Имам Шамиль и генерал Розен: битва за Аварию
После гибели в Хунзахе 7 сентября 1834 г. Гамзат-бека дорога Шамилю к власти была расчищена. При отсутствии конкурентов Совет шейхов избрал его новым предводителем кавказского джихада.
Шамиль получил очень противоречивое наследство. С одной стороны, он мог опираться на достижения предшественников. Гази Магомед начал объединение горцев Дагестана на основании идеологии джихада. Гамзат-бек уничтожил аварских ханов, как ведущую группу коллаборационистов, выступавших за сотрудничество с российской администрацией. Шамиль не был так религиозен, как Гази Магомед, и не отличался авантюрной опрометчивостью Гамзат-бека. По оценкам своих сторонников (узденей) и противников (российских генералов) новый имам превосходил обоих предшественников умом, прозорливостью, административным и военным талантом. Третий имам понял, что мало произносить проповеди о джихаде и совершать грабительский набеги, нужно строить новое государство на основе шариата.
Начало нового, самого продолжительного и кровопролитного этапа Кавказской войны было во-многом обусловлено тем, что командир Кавказского корпуса барон Г.В. Розен (изображен на портрете) недооценил нового противника.
Генерал был уверен, что после гибели Гамзат-бека сумеет взять под контроль главные опорные пункты в Нагорном Дагестане. Новый правитель Аварии, оставшийся в живых малолетний сын Паху-бике Булач-хан находился в плену у мюридов в Гоцатле и по распоряжению Шамиля был перевезен в Унцукуль, где можно было легче предотвратить попытки его похищения хунзахцами.
9 октября 1834 г. в рапорте военному министру А.И. Чернышеву Розен сообщал, что Шамиль планирует воспитывать Булач-хана в ортодоксальном исламском духе, чтобы в последствие сделать его своим преемником - имам-азамом.
Шамхал Тарковский Абу Муслим и находящийся на российской службе в чине генерал-майора Аслан-хан Казикумухский и Кюринский докладывали Розену, что аварцы считают Булач-хана своим единственным законным правителем.
Один из четырех главных заговорщиков, участвовавших в уничтожении Гамзат-бека, Халил-бек прибыл к командующему войсками в Северном Дагестане полковнику Клюки фон Клугенау с просьбой о скорейшем восстановлении мира и порядка.
Получив сообщения об этих планах восстановления аварского ханства, Шамиль приказал убить Булач-хана. Новым российским кандидатом на верховную власть стал Аслан-хан. Розен отправил в горы отряд под командованием генерала М.П. Ланского. Император Николай I потребовал принять самые жесткие меры для подчинения горцев, бунтовщиков истребить, взрослых пленных отдать в рекруты, а малолетних в военные кантонисты.
В сентябре 1834 г. российские войска захватили и сожгли аул Гимры, но отступили в Темир-Хан-Шуру перед превосходящими силами Шамиля. Розен решил взять Аварию "в клещи". Отряды фон Клюгенау и Аслан-хана вошли в Нагорный Дагестан с двух сторон. 19 октября под Гоцатлем мюриды Шамиля были разбиты.
20 октября российские офицеры, хан и беки утвердили новым правителем Аварии Султана Ахмеда-хана, сына погибшего старшего сына Паху-бике Нуцаль-хана. До его совершеннолетия обязанности регента должен был выполнять Аслан-хан. Население Гоцатля принесло присягу на верность российскому престолу.
Зимой 1834-1835 г. Шамиль никак себя не проявлял, усыпив российское военное командование ложной покорностью и собирая силы для новых боев. Имам понимал, что после тяжелых военных поражений многие мюриды готовы отказаться от продолжения джихада и признать российскую власть. Для него стали небезопасными и Гимры, и Унцукуль. Имам перебрался в Ашильту и к 1836 г. дождался своего часа.
Уверенный в прочности своей власти, поддержанный российскими штыками, Аслан-хан облагал узденей все новыми податями и повинностями, требуя огромные штрафы с участников вооруженного сопротивления. Мюридизм начал возрождаться, а влияние Шамиля в горах усиливаться. Он планомерно назначал в аулы своих представителей - администратора (заместителя-наиба) и духовного учителя (муллу). Не надеясь на лояльность старейшин, имам забирал в свою свиту их сыновей в качестве заложников-аманатов.
В 1834-1835 гг. в Нагорном Дагестане возник зародыш имамата.