Каково было пилотировать сверхзвуковой самолет «Конкорд»

21 января 1976 года подросток Джон Тай был среди толпы зевак, цепляющихся за сетчатый забор, аплодируя первому коммерческому рейсу British Airways Concorde, вылетевшему из лондонского аэропорта Хитроу.
Тай был воодушевлен, поражен и вдохновлен, увидев, как этот обтекаемый сверхзвуковой самолет будущего поднимается в небо и творит историю.
20 лет спустя Тай и не подозревал, что он впервые будет сидеть в кабине экипажа Конкорда, щипая себя от того, что его подростковая мечта сбывается.
Тай живо помнит свои первые мгновения полета на Конкорде. Конечно, он прошел обширную подготовку, тренировался на тренажере, но это было настоящее дело. Это было чувство, к которому он никогда не мог полностью подготовиться.
Тай и его товарищи по обучению пилотов находились в Севилье, Испания. Это был прекрасный вечер четверга — «солнце только что садилось, можно было увидеть большой огненный шар в конце взлетно-посадочной полосы», как выразился Тай.
«Мы сели и запустили двигатели, и почувствовать, как запускаются четыре двигателя Rolls-Royce Olympus и вибрация самолета в первый раз, было просто сногсшибательно», — рассказывает Тай CNN Travel .
Тай сверил часы с капитаном-инструктором и бортинженером. Затем они отсчитали и приготовились к взлету.
«Три, два, один — сейчас», и я выжал все четыре дроссельных заслонки полностью вперед в левой руке, и меня просто оттолкнули назад на мое место — опыт, который я никогда не мог бы описать, ускорение, когда вы мчались по взлетно-посадочной полосе. ," он говорит.
Затем «Конкорд» поднялся в воздух на высоту здания.
«Эти 20 минут были самым невероятным опытом в моей авиационной карьере. Это было просто невероятно», — говорит Тай.
Первые дни

В течение почти трех десятилетий до выхода на пенсию в ноябре 2003 года самолет Concorde несся в небе над Атлантикой менее чем за три с половиной часа, летая со скоростью, вдвое превышающей скорость звука.
Большинство из нас может только представить, каково было находиться на борту — ведь эти самолеты были маленькими, вмещали всего 100 пассажиров на рейс, а цены на билеты были высокими.
Если сравнительно немногие испытали на себе, каково это — путешествовать на «Конкорде», то еще меньше людей знают, каково это — управлять самым быстрым пассажирским самолетом, когда-либо входившим в коммерческую эксплуатацию.
British Airways и Air France были единственными двумя авиакомпаниями, которые эксплуатировали самолет. Говорят, что за 27 лет эксплуатации самолета квалифицированных американских астронавтов было больше, чем пилотов British Airways Concorde.
Когда Тай впервые пилотировал «Конкорд» в конце 1990-х годов, самолет был создан уже два десятилетия. Питер Даффи был там в самом начале, как один из первых пилотов British Airways, выбранных для испытаний самолета.
«Я участвовал в разработке — летал с летчиками-испытателями», — рассказывает Даффи CNN Travel. «Мы летали в Австралию и Канаду, перевозя много пассажиров».
Даффи, которому сейчас за 90, научился летать в качестве пилота Королевских ВВС во время Второй мировой войны. Позже он летал на de Havilland Comet, первом самолете с турбореактивным двигателем, и на одном из его преемников, de Havilland Comet 4. Когда прибыл Concorde, Даффи был опытным пилотом-инструктором British Airways на Boeing 707.
«Мы знали, что Concorde прибывает, и большинство людей были заинтригованы и хотели попасть в самолет. Поэтому я записал для этого свое имя», — вспоминает он.

Даффи помог разработать первую схему обучения Concorde и управлял самолетом до выхода на пенсию в 1980 году.
Также в начале был пилот Джок Лоу, у которого с Concorde день рождения — ему исполнилось 25 лет, когда Concorde впервые поднялся в небо в 1969 году.
Лоу вспоминает, как в тот день смотрел самолет по телевизору.
«Я подумал про себя: «Да, я так и сделаю. Я пойду и полечу на «Конкорде» — не совсем понимая, что было замешано», — говорит Лоу CNN Travel.
Как и Даффи, Лоу был одним из первых пилотов British Airways, испытавших сверхзвуковые полеты на военно-воздушной базе RAF Fairford на юго-западе Англии.
«Это был настоящий шок, потому что я гулял по ангару туманным февральским утром в Королевских ВВС Фэрфорд — и я никогда раньше даже не видел этот самолет по-настоящему», — говорит Лоу.
Час спустя Лоу говорит, что его «отпустило» с Concorde, и это было «потрясающе».
«Мы поднялись примерно на 63 000 футов и начали разбрасывать самолет, — вспоминает он. Лоу говорит, что это чувство, аналогия, часто повторяемая в кругах Concorde, было «как переход из автобуса в спортивный автомобиль Формулы-1».
Лоу закончил первый учебный курс бакалавриата в 1976 году и все еще служил во флоте Concorde, когда вышел на пенсию в 2001 году, что принесло ему звание пилота British Airways Concorde, проработавшего дольше всех.
«Я летал на нем дольше, чем кто-либо другой, с большим отрывом. Но, поскольку у меня было много работы в офисе, я работал не так много часов, как некоторые из них», — говорит Лоу, который также занимал должность директора по производству полетов в BA.
Сверхзвуковой полет

Ричард Вестрей, который впервые пилотировал Concorde в 1998 году, повторяет сравнение Лоу с «автобусом в Ferrari». Он говорит, что управление «Конкордом» было не похоже на управление любым другим самолетом.
«Впервые мчаться по взлетно-посадочной полосе, ускоряясь, чтобы подняться в воздух, было одним из тех событий, которые вы никогда не забудете», — рассказывает Вестрей CNN Travel. «Ощущение скорости на этапах разгона было просто потрясающим. Самолет работал так, как не может работать ни один дозвуковой самолет».
Как только «Конкорд» оказывался в воздухе, он быстро набирал высоту «на 100 узлов быстрее, чем обычный дозвуковой реактивный самолет», как объясняет бывший старший помощник «Конкорда» Тони Юл.
«Вероятно, вы будете подниматься где-то со скоростью 2000–4000 футов в минуту, что действительно очень и очень быстро, пока сначала вы не достигнете 28 000 футов», — говорит он CNN Travel.
Конкорд не мог летать над землей на сверхзвуковой скорости, поэтому после первоначального подъема он работал на дозвуковой скорости, хотя скорость по-прежнему была «намного выше скорости Боинг-747», как объясняет Джон Тай.
Когда «Конкорд» достигал Бристольского канала, залива к западу от Лондона, ведущего в Северную Атлантику, пилоты предупредили пассажиров, и тогда самолет преодолел звуковой барьер.
Там, по словам Тай, «не было ни стука, ни грохота, ни грохота, ни катания».
Юл описывает момент, когда Concorde разогнался до скорости 1 Маха, как «это как проткнуть горячим ножом теплое масло — он просто так проскальзывает».
Ощущение скорости на этапах разгона было просто потрясающим. Самолет работал так, как не мог работать ни один дозвуковой самолет.
Но последующая ударная волна создаст крошечную вспышку, которая ненадолго воздействует на инструменты.
«Индикаторы вертикальной скорости в кабине экипажа немного плясали, когда сверхзвуковая ударная волна проходила по их внешним датчикам», — объясняет Тай.
Именно так, говорит Юл, можно «узнать, что ты сверхзвуковой».
Затем пилоты делали объявление пассажирам. «Дамы и господа, мы только что достигли скорости звука, 1 Маха. Добро пожаловать в мир сверхзвуковых полетов».
«И тогда мы в два раза превышаем скорость звука и почти 60 000 футов на «краю космоса», — говорит Тай.
Тай отчетливо помнит тот момент своего первого полета на «Конкорде».
«Я видел эту кривизну Земли и черное небо над нами, уводящее в бесконечность», — вспоминает он.
Что касается Лоу, то он почти три десятилетия летал на «Конкорде», но, по его словам, чувство «возбуждения» перед технологическими чудесами самолета никогда не исчезало.
«Напряжение, волнение первых полетов, первого года, оно постепенно уменьшалось, очевидно, но никогда не теряло своего волнения», — говорит Лоу. «Это всегда было волнующе».
Кроме того, по его словам, это всегда было «весело». Атмосфера на борту всегда была наэлектризованной.
«Все, кто работал с ним, начиная с этажа ангара и выше, очень гордились самолетом и тем, как все сделали правильно», — говорит Лоу.
Небольшой пул пилотов Concorde также означал, что все знали всех. «Управляя другими самолетами, вы редко будете летать в одной команде, но с Concorde в экипаже всегда были знакомые лица», — говорит Тай.
«За все время эксплуатации самолета BA Concorde было всего 134 пилота, так что каждый раз, когда вы шли на работу, это был целый день с друзьями», — говорит он.
Примерно через 20 минут после взлета бортпроводники начинали обслуживать пассажиров. Многие из них часто летали, деловые люди, «ездящие на работу» туда и обратно через Атлантику. Экипаж узнавал знакомые лица и знал наизусть любимый напиток.
Обеспечив пассажиров, экипаж садился в кабину.
«Они пришли с тремя кружками чая для каждого из нас — капитан слева, я и бортинженер, сидевшие сзади», — вспоминает Тай.
Пока что так стандартно. Но был поворот Конкорда.
«Также на том же подносе были три горшка с одной из лучших в мире икрой и перламутровой ложкой, которой можно было есть».
Сверхзвуковой статус Concorde также предоставлял пилотам выгодную позицию, как никто другой.
«Когда вы находитесь на высоте 60 000 футов, вы можете видеть четверть миллиона квадратных миль», — говорит Лоу. «Таким образом, вы действительно могли видеть то, что видели на картах — вот они, настоящие».
Для Тая также было сюрреалистично взлетать и приземляться и видеть толпы людей, выстроившихся в очередь, чтобы посмотреть. Это вернет его в тот день, когда он стоял в Хитроу, наблюдая за взлетом первого коммерческого самолета «Конкорд».
Однажды Тай вспоминает, как пилот American Airlines, которому разрешили выстроиться в очередь и взлететь перед Конкордом, спросил, может ли он пропустить свое место в очереди, чтобы вместо этого он мог наблюдать за отправлением Конкорда.
«Управлять Concorde из Хитроу было просто невероятно, вы могли чувствовать, как другие пассажиры дозвуковых авиалайнеров вокруг вас в Хитроу наблюдают за вами, вы чувствовали, как пилоты этих других авиалайнеров наблюдают за вами», — говорит Тай. «И вот я выруливаю «Конкорд» к взлетно-посадочной полосе 27R в Хитроу».
Встречи со знаменитостями

До того, как летная палуба была закрыта для путешественников после 11 сентября, философия Concorde на борту заключалась в том, чтобы «очень большой частный самолет, в котором могли разместиться до 100 пассажиров», как выразился Вестрей. «Поэтому у нас была политика открытой кабины экипажа».
Большинство пассажиров были деловыми людьми, а остальные 20% были богатыми, знаменитыми и важными. Уэстрей вспоминает, как не раз показывал Стингу кабину экипажа. Это было сюрреалистично, но общение со знаменитостями было неотъемлемой частью работы над «Конкордом».
«Самое первое громкое имя, которое я встретил — я вышел, открыл занавеску в салоне, и там в первом ряду сидел Элтон Джон», — вспоминает Тай.
Тай вспоминает, как был ошеломлен тем, насколько странным был этот момент: «Я был на стадионе «Уэмбли», чтобы увидеть его на концерте со 100 000 человек всего за несколько недель до этого».
У Тай и Джона было короткое общение, но Тай ничего из этого не помнит. «Я был слишком поражен, чтобы быть с вами честным», — признается он.
После этого Тай сделал себе мысленную пометку, что, прежде чем отправиться встречать пассажиров будущих рейсов, он сначала проверит, «есть ли там кто-нибудь из других моих героев», чтобы быть более подготовленным.
Эта стратегия сослужила ему хорошую службу — позже он познакомился с суперзвездами Миком Джаггером и Полом Маккартни.
Что касается Лоу, то за свою многолетнюю карьеру в «Конкорде» он перевез всех от Мухаммеда Али до Ричарда Никсона — «многих людей, которых я никогда не мечтал бы встретить — поп-звезд, кинозвезд, бизнесменов и королевских особ».
Помимо регулярных рейсов, Concorde также выполняла чартерные рейсы для VIP-персон.
По словам Лоу, главное отличие от этих рейсов заключалось в том, что «очевидно, что было немного больше напряжения и давления, чтобы убедиться, что самолет вылетел вовремя и прибыл вовремя».
Он вспоминает один случай, когда вез королеву Елизавету II и принца Филиппа из Канады обратно в Великобританию.
«Нам пришлось снизить скорость, потому что температура в верхних слоях атмосферы означала, что мы достигли предела», — объясняет Лоу.
Королева заметила это и спросила Лоу, что происходит — почему самолет замедляется?
Взаимодействие, по словам Лоу, было «довольно забавным».
«Я смог немного объяснить, что нас не сильно задержали, и мы все равно прибудем вовремя».
Конечно же, они сделали.

История Concorde закончилась в ноябре 2003 года, когда последний коммерческий рейс приземлился на аэродроме в Бристоле.
Был ряд факторов, приведших к уходу Конкорда в 2003 году.
В 2000 году авиакатастрофа Air France Concorde со смертельным исходом привела к расследованию и внесению различных модификаций в самолет.
Уэстрей предполагает, что, хотя у самолета были блестящие показатели безопасности, некоторые пассажиры так и не восстановили доверие к Concorde.
Он вспоминает встречу с бывшим частым пассажиром Конкорда в нью-йоркском аэропорту имени Джона Кеннеди вскоре после крушения. Вместо этого этот пассажир регистрировался на рейс Boeing 747.
«Он извинился передо мной и сказал: «Я больше никогда не буду летать на Конкорде», — вспоминает Вестрей. «Он сказал: «Я боюсь этого».
Concorde очень зависела от этих постоянных клиентов, которые часто пересекали Атлантику по работе. Вестрей и Лоу говорят, что несколько часто летающих пассажиров Concorde работали во Всемирном торговом центре и были убиты 11 сентября. Эти террористические атаки также повлияли на глобальное доверие к авиаперевозкам в целом.
А к началу 21 века Конкорд устарел, и содержание самолета требовало значительных затрат.
«Меня не удивило, что его сняли с производства, они продолжали работать как можно дольше», — говорит Даффи. «Но затраты на техническое обслуживание были очень большими».
«Когда-нибудь это должно было прекратиться», — соглашается Лоу. «Я думаю, что это было немного преждевременно, но это прекратилось бы, когда в 2008 году разразился банковский кризис, потому что мы потеряли бы половину наших пассажиров».
Тай говорит, что его карьера в Concorde подошла к концу без его ведома. В августе 2000 года он собирался взлететь в Хитроу, когда ему позвонили и сказали вернуть Конкорд к воротам, потому что BA приземлил самолет.
«Тогда я еще не знал, что никогда больше не вернусь на «Конкорд», — говорит Тай. — Из-за этого у меня не было сувениров. У меня не было никаких важных сувениров, и я планировал продолжать летать на «Конкорде» до конца своей карьеры».
Хотя Concorde действительно вернулся на пару лет до своего окончательного прощания, тем временем Тай стал капитаном BA Airbus и больше не возвращался к сверхзвуковым полетам.
Последний полет «Конкорда» стал для Тая «очень, очень грустным, эмоциональным днем».
«Это был очень эмоциональный период, было пролито много слез», — вторит Вестрей, вспоминая «эмоциональное прощание» с авиадиспетчерской службой во время его последнего полета на «Конкорде» из Нью-Йорка в 2003 году.
Когда Concorde закончился, Уэстрей был благодарен, что он еще молод и может тренироваться на другом большом самолете и продолжать свою авиационную карьеру.
Он никогда не терял своего азарта. Это всегда было волнующе.
Джок Лоу, бывший пилот Конкорда
Но другие сотрудники Concorde остались без работы, особенно бортинженеры. Когда Concorde был запущен, это была ключевая работа в авиации, но к началу 21 века эта роль устарела благодаря достижениям в области технологий.
Лоу был среди пилотов «Конкорда», ушедших в отставку, когда самолет приземлился.
«Это был повод для размышлений», — говорит Лоу об этом периоде. «Я не был полностью уверен, что он вернется, хотя я был абсолютно уверен в самолете».
Что касается Тай, он продолжал пилотировать самолеты British Airways до 2022 года. Шли годы, а число бывших пилотов Concorde, все еще служивших на службе, сокращалось, и Тай все чаще засыпался вопросами о своих сверхзвуковых днях.
«Ты не был знаменитостью, но был известен как пилот «Конкорда», — говорит он.
Во время полетов его регулярно расспрашивал молодой второй пилот, стремящийся узнать все о том, как Тай летал на сверхзвуке.
Тай всегда наслаждался этими путешествиями по переулкам памяти.
«Я был бы рад поделиться с ними своей страстью и привилегией и рассказать им все об этом — и я бы попытался сделать это правильно и знал, когда заткнуться и не привлекать к себе внимание».
Было всего две женщины-пилота Concorde: Барбара Хармер из British Airways, скончавшаяся в 2011 году, и Беатрис Виаль из AirFrance, которая до сих пор работает во французской авиакомпании.
Тай знал Хаммер и говорит, что она была «совершенно замечательной».
Хотя авиация по-прежнему известна как преимущественно мужская и преимущественно белая отрасль, Тай говорит, что рад видеть прогресс за два десятилетия, прошедшие с момента последнего полета «Конкорда».
«Мы определенно становимся более разнообразными», — говорит он.
Путешествие по миру в качестве одной из первых бортпроводниц Black Pan Am.
Будущее сверхзвукового полета
Спустя почти два десятилетия после последнего полета Concorde привлекательность сверхзвуковых полетов не уменьшилась, и такие компании, как Boom Supersonic, разрабатывают планы преемника Concorde.
Бывшие пилоты Concorde неоднозначно относятся к возможности возвращения сверхзвуковых полетов.
Лоу ссылается на препятствия «стоимости разработки, стоимости материалов, стоимости топлива».
Тай считает, что «это определенно может произойти снова», но отмечает, что двигатели должны быть тише и экономичнее.
«Сейчас у нас не может быть двигателей Concorde, они слишком шумные и потребляют слишком много топлива», — говорит он.
Вестрей говорит, что это «может быть реальностью, но я думаю, что это намного дальше, чем думают люди».
Но в одном он уверен – всегда где-то и как-то будет происходить дальновидное развитие авиации.
«Ученые и энтузиасты авиации никогда не останавливаются, и они всегда будут людьми, стремящимися расширить границы», — говорит он.
Сегодня Тай говорит, что он просто благодарен за возможность осуществить свою подростковую мечту. Пилотирование «Конкорда» было невероятной работой, и каждое утро он просыпался взволнованным и благодарным.
«Большинство людей на моей улице шли бы на вокзал со своими портфелями, а я садилась бы в машину, чтобы поехать в аэропорт, чтобы долететь на «Конкорде» до Нью-Йорка. Так что это был просто кайф и волнение каждый день, когда я шел на работу».
отличная статья
Пилотирование «Конкорда» считается эксклюзивным и престижным опытом в авиационной индустрии. Самолет достигал скорости в более чем два раза выше скорости звука (2185 км/ч), что позволяло ему преодолевать расстояния многократно быстрее обычных самолетов. Согласно отзывам пилотов, пассажиров и других работников авиации, которые имели возможность работать с «Конкордом», пилотирование этого самолета требовало особой внимательности, навыков и опыта. Кроме того, у «Конкорда» было выдающееся качество локации: он способен был соединить Лондон с Нью-Йорком всего за 3,5 часа, что делало его незаменимым для бизнес-перевозок и полетов на дальние расстояния в сжатые сроки.
Неудачный самолёт был
Спасибо за информацию
Интересная информация!