Проблема медведя или Винни-Пух глазами юриста
Перед ознакомлением предлагаем вам подписаться на наши группы в социальных сетях, где мы консультируем граждан по различным вопросам, рассказываем о правовых лайфхаках для рядового гражданина и организаций, о новых изменениях в законодательстве и разбираем интересные новости в правовой сфере.
Официальная группа "ВКонтакте"
Официальная группа в "Телеграм"
Кадр из фильма "Винни-Пух: кровь и мед" 2023 года
В данной статье мы Вам расскажем, как можно одновременно нарушить и не нарушить авторские права на Винни-Пуха и почему персонажа такого замечательного рассказа стали использовать в довольно сомнительных проектах, данный феномен мы назвали «Винни-Пух Шредингера».
Для граждан СНГ Винни-Пух ассоциируется прежде всего с великолепным мультиком Бориса Заходера про веселого и сурового медведя Пуха, готового пойти на риск в получении заветного мёда, способного прийти на помощь своим друзьям, проявить настойчивость и смекалку. В общем медведь на все времена.
Однако отечественный Винни-Пух был вдохновлен повестью «Winnie the Poox» Алана Милна (1882–1956 г.). Впервые повесть была опубликована в 1926 году.
В СССР произведению Милана не повезло т. к., авторское право регулировалось откровенно поверхностно, вернее регуляция и защита были, но только со странами признававшими СССР, всё остальное переводилось в национальное достояние.
Так согласно пункту 2 постановления ЦИК и СНК СССР «Основы авторского права» от 16 мая 1928 г. «На произведение, появившееся в свет за границей... авторское право признается в пределах, установленных соглашениями Союза ССР с соответствующими государствами».
Это означает, что «Winnie the Poox» можно было свободно использовать, переводить и печатать, и не платить автору за лицензию.
Как нейросеть видит винни-пуха Шредингера
Далее в 1961 г. были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, а в 1964 г. – новый Гражданский кодекс РСФСР, включающий и раздел об авторских правах. Согласно первой редакции ГК РСФСР, срок действия авторского права составлял 15 лет после смерти автора (ст. 496). Однако и в этом документе согласно ст. 478 защита прав авторов-иностранцев, впервые опубликовавших свое произведение за рубежом, была предусмотрена лишь на основе международных соглашений.
В 1950-х годах Борис Заходер перевел и в своем видении пересказал книгу, придав ей новые смыслы. А уже в 1960 году книга была впервые выпущена в СССР и вскоре приобрела большую популярность.
В 1969–1972 гг. на студии «Союзмультфильм» под руководством Федора Хитрука были созданы три мультфильма о Пухе (по сценариям Заходера и Хитрука). Книги и мультфильмы стали важной частью русской культуры, нашли своего читатели и зрителя и приобрели успех.
Кадр из мультфильма "Винни-Пух" 1969 года
Однако ни Советские книгоиздатели, ни представители «Союзмультфильма» не спешили получать права на книгу. По действующему в СССР законодательству книга Милана находилась в общественном достоянии, так что платить за права на нее было необязательно. Соответственно, и Заходер, и Хитрук могли использовать текст Милана для перевода книги и создания сценария мультфильма совершенно бесплатно. Однако есть и отрицательный момент — это невозможность проката советского мультфильма, в тех странах, которые признают права автора книги, во всяком случае, без урегулирования вопроса с правообладателями.
Ситуация должна была измениться после распада СССР и вступлении России в 1994 году в Бернскую Конвенцию. Однако ст. 18 Конвенции Россию не устраивала, ввиду чего был предпринят хитрый ход: по распоряжению Правительства №1224 Россия присоединилась к Конвенции, но с небольшой ремаркой – в соответствии с п. 2 данного распоряжения Министерству иностранных дел Российской Федерации было поручено оформить присоединение Российской Федерации к конвенциям и протоколам, указанным в пункте 1 настоящего постановления, уведомив при этом, что действие Бернской конвенции … не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием”»
Тем самым книга Милана так и осталось общественным достоянием и лишь со вступлением России в ВТО (2013 год) Бернская Конвенция была признана полностью.
Однако именно книга Алана Мила в России считается общественным достоянием, т. к., произведения авторов умерших до 1993 г. охранялись 50 лет, а не 70, как сейчас (ст. 1281 ГК РФ).
Кадр из фильма "Винни-Пух: кровь и мед" 2023 года
А с 1 января 2022 года десятки известных произведений, в том числе и повести Алана Милна о Винни-Пухе перешли в общественное достояние во всём мире. Это значит, что теперь любой может свободно использовать их без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.
Но не стоит забывать, что авторские права отечественного Винни-Пуха до сих пор находится под правовой защитой, так как права на произведение были переданы наследникам Заходера.
Чей Винни-Пух лучше?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: