ОСАГО
Здравствуйте. Сразу должен извиниться перед всеми, кто читал мой анонс об этой статье и заглянул сюда, чтобы узнать, как обманывали и сейчас обманывают пострадавших в ДТП и присваивают часть положенных им выплат. И убедиться, что ВСс никто не обманул и обмануть никогда не сможет. А может, кто-то хочет освоить новую специальность. Это ведь тоже работа. Но, когда начал писать, понял, что придется сделать некий историко-юридический экскурс, чтобы было понятно, почему в этой сфере больше 10 лет были мошенники, которые занимались только железом (профессиональный сленг, означает ущерб автомобилю), а потом появились специалисты по вреду жизни и здоровью. Поэтому, если Вам это будет неинтересно, просто пролистайте эту часть и читайте, конец текста. Я не обижусь.
Мошенничество расцветает там, где есть деньги и глупость. И лень. И жадность И отсутствие желания что-то узнать.
Как правило, пострадавшие в ДТП, особенно те, у кого нет автомобиля, понятия не имеют, что за травмы полагаются страховые выплаты, предусмотренные законом об осаго. А те, кто об этом слышал, не хотят заморачиваться. Читать, как получить выплату, собирать документы, писать заявления. Помощью в получении этих страховок кто-только не занимается: следователи, гибддэшники, бывшие полицейские, адвокаты, аварийные комиссары, автоюристы, просто юристы. И еще огромное количество людей без всякого юридического образования, которые от кого-то узнали об этой теме, уяснили для себя, какие документы нужны, как их собрать и куда посылать. Естественно, где много денег (а лимит страховки по ОСАГО 500 тысяч рублей), где много людей не знающих и не желающих узнать о том, что им положено, там много жуликов и мошенников. Расцвет мошенничества в этой сфере пришелся на 2017-2019 гг. Сейчас я попробую объяснить, почему это произошло именно в этот период.
До 1 апреля 2015 г никто из нормальных юристов почти не занимался темой страховок по ОСАГО в отношении вреда жизни и здоровью (смерть и травмы, чтобы было понятно). Лимит страховой суммы всего 160 тысяч. За смерть выдавали 135 тысяч рублей плюс до 25 тысяч на погребение. Если получил травмы - выплачивали утраченный заработок. А с ним вообще горе - и сейчас большинство не знает, что это такое и есть ли он у пенсионеров и неработающих, как его считать для инвалида и т.д. Кстати, об утраченном заработке после ДТП тоже напишу, как будет время. Будет интересно только для инвалидов и для тех, у кого не наступило полное выздоровление (например, после разрыва связок рука не полностью разгибается или сгибается и т.д.)
Наступило 1 апреля 2015 года и в этот знаменательный день дураков страховая сумма по ОСАГО стала аж 500 тысяч рублей на каждого пострадавшего. И рассчитывать сумму страховки стали по нормативам, грубо говоря по таблице (за каждую травму - свой размер процента от страховой суммы.
Главное правило страховых компаний - не платить. Никому. Никогда. Ни за что. Но появились деньги, а поэтому в эту сферу пришли профессионалы, которые были не хуже, а может и намного лучше юристов из страховых организаций, то есть те, кто может честно работать и нормально на этом зарабатывать. Сначала в 2015 году их были считанные единицы или считанные десятки по всей стране. В процессе профессиональной деятельности несколько юристов, ничего друг о друге не знавших, но, видимо, когда-то читавших великого Достоевского, а может и не читавших, задумались: одна старушка - один рубль, двадцать старушек - двадцать рублей. Погиб пассажир в перевернувшейся машине - 500 тысяч рублей. Погиб при столкновении двух автомобилей - 1 миллион рублей. В ДТП участвовали 3 автомобиля - полтора миллиона рублей. Забегая вперед, у нас в практике был случай, когда удалось в пользу пострадавшего (к счастью, выжившего) получить аж 5 выплат - 3 добровольно и 2 через суд. Обоснование позиции о множественности нашелся в обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за 3 квартал 2012 г, если не ошибаюсь. Там приводилось в качестве примера дело, где пострадавший получил выплату с одной страховой организации и взыскал страховку с другой в полном размере. Я до сих пор думаю, в этом деле было все не совсем так. Пострадавший пассажир в результате дтп утратил заработок, допустим, 350 тысяч. Первая страховая компания выдала лимит - 160 тысяч. Осталось еще 190 тысяч невозмещенного утраченного заработка, поэтому он и пошел ко второй организации. В нашем же случае мы имеем дело с абстрактными выплатами. Но, тем не менее, началось. Пошли первые иски о двойных, тройных выплатах. Какие-то суды их удовлетворяли, какие-то отказывали. Но юристы, которые первыми до этого додумались, были, я уже говорил, настоящими профессионалами. И по проигранным делам дошли до Верховного суда, точнее до гражданской коллегии ВС РФ. И Верховный Суд встал на позицию представителей потерпевших. А потом неоднократно подтверждал, что по каждому авто пострадавшему, если он не водитель, нужно выдавать страховку в полном размере. Даже если все авто застрахованы в одной и той же страховой компании. А обычный человек на сайт ВС РФ не заходит, Гарантом и Консультантом не пользуется, да и закон об ОСАГО не читал. Только знает, что за полисы страховые берут огромные деньги. И естественно, он даже после бутылки водки или коньяка никогда не подумает, что ему полагается страховка и по той машине, где находился виновный водитель, и по той, где был невиновный, то есть две страховки-второй водитель же не виноват В общем, гремучая смесь. Приличные деньги и неграмотный народ.
И ПОНЕСЛОСЬ.
Как правило, по всей стране договоры заключались и сейчас заключаются по одной и той же схеме. Автоюрист откуда-то узнает про дтп и про адреса пострадавших, приходит домой и заключает договор. По договору исполнитель должен собрать документы, направить заявление в страховую компанию. Вознаграждение определяется в процентах от полученной страховки. В 2015-2016 оно составляло обычно 45-50 %.
Потом упало до 30-35, сейчас обычно 15-20. Конкуренция высокая. Так как для сбора документов и подписания заявлений и претензий в страховую нужна нотариально удостоверенная доверенность, то, обычно, клиента уговаривали и уговаривают дать полномочия на получение денег. Дальше все по накатанной схеме. Сбор документов в двух экземплярах, заявления о выплате в две страховые, две страховки. А потом "автоюрист" идет к потерпевшему, выдает ему одну выплату за минусом своего вознаграждения, а вторую, естественно не отдает. Все счастливы - клиент со свалившимися с неба деньгами, "автоюрист" с "честно" заработанными деньгами. Несчастливы только страховые. Как нибудь, как будет время, напишу, как страховые победили проблему двух страховок. И какие депутаты Госдумы им помогли. А пока, если ваш родственник погиб в результате дтп с участием нескольких авто, или Вы получили травмы, давайте проверим, что произошло. Или автоюристы забрали Ваши деньги. Или можно пойти к страховой компании и она отдаст Вам то, что Вам причитается.
Эта схема обмана характерна и для случаев гибели и для случаев травм. Но, если получены травмы, она усложняется и расширяется. Причем, несмотря на то, что страховые в конце концов победили и показали, кто главный в этой стране - сейчас по закону об ОСАГО положена уже только одна выплата, независимо от количества машин - мошенничество в отношении выплат за травмы только растет. Но об этом уже в следующий разэ
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: