Собственники жилых помещений больше не обязаны уведомлять УК и ТСЖ о проверке приборов учёта: определение Верховного суда РФ

Здравствуйте, дорогие друзья и посетители сайта!
Сегодня рассмотрим такой вопрос, как проверка счётчиков, а также изменения, которые вступили в законную силу.
Раньше была обязанность после проверки приборов учёта предоставить в УК свидетельство о проверке, которое обычно выдаёт специалист-метролог.
Теперь же такая обязанность признана устаревшей, а именно с 01.09.2022 г. определением ВС РФ была отменена норма права, а также Правительство РФ исключило пункты из своих правил о предоставлении коммунальных услуг (см. постановление Правительства РФ от 12.04.2023 № 588).
Речь идёт об отмене пп. «д» п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг, которые были утверждены постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354.
Вот ссылка на определение ВС РФ:
Теперь УК и ТСЖ сами должны произвести проверку, кто из собственников вовремя проверил свои счётчики, а кто нет.
Благо, для это существует информационная система Росстандарта – ФИФ ОЕИ.
По нижеуказанной ссылке можно теперь проверить, прошёл счётчик проверку или нет. Удобно и мобильно, давно бы так везде было.
Как мы знаем, каждый прибор учёта имеет свой определённый срок проверки, который устанавливается заводом-изготовителем. То есть у каждого счётчика свой срок, надо смотреть паспорт прибора учёта.
В среднем «водяные» счётчики проверяют примерно каждые 3–5 лет, счётчики на свет один раз в 15–20 лет.
Если у вас нет приборов учёта совсем, то платите по установленному нормативу, обычно эта плата в 2 раза выше, чем по счётчикам. Но здесь есть свои плюсы: не нужно проходить проверку и заменять неисправные счётчики, которые, могу сказать на практике, довольно часто ломаются.
Они не служат полностью установленный срок своего действия, проблемы начинается примерно на 3-й год их использования, особенно счётчики на газ, которые работают на батарейках. Дело в том, что газовщики отказывают в замене элемента питания, отправляют на завод-изготовителя, а за время отсутствия счётчика поставят вас на норматив.
Если имеете прибор учёта, но просто вовремя его не проверили, УК за первые 3 месяца насчитает вам плату по показаниям за прошлые 6 мес.
А далее будете платить по нормативу, если не проверите, и ещё коэффициент 1,5 прибавят к оплате. Следить за сроками проверки – прямая обязанность собственников жилья (ст. 210 ГК РФ, ст. 157 ЖК РФ).
Проверку счётчиков проводят исключительно аккредитованные организации.
Будьте осторожны: на рынке услуг работают мошенники, имеют липовые удостоверения и документы, даже наименование настоящей организации используют по себя.
Внимательно проверьте контору перед проверкой, значится она в реестре организаций или нет. Например, проверив через нижеуказанную ссылку:
Метролог подсоединяет эталонный прибор учёта и проливает определённое количество воды, далее смотрит на показания, они должны совпасть. Обычно после проверки выдается свидетельство установленного образца с голограммой. Вот этот документ раньше и надо было предоставлять в УК, теперь всё осталось в прошлом.
При этом метролог при вас должен ввести данные проверки в ФГИС "Аршин", в документе должна быть указана ссылка на данные о результатах проверки и номер записи.
Ранее УК не производили перерасчёт, если собственник допустил просрочку проверки счётчика или не сообщил о результатах проверки.
Теперь же если счётчик успешно прошёл проверку, то с даты окончания проверки и до новой проверки УК обязана сделать перерасчёт и принять показания проверки, а не брать плату за услуги по нормативу (см. п. 3 письма Минстроя от 22.02.2023 № 5220-ОГ/00).
Свидетельство о проверке прибора учёта храните теперь просто у себя длительное время, но не менее 3 лет с момента проверки. Советую сделать скрин на телефон и сохранить на ПК в отдельной папке.
Как было указано выше, УК и ТСЖ имеют доступ сейчас ко всем данным о приборам учёта и могут легко проверить дату проверки. А если проверка вовремя не была произведена, только тогда могут сделать перерасчёт. И запомните: УК самостоятельно проверяет все данные через ФГИС "Аршин" и обязана следить за проверкой приборов учёта, а не перекладывать свои функции на собственников.
На практике можем дать один совет, чтоб не возникало никаких проблем.
Когда проверили свой счётчик, отправьте через мейл скан свидетельства о проверке, этого будет достаточно, укажите основные свои данные (Ф.И.О., адрес, номер лицевого счёта). Так и вам спокойнее будет, и УК может вовремя всё проверить и не начислять вам плату по нормативу. Но это рекомендательная мера.
Побольше бы таких решений по другим вопросам, чтоб всё было вот так удобно, оперативно и мобильно, а если не знали об изменениях, рад был предоставить такую информацию.
Если вам понравилась моя публикация, ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь. И знайте всегда свои права – это ваша жизнь.
Большое спасибо! От меня взаимная поддержка на постоянной основе.
Статья была вам полезной и интересной?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Верховный Суд Российской Федерации – со второй "попытки" – признал частично недействующей норму подп. "д" п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 о том, что потребитель всегда обязан предъявлять копию свидетельства о поверке своего счетчика исполнителю коммунальных услуг (обычно это УК или РСО, а иногда – водоканал, электросбыт).
Суть проблемы в том, что сведения о поверке прибора учета (то есть о правильности его работы) уже давно заносятся в федеральную государственную информсистему (в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, он же – ФГИС "Аршин"), и вносит эти сведения то же самое лицо, которое и поверило этот счетчик. Следовательно, актуальные данные о пригодности счетчика всегда есть в общедоступном – а главное, – государственном – ресурсе. Казалось бы, у УК нет причин не доверять сведениям из этого государственного ресурса, однако ей как раз очень выгодно "делать вид", что счетчик не является поверенным, – ведь в таком случае потребителю выставляется счет не за фактически потребленные воду или свет, а по нормативу, да еще с повышающим коэффициентом. При этом формулировка спорного положения Правил № 354 позволяет "отмахиваться" от ФГИС "Аршин" и требовать бумажного свидетельства о поверке ИПУ.
Интересный комментарий, мое почтение.
Все таки поверка,а не проверка.
Буквально на днях читала эти разъяснения, разъяснение, конечно, хорошие и как бы в пользу. Обычных граждан, но я так думаю, что коммунальщики все равно найдут какую-нибудь лазейку в законе, чтобы прищучить обычного гражданина.
Признателен за комментарий.
Лучшая статья на эту тему за последний год , все подробно и доходчиво , Спасибо .
Приятно быть полезным. Спасибо
Пора бы вообще сделать приборы учета с онлайн связью с ЖКХ, чтобы не ходили бедные старушки и не собирали информацию о показаниях счетчиков. Неужели сложно вставить туда аналог сим карты и передавать информацию напрямую в компанию? Это на много дешевле чем платить зарплату рабочим
Это уже умный дом получится...Но идея хорошая.
Зато какое воплощение! Сколько вопросов по сумасшедшим счетам от этих умных счетчиков. И сколько трудностей в поиске правды!
Так вроде есть умные счетчики по свету. Вот они и передают все данные сразу.
У нас умов много, зато идей 0.
Часть 4 ст. 13 Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", действительно, предусматривает, что результаты поверки средств измерений подтверждаются сведениями о результатах поверки средств измерений, включенными в ФГИС "Аршин". Однако он также предусматривает, что по заявлению владельца счетчика ему выдается свидетельство о поверке, или же соответствующая запись вносится в паспорт счетчика;
Спасибо Вам.