Негативный отзыв: могут ли с вас за него взыскать денежную компенсацию

В данной публикации хотел бы рассказать о негативных отзывах на фирму/исполнителя услуг/магазин и так далее.
То есть представьте: оставили вы негативный отзыв, скажем, о сервисе, который ремонтирует телефоны: что сотрудники – хамло, фирма – криворукая, и вообще что они мошенники, сначала одну сумму назвали, а по итогу – другую.
Оставили вы этот отзыв на какой-нибудь интернет-площадке, коих много. И вот тут встаёт вопрос: могут ли с вас взыскать какую-либо компенсацию? Например, со ссылкой на то, что ваш отзыв – порочащий честь (если физическое лицо) или деловую репутацию (если юридическое лицо).
С вводными данными разобрались, а теперь – к разбору ситуации.
Начну с того, что за саму негативную информацию (если это не оскорбления) никакой ответственности нет, а вот за НЕДОСТОВЕРНУЮ информацию – да. И лицо, в отношении которого такой недостоверный отзыв оставлен, может требовать компенсации на основании ст. 152 ГК РФ. Есть ещё и ст. 128.1 УК РФ, но её мы не рассматриваем здесь.
Как пример из моей практики: на автомастерскую оставили отзыв, что автомастерская специально ломает двигатели. Никаких документов, подтверждающих это, нет в отзыве. В итоге я помог через администрацию сайта этот отзыв удалить.
Но тут встаёт вопрос: а кто будет платить компенсацию: сервис, на котором такая информация размещена, или сам пользователь? А вот тут интересно. Верховный суд РФ уже высказался, что в таком случае ответственность несёт... сервис по размещению отзывов. В том числе даже 2GIS попал на компенсацию из-за чужого отзыва (дело А 45-35421/2021).
То есть несмотря на то что какой-то пользователь оставил отзыв, то в конечном итоге это всё было опубликовано на сервисе, который принадлежит другому лицу, которое перед публикацией, на стадии модерации обязано было проверить, а соответствует ли отзыв действительности. Т.е. если бы человек написал, что автомастерская специально повреждает двигатели, при этом приложив соответствующее решение суда или, например, соответствующее постановление прокуратуры, то в таком случае отзыв считался бы достоверным и за него компенсацию не нужно было бы платить.
Оказываю юридическую помощь в Санкт-Петербурге. Частный юрист Эдуард Чубуров. Можете обратиться по контактам ниже:
8 (904) 334-42-05 – WhatsApp (лучше писать);
chuburovlaw@yandex.ru – электронная почта;
vk.com/chuburovjurist – вступайте в группу в ВКонтакте.
Не забудьте подписаться на мой полезный юридический блог. Если есть вопросы или предложения – пишите комментарии.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Интересная тема! Но если этот сервис заслуживает негативный отзыв и не как по другому!
А что делать если судья межрайонного суда в упор не видит признаки преступления в деле и ущерб на несколько млн руб. и вместо того чтобы не принимать иск к рассмотрению и направить рапортом на возбуждение уголовного дела волокитит Дело семь лет выдвигая несоответствия , в таком случае можно ли писать негативный отзыв на судью , которая нанесла вредительство семье своими неправосудными решениями нарушив права членов семьи и при этом столько лет не несет никакой ответственности
Коротко: проделки конкурентов...
На просторах инета Информационные отзывы встречаются разные, как сопряжённая негативная информация с оскорблениями, так и без таковых, а так же и недостоверная...
А если бы человек написал что он думает что автомастерская ломает двигатели? Тогда что было бы?
Думаю так. Отзывы очень важны. Ведь потребители зачастую интересуются мнением людей о данной фирме, данном товаре и т.д. НО важно, чтобы эти отзывы были реалистичными, а не враньем и поклепом. И отрицательные отзывы обязательно должны быть. Так как ,если производитель постоянно делает некондицию , люди должны об этом знать. А если будет по принципу" Всё хорошо прекрасная маркиза" - то это будет нечестно. Но и корреспондентов присылающих фейковые отзывы надо привлекать к ответственности за враньё. В идеале должно быть подтверждение каждой конкретной информации.