Томография мозга раскрывает правду: друзья в социальных сетях не могут заменить настоящих друзей
Хотя тема дружбы широко изучалась, до сих пор ни одно исследование не использовало технологию визуализации мозга, чтобы отличить фальшивую дружбу между влиятельными людьми и другими знаменитостями.
В недавнем исследовании Brain Sciences ученые изучили мозговую активность, вызванную именами популярных и любимых влиятельных лиц и других знаменитостей, и сравнили ее с мозговой активностью, вызванной именами реальных любимых друзей и родственников.

Справочная информация
Первая платформа социальной сети, Classmates.com, была разработана в 1995 году, за ней последовал Sixdegrees.com в 1997 году. Хотя эти платформы были созданы для общения с другими людьми, обмен мгновенными сообщениями появился только в начале 2000-х годов. С годами эти платформы были усовершенствованы и стали удобными для смартфонов, чтобы пользователи могли оставаться на связи с другими людьми, даже живущими в других частях света.
Изначально термин "социальные медиа" описывал концепцию поддержания связи, общения с людьми онлайн или мгновенного обмена информацией, независимо от местонахождения. Однако, несмотря на ожидаемые преимущества социальных сетей, было выявлено несколько негативных последствий, связанных с их использованием.
В 2021 году в нескольких исследованиях сообщалось, что злоупотребление социальными медиа вызывает симптомы поведенческой зависимости, что впоследствии приводит к нехватке времени для более здоровых или полезных занятий. Однако на сегодняшний день по-прежнему не хватает исследований, в которых анализировались бы вопросы, связанные с концепцией фальшивых или виртуальных друзей.
Понятие дружбы включает в себя некоторые характерные признаки, такие как связь между людьми, частные отношения и готовность людей поделиться своим истинным характером или личностью. По сравнению с этим, фальшивая дружба провоцируется блогерами, инфлюенсерами, YouTubers и другими людьми, которые не заинтересованы во взаимной дружбе, но пытаются установить близость и доверие среди своих последователей.
Хотя молодой потребитель социальных сетей поддерживает влиятельного человека, будучи лояльным и чувствуя близость с ним, влиятельные люди заинтересованы только во влиянии без какой-либо привязанности к своим последователям. Более того, эти агенты влияния часто ориентированы только на финансовую выгоду и не стремятся к настоящей дружбе.
Влиятельные люди используют такие платформы, как Instagram****, Facebook****, Snapchat, YouTube и Twitter, для получения финансовой выгоды путем представления спонсируемых продуктов. В результате многие инфлюенсеры становятся чрезвычайно известными знаменитостями, особенно среди молодых потребителей социальных сетей, которые следят за ними каждый день. На самом деле, большинство потребителей социальных сетей демонстрируют сильные чувства искренней дружбы и доверия к этим авторитетам.
Об исследовании
Электроэнцефалография (ЭЭГ) - аналитический метод, используемый для получения изображений мозга - была использована для изучения мозговой активности, вызванной именами выбранных влиятельных лиц, за которыми следовал человек. Затем эти изображения мозга сравнивались с мозговой активностью, вызванной именами реальных любимых друзей и родственников.
Для этого исследования было набрано 30 участников, которых пригласили посетить Лабораторию когнитивной и аффективной нейронауки и поведения Фрейда (Freud CanBeLab).
Все участники предоставили списки имен фальшивых, настоящих и не настоящих друзей. Группа фальшивых друзей включала 20 имен наиболее популярных и любимых влиятельных людей или других знаменитостей, а группа настоящих друзей включала еще 20 имен реальных друзей и родственников. Группа "без друзей" включала 20 имен людей, к которым они не испытывали никакой близости.
Два участника были исключены из исследования из-за артефактов измерения. Таким образом, 28 участникам, из которых 18 мужчин и 10 женщин, были показаны выбранные имена в случайной последовательности, а их мозговая активность была зарегистрирована с помощью ЭЭГ. Данные визуализации использовались для расчета связанных с событиями потенциалов (ERP).
Результаты исследования
Средний возраст участников составил 21,93 года, и ни у одного из них не было невропатологического анамнеза. В исследуемой когорте шестнадцать участников сообщили о ежедневном потреблении социальных сетей от одного до двух часов, семь участников сообщили о ежедневном потреблении от двух до трех часов, а пять участников сообщили о ежедневном потреблении социальных сетей более трех часов.
Интересно, что между фальшивыми и настоящими друзьями наблюдалась близость. Имя близкого человека вызывало схожие с собственным именем симуляции мозга; однако сигналы, вызванные известным и неизвестным именем, значительно отличались.
Короткий эффект наблюдался в левой фронтотемпоральной области, начиная примерно с 250 миллисекунд (мс) после стимула при обработке имен настоящих и не настоящих друзей; однако оба ERP отличались от тех, которые вызывались именами ненастоящих друзей. Впоследствии более длительный эффект длительностью около 400 мс возник в левой и правой лобной части.
Хотя височно-теменные ERP различались между фальшивыми и настоящими именами друзей, имена друзей не вызывали в этих областях на более поздней стадии обработки такую же активность мозга, как и фальшивые имена друзей. Как правило, имена настоящих друзей вызывали наиболее негативные потенциалы мозга, которые интерпретировались через самые высокие уровни активации мозга.
Выводы
Настоящее исследование предоставило эмпирические доказательства того, что человеческий мозг может различать между преследуемым влиятельным лицом или знаменитостью (односторонняя дружба) и реально существующим любимым человеком (взаимная дружба).
https://www.news-medical.net/news/20230523/Brain-imaging-reveals-the-truth-Social-media-friends-cant-replace-real-friends.aspx