Из глубин истории: МАРХИ и ее музей - хранители сокровищ архитектурного образования!
Краткое содержание :
От ВХУТЕМАСа к МАРХИ: Сохранение наследия архитектурной школы
Пятнадцать лет назад профессора Московской Архитектурно-художественной академии имени В.И. Сурикова (МАРХИ) Б. Бархин, А. Степанов и А. Матвеенко выдвинули идею создания музея для сохранения учебного и методического наследия педагогов и студентов института. С тех пор, благодаря усилиям научного коллектива музея, была собрана замечательная коллекция, включающая более 20 000 единиц хранения. В этой коллекции есть не только интересные приобретения, документы и фотографии, но и яркие графические образцы творчества разных поколений московских архитекторов.
Музей МАРХИ, под руководством Л. Ивановой-Веэн, достиг высокого уровня развития, позволяющего сотрудничать с крупными российскими музеями и проводить многочисленные выставки. Некоторые материалы из коллекции музея принимали участие в международных выставочных проектах, таких как в Берлине, Токио и Загребе. Важным событием в жизни музея стала выставка «250 лет московской архитектурной школы», которая состоялась в 1999 году в Новом Манеже.
Одним из ключевых вех в истории архитектурного образования в Москве было создание Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) в 1920-х годах. Это российская архитектурно-художественная школа, которая получила широкое мировое признание, подобно немецкому Баухаузу. Оба учебных заведения возникли одновременно в период сложных процессов становления современной архитектуры и сыграли важную роль в формировании современного искусства.
ВХУТЕМАС готовил не только архитекторов, но и скульпторов, живописцев, а также художников-мастеров по текстилю, полиграфии, керамике, обработке дерева и металла. Перед обучением на специализированных факультетах все студенты проходили подготовку на Основном отделении, где вводились новые курсы дисциплин, такие как "Пространство", "Объем", "Цвет" и "Графика". Особое значение для всех факультетов имела дисциплина "Пространство", разработанная педагогами-архитекторами под руководством Н. Ладовского.
Архитектурный факультет ВХУТЕМАСа (Архфак) был наиболее сильным и играл цементирующую роль в комплексной художественной школе. В отличие от Баухауза, который готовил художников-дизайнеров, ВХУТЕМАС сосредоточивался на подготовке архитекторов. Это было одно из отличий между двумя школами.
Перед созданием ВХУТЕМАСа и Баухауза существовали определенные предпосылки и основы для формирования этих мастерских. ВХУТЕМАС и Баухауз внесли не только оригинальные модели системы обучения, но и стали ведущими центрами развития современного искусства и архитектуры.
Музей МАРХИ является замечательным хранилищем богатого наследия архитектурной школы, начиная с ВХУТЕМАСа и до современности. Его коллекция документов, работ и образцов творчества позволяет изучать историю архитектурного образования в Москве и его вклад в развитие современного искусства. Благодаря энтузиазму и организаторским способностям руководителя музея, Л. Ивановой-Веэн, музей стал узнаваемым и активно участвует в культурной жизни города и международных выставочных проектах.
Таким образом, от ВХУТЕМАСа к МАРХИ прошло несколько десятилетий, и эти учебные заведения оставили глубокий след в истории архитектуры и искусства. Сохранение и изучение наследия этих школ, особенно через работу Музея МАРХИ, позволяет нам понять и ценить их вклад в развитие архитектурного образования и формирование современного искусства. Сама книга тут: https://vk.com/wall-46528576_1350