Как спустя почти полтора года "Зелёный банк" был побеждён с суде апелляционной инстанции.
Всем доброго времени суток! Данная статья составлена по согласованию с моим клиентом, с единственным условием, что без информации о сумме долга и его личных данных. Статья возможно кому-то покажется длинной, но я думаю что она по своему интересная, и с ней стоит ознакомиться, даже возможно в плане судебной практики.
История моего клиента со "Сбербанком*" началась в декабре 2021 г. и только недавно окончилась.
У моего клиента, как и у многих жителей нашей Великой, необъятной Родины имеются кредитные обязательства (сразу скажу, что не перед "Сбербанком*", с ними история совсем другая), в один "прекрасный момент" мой клиент вышел на просрочку по оплате транспортного налога и на него ФНС подали в суд, на моего клиента было возбуждено исполнительное производство на N-ую сумму средств, естественно появились ограничения на счетах в "Сбербанке*".
Ситуация не из приятных, но, как обычно говорит каждый должник, что, мол, средств пока для погашения долга у меня нет, как-нибудь потом всё обязательно закрою, а сейчас нужно самому на что-то жить и т.д. В это число входил и мой клиент, который дословно также мне и говорил:)
Периодически он в "Сбербанке*" во всем известном их приложении открывал новую виртуальную карту, и пока на карту повторно арест не накладывали, он ей пользовался, но старался много денег не хранить, а то бывало часто такое, что две недели (а если везло, максимум на 3 месяца хватало) картой пользуешься, потом, БАЦ, арест, деньги сняли, всё, счёт арестован, приходилось блокировать карту, открывать новый счёт и т.д.
Так продолжалось года полтора, может немного больше, пока "Сбербанк*" не начал автоматически блокировать только что открытые счета, на этом лофа закончилась, пользоваться мой клиент начал наличкой, по тихой гасил долг через ФССП.
Потом, в ноябре 2021 года мой клиент снова зашёл в приложение "Сбербанка*", попробовал открыть карту и на неё ограничение не наложилось, с его слов он был действительно удивлён, в общем карта "Сбербанка*" у него снова появилась он её сразу сделал приоритетной для переводов через СБП по номеру телефона (поясню, для тех кто не знает, если у человека несколько карт "Сбербанка*", то когда ему делают перевод по номеру телефона или через СБП, то деньги падают на рандомную карту, из тех, что имеются у пользователя, но, если вы в настройках ставите приоритет на конкретную карту, то средства зачисляются на ту карту при переводе по номеру телефона, на которую вы поставили приоритет).
Но, между тем, как "Сбербанк*" начал блокировать автоматически вновь открывшиеся карты, до открытия им повторно карты "Сбербанка*" в ноябре 2021 года, мой клиент открыл себе карту другого всем известного банка от "Олега*", пользовался ей, как он говорит, всё было прекрасно. Так вот, перехожу к началу самой истории:
Мой клиент не имея собственного жилья снимаю квартиру, и у него расчёт каждую определённую дату с хозяином арендуемой им квартиры.
Так получилось, что зарплату ему задержали, должны были заплатить 07.12., (как раз в день его расчёта с хозяином) но перенесли на 17.12., он объяснил ситуацию хозяину квартиры, что, мол, выплату задержали и он переведёт деньги 18.12., т.к. с данным хозяином квартиры они сотрудничали уже давно, он пошёл на уступки, чтобы подождать. Так вот, наступает 17.12., поздний вечер, время ближе к 00:00, моему клиенту на его карту от "Олега*" поступают эти самые денежные средства, а у хозяина квартиры счёт в «Сбербанке*», до этого он давал деньги своей девушке, она их закидывала себе на «Сбербанк*» и переводила их ему, но, так как была ночь, она уже спала и мой клиент решил их ему перевести сам.
Заходит он в банк от «Олега», вводит номер телефона хозяина и тут ему система показывает, что у хозяина не подключено СБП, а значит перевод с «Олега» на «Сбербанк*» будет с комиссией почти в 500 рублей. Он такую комиссию платить не хотел, так как не маленькая довольно-таки сумма, он решил сделать проще, перевести деньги через СБП на свою не арестованную карту «Сбера*" 0000 (номера карт вымышленные) через СБП, он же его подключил, к тому же и приоритет поставил на эту карту не арестованную и уже также без комиссии перевести их на карту хозяину.
Делает он данный перевод, и тут вуаля, ему приходит СМС что деньги с карты 0101 списаны в погашение исполнительного производства. У него сразу мысль – «Какая нафиг 0101 если он переводил на приоритеную карту 0000, заходит мой клиент в приложение банка и видит что карта 0000 также не арестована, всё нормально, а на 0101 денег уже нет, он проверяет приоритет на карту 0000, всё нормально, приоритет выставлен на нужную карту. У него началась паника, ведь ему нужно платить утром за аренду квартиры, деньги ПОЧЕМУ-ТО перевелись не туда, куда он на самом деле делал перевод, решил написать он в поддержку, пусть они разбираются в чём прикол, и перекидывают деньги обратно на нужную карту. Тут то и начался просто конкретный трэш.
Мой клиент написал в службу поддержки, с вопросом, как мол такое может быть, что был перевод на приоритетную карту, но, средства поступили вообще на другую карту, перевод на которую не был сделан?! Поддержка сначала дала ответ, что, мол, у вас приоритет не стоит, поэтому средства упали на рандомную карту. Он сделал скриншот того, что у него стоит приоритет на конкретную карту, прислал его в поддержку, специалист что-то там всё-таки посмотрела и написала, что да, действительно, приоритет стоит и всё нормально, просто приоритет у них пока по каким-то неведомым причинам не работает, недоработки сервиса и т.д. (хотя это этого всё работало прекрасно).
Мой клиент думаю, мол, а мои то какие проблемы что у вас неполадки с приоритетом, об этом никаких предупреждений и уведомлений не было, переводились деньги на конкретную карту, но, по причине какого-то косяка в банке средства упали на другую карту, на арестованную и благополучно списались. Хах, очень круто конечно…
Решил мой к подождать утра и сходить в банк, составить в нём обращение, возможно они успеют эти средства перевести внутри банка.
Настало беспокойное утро, пошёл мой клиент в отделение банка, в надежде на то, что в банке поймут свою вину, в том плане что, мол, действительно, наш пользователь переводил деньги на одну карту, на не арестованную, а они по техническому сбою зачислились на другую карту, на арестованную, списались, такого произойти не должно было, так как деньги должны были прийти на не арестованную карту и не должны были списаться, значит нужно их скорым образом вернуть обратно.
Так вот, приходит клиент в банк, пишет соответствующее обращение, где ему сказала менеджер, что ответ ждать нужно до 5 дней. Выбора у него естественно не было, пришлось ждать.
В этот же день он был вынужден занять денег у знакомого, который ему сказал, что, мол, старина, сейчас на носу Новый год, с деньгами не очень хорошо, я тебе займу до 12.01.2022 г., но с процентом, вернёшь на 4 000 больше, деваться моему клиенту было не куда, пришлось занимать, так как за аренду он и так очень задержал, оплату нужно было вносить.
Вот он приехал к знакомому, занял у него денежные средства, составил расписку на эту сумму, обязался вернуть сумму займа в оговоренный срок с оговоренным процентом. Взял он деньги, оплатил за аренду, частично выдохнул, в надежде что банк все же разберёт эту ситуацию, вернёт ему денежные средства и он их сразу верну своему заимодавцу, они пересчитают процент и мой клиент потеряю совсем немного. Надеялся, верил...
На следующий день приходит СМС от банка что его средства ушли окончательно в пользу ФССП. Ну думает он, ладно, банка же косяк, вернут из своих. Прошло в общем 5 дней с момента составления им обращения в банк, в этот день приходит сообщение "Мы не успеваем рассмотреть ваше обращение в указанный изначально срок, нам нужно ещё время". ОтоноКак думает он, ну да ладно, значит думают как скорее деньги вернуть. Через три дня приходит сообщение, что, мол, ваше обращение рассмотрено, заходите в приложение и читайте ответ... Захожу он в приложение, в обращения и видит это:

В данном ответе банк свой косяк признал, и что произошёл технический сбой, и такие, мол, извините, что уж там, сбой, не туда отправили, но помочь ни чем не можем, решайте сами, обращайтесь в ФССП. Это была трагедия для моего клиента, но что делать думает он, буду тогда подавать на банк исковое в суд. Но, так-как банк сказал обращаться сначала в ФССП, ему нужно было пройти эту ненужную ступень перед подачей искового заявления, получив сначала ответ на обращение из ФССП.
Пошёл мой клиент к приставам, составил обращение им. Уже в январе он получил ожидаемый ответ от них, что он могу благополучно идти куда-нибудь, деньги были зачислены на арестованный счёт, а значит списались законно (они только не совсем законно на этот счёт попали разве что), все вопросы к "Сбербанку*". Этого ответа он и ожидал и пока ждал ответа от ФССП обратился ко мне, объяснил ситуацию, я ему посочувствовал и начал заниматься сбором нужных документов.
Но, перед подачей искового заявления в суд по спорам именно к финансовой организации с 2018 года появилась обязательная промежуточная ступень как "Финансовый уполномоченный", и в первую очередь нужно было писать ему, что я и сделал. Составил на сайте обращение, описал всю ситуацию, и начал ждать ответа в надежде на его благоразумие.
Прошло определённое время, приходит ответ на 26 листах, много расписанной фабулы, ссылок на законы и т.д. и тут я вижу ответ (отрицательный естественно) и пояснение с причиной отказа:
«Согласно пункту 3.5. Условий выпуска карты: «При осуществлении перевода денежных средств поиск получателя денежных средств может быть осуществлен по номеру мобильного телефона. При наличии у Держателя нескольких Счетов Карт/Платежных счетов зачисление средств по переводу осуществляется на:
– Счет Карты/ Платежный счет Держателя, установленный Держателем
в качестве приоритетного, либо:
– Счет Карты/ Платежный счет Держателя по усмотрению Банка».
Таким образом, Условиями выпуска карты не исключена возможность
зачисления денежных средств на карту (счет) по усмотрению Финансовой
организации.
Не исключена возможность зачисления денежных средств на карту (счет) по усмотрению Финансовой организации в случае отсутствия приоритета. С такой логикой теряется весь смысл и вся суть приоритета. Выставляя конкретную карту в «Приоритет», пользователь карты привязывает конкретные реквизиты карты к номеру телефона, и знает, что если ему какое-либо лицо сделает денежный перевод по номеру телефона, то средства придут на конкретную карту (конкретные реквизиты).
Я встретился с клиентом, мы написали в чат банка чтобы нам подтвердили информацию о том, что, что если выставлен приоритет, то деньги зачислятся 100% именно на эту карту, так как приоритет делает карту конкретными реквизитами. Слава Богу в чате нам эту информацию подтвердили.
Также мы позвонили в банк, записал разговор, где мой задал подобный вопрос и ему эту информацию подтвердили. В общем, собрали мы доказательную базу и я подал иск в суд. Всё хорошо, назначали судебное заседание, но, суд решил провести дело в порядке упрощённого судопроизводства, без вызова сторон. Я конечно так не планировал, на суде я всегда желаю участвовать лично, и давать пояснения суду в живую, это в любом случае лучше, чем просто информация на бумаге.
Написал я ходатайство о проведении судебного заседания в порядке обычного искового производства а не упрощённого, но, суд отказал в этом ходатайстве.
Получил я копию возражения на моё исковое от "Сбербанка*" и читаю такой бред:
Доводы истца о том, что если бы Банк зачислил денежные средства на карту, выбранную моим клиентом (истцом) в качестве приоритетной, на которую не был наложен арест (0000) и сумма не подлежала бы списанию, являются ошибочными, и утверждают что списание денежных средств по постановлению № **** ИП от 01.04.2021 г. произошло бы в любом случае, в соответствии со ст. 70 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Каким собственно образом думаю я было бы списание в любом случае, если карта не была арестована?! Вы что там курите? Бредите всем своим отделом.
Я пошёл снова в банк, чтобы мне предоставили документ, что в период с 17.12.2021 г. по 19.12.2021 г. на карте моего клиента ареста не было, она арестованной не была. Эту бумагу я хотел приложить дополнением в суд и дать понять судье, что банк просто бредит, списания бы не было, так как карта арестована не была. Слава Богу банк на это обращение ответил быстро, буквально в течении 2-3 х дней, где подтвердил то, что в этот период карта действительно не была арестована, а арест был наложен только 18.03.2022 г., уже далеко после произошедших событий и как ни странно снова по техническому сбою банка.

Ну, думаю я, раз банк дал мне такой ответ, значит суд точно должен принять сторону моего доверителя.
На суде было требование, чтобы с банка взыскали:
-16 000 рублей - удержанные изначально.
-4 000 рублей - проценты, оплаченные моим доверителем по займу.
-5 000 рублей - компенсация морального вреда.
-1 300 рублей - госпошлина за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
-300 рублей - две госпошлины по 150 рублей за подачу апелляционной жалобы.
-500 рублей - почтовые расходы.
Но, увы, Фемида была не благосклонна, суд мне отказывает в иске по мнимой причине: Мои доводы что банк нарушил права моего клиента, удержав денежные средства со счёта, на который арест не был наложен судебным приставом-исполнителем отклоняются, как не состоятельные, поскольку судебным приставом-исполнителем банку выдано распоряжение, при недостаточности имеющихся на счёте должника денежных средств для исполнения требований исполнительного документа продолжить дальнейшее исполнение по мере поступления денежных средств на счёт должника, в том числе открытых на его имя после поступления настоящего постановления, до исполнения требований, содержащихся в постановлении судебного пристава-исполнителя в полном объеме.
То есть также продолжать накладывать аресты на вновь открывшиеся счета! Что они изначально и делали, но в один момент, опять же как сказано в обращении "из-за технического сбоя" этого не сделали, а значит, раз счёт арестован не был, списаний быть не должно, значит пришедшие на счёт моего клиента деньги он бы спокойно перевёл за аренду квартиры и всего этого бреда бы не было. Этим ответом меня суд просто поразил. Я естественно начал составлять апелляционную жалобу.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и направил его на новое рассмотрение в суд первой инстанции, так как суд первой инстанции незаконно отказал в моём ходатайстве о рассмотрении дела не в упрощённом производстве, а в порядке обычного искового производства. Одним словом, всё запустилось с нуля, но только сейчас я был допущен к участию на суде первой инстанции.
11.01.2023 г. проходит данное судебное заседание, но уже с полноценным участием сторон, но, суд снова отказывает в исковых требованиях, тупо, 1 в 1 скопировав предыдущее решение.
Я повторяю подачу апелляционной жалобы, с теми же доводами, но, слегка её доработав, подаю. 18 апреля прошёл суд апелляционной инстанции, и о чудо, решение было полностью отменено с вынесением нового решения в пользу моего клиента, в котором требования удовлетворить в полном объеме!
На выходных буду составлять заявление о взыскании судебных расходов банка.
Почти полтора года борьбы не прошли зря!)
Спасибо тому, кто дочитал этот длиннопост полностью и до самого конца, у кого хватило терпения для этого:)
* Не является рекламой.
