе, ситуация может стать еще более сложной.
В результате, покупка дорогого электромобиля с целью экономии на его обслуживании при стандартном жизненном цикле в 10-15 лет не является экономически оправданной в России.
Не электричеством единым
На данный момент, электромобили не являются единственным путем развития автомобильной индустрии, хотя являются главным направлением. В западных странах до сих пор есть люди, которые предпочитают традиционные транспортные средства. Недавно принятый закон в ЕС, запрещающий продажу машин с ДВС после 2035 года, содержит исключение для синтетического топлива.
Несмотря на это, электромобили страдают от ограниченного запаса хода. Даже если есть достаточно развитая сеть заправочных станций, никто не хочет тратить несколько часов на заправку, если проехали больше, чем рассчитывали. В Китае уже действуют "репрессивные" меры по отношению к владельцам машин с ДВС в мегаполисах, чтобы бороться со смогом.
Пока стоимость электромобилей в России сравнима с Lada Granta, но это возможно только при массовом производстве. Несмотря на то, что производство машин на электротяге проще, чем традиционных, для России это сейчас невыполнимая задача. Развитие транспорта на водороде имеет больший потенциал для страны, которая имеет огромные запасы газа.
Японцы также считают, что будущее за водородом. Поэтому они планируют строить фабрики по производству водородного топлива в каждой префектуре. Сейчас Россия должна сосредоточиться на реанимации своей автомобильной промышленности, чтобы производить что-то по адекватной цене. В итоге, все технологии, включая газомоторное топливо, бензиновые машины и электронное топливо, должны развиваться параллельно.
