Шейхи и ханы на Кавказе: споры о джихаде

Начало Кавказской войны в конце 20-х гг. века было крайне противоречивым периодом в истории этого мозаичного региона. Выигрыш Россией войн с Персией в 1826-1827, а затем и с Османской империей в 1828-1829 гг. заставил местные элиты (ханов) задуматься о перспективах выгодных контактов с могущественной северной монархией, обещавшей избавить от угроз беспокойных южных соседей, предоставить выход на свои рынки, стабилизировать региональную политику. Российская империя была веротерпимым государством, никак не посягавшим ни на местный ислам, ни на христианство.
Но совсем другое мнение было у кавказского радикального духовенства, представлявшего интересы мелких землевладельцев (узденей) и торгово-ремесленных слоев. Они совсем не горели желанием сажать себе на шею кроме местной знати еще и российскую бюрократию. Как обычно, идеи сопротивления северным агрессорам приобрели религиозную окраску и оформились в концепцию джихада.
Самыми яркими идеологами народного (суфийского) ислама были Гази Магомед и его последователь Шамиль. Гази Магомед родился в 1793 г. в Дагестане в койсубулинском ауле Гимры в семье узденя. Как и его сородичи, он искренне ненавидел аварских ханов, постоянно стремившихся подчинить и обложить податями горные "вольные общества".
Шамиль родился в Гимрах в 1797-1798 гг. (мусульманское летоисчисление не совпадает с христианским) и был другом детства Гази Магомеда. При рождении мальчик был назван Али, но в 6 лет тяжело заболел, и родители сменили имя, чтобы ребенок выздоровел. Шамиль (Самуил) получил имя великого царя Древнего Израиля, на долгие годы определившее его амбиции.
В 1828 г. проповеди Гази Магомеда с призывами к джихаду (на Кавказе священную войну предпочитали называть газаватом) в ауле Чирки (Чиркей) встретили резкий отпор местного духовенства (муфтиев и кади), предпочитавших не ссориться с царским правительством. Богатое крестьянство также не хотело войны, опасаясь потерять свои стада на зимних пастбищах на равнине, находившихся под российским контролем.
В 1829 г. Гази Магомед и Шамиль установили контакты с секретарем Аслан-хана Казикумукского, который хотел через популярных проповедников усилить свое влияние в Нагорном Дагестане. Гази Магомед настаивал на замене традиционных обычаев (адатов) "горных обществ" строгим шариатом и планировал использовать методики личного духовного самосовершенствования суфийских тарикатов только как форму организации массового народного движения.
Гази Магомед совершил триумфальную поездку из Койсубулу в Тарковское шамхальство, привлек множество сторонников в аулах Казаниши, Эрпели, Каранай и Араканы, а затем в Гумбете и Анди. В его проповедях усиливались воинственные мотивы: он призывал идти на Москву, заявлял, что уже слышит звон цепей, в которых воины джихада ведут побежденных неверных-"гяуров".
На сторону Гази Магомеда перешел один из сыновей шамхала Абу Муслим, но ему не удалось привлечь под свои знамена много узденей, т.к. всем было понятно, что его в первую очередь интересовало, как после смерти отца захватить власть в шамхальстве.
Первой целью Гази Магомеда стала столица Аварского ханства - Хунзах, имевший репутацию "осиного гнезда" Нагорного Дагестана, в котором укрывалось большинство местных бандитов. Койсубулинские "горные общества" стремились свести старые счеты с аварскими ханами, и в первую очередь, прекратить выплату дани.
4 февраля Гази Магомед двинулся к Хунзаху с ополчением из Койсубу, Анди и Гумбета. Различные источники называют разные даты штурма, но наместник И.Ф. Паскевич в донесении в МИД укзывает 12 февраля. Гази Магомед командовал койсубулинцами, а Шамиль гумбетовцами. Ополчения горцев никогда не монолитными и дисциплинированными подразделениями. Паскевич докладывал в Петербург, что отряду Шамиля удалось ворваться на окраину аула, но койсубулинцы встретили упорное сопротивление и остановились. После этого гумбетовцы отказались продолжать штурм и едва не растерзали Шамиля.
После беспорядочного отступления вожди джихада сделали единственно возможный вывод: победа будет возможной только после ликвидации внутренних разногласий и установления жесткой дисциплины.
Интересно. Спасибо за публикацию