Константин
Константин Подписчиков: 2337
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 76.7к

К-19 – самая несчастная советская подлодка. Голливудский триллер и реальная история

534 дочитывания
45 комментариев
Эта публикация уже заработала 28,32 рублей за дочитывания
Зарабатывать


К-19 – самая несчастная советская подлодка. Голливудский триллер и реальная история

Художественный фильм "К-19"

В 2002 году в США в прокат вышел фильм "К-19", снятый в жанре триллера, военной драмы. Он посвящен подвигу экипажа одноименной советской атомной подводной лодки. Фильм снят одним из выдающихся американских кинорежиссеров, обладателем многочисленных премий Кэтрин Бигелоу (на фото).

К-19 – самая несчастная советская подлодка. Голливудский триллер и реальная история

По словам создателей фильма, были проведены консультации с бывшим экипажем этой подводной лодки.

Сразу следует отметить, что фильм по-своему уникален. В нем нет пьяных российских моряков в ушанках, с огромными красными звездами, непонятной форме одежды с кривыми погонами, как в некоторых других голливудских фильмах, где показывается советская или российская армия.

Наоборот, форма одежды соответствует образцу тех времен, герои фильма опрятны, а главное честно и добросовестно выполняют воинский долг. И фильм действительно о мужестве и подвиге советских моряков, до конца боровшихся за спасение подводной лодки.

К-19 – самая несчастная советская подлодка. Голливудский триллер и реальная история

В главной роли – командира подлодки снялся один из лучших актеров всех времен Гаррисон Форд.

В роли старпома – еще одна звезда Голливуда Лиам Нисон.

К-19 – самая несчастная советская подлодка. Голливудский триллер и реальная история

События фильма погружают в 1961 год, когда начались ядерное противостояние и холодная война. В СССР к спуску готовится новейшая, сверхмощная атомная подводная лодка К-19 с ядерным боекомплектом. Ей предстоит длительный поход и испытания.

Командиром назначается Алексей Востриков. С экипажем у него поначалу складываются напряженные отношения. Мало того, что он прислан из штаба, он начинает устанавливать на лодке крайне жесткие порядки. Кроме этого заставляет матросов ежедневно отрабатывать различные вводные, например "пожар", "протечка", "авария" и т.д. Этим он пытается добиться максимальной слаженности, быстрых и оперативных действий экипажа в экстремальных ситуациях. Также проводит эксперимент по погружению на глубину сверх допустимой нормы. В общем, как в армии говорят "уставщина и муштра". Но затем все приходят к общему пониманию, а объединяет всех большая беда.

Субмарина достигает Северного полюса, проводит оттуда пуск ракеты и начинает путь обратно.

В ходе похода, члены экипажа выясняют, что, несмотря на мощь и совершенство конструкции, лодка имеет массу технических недоработок, способных привести к серьёзным авариям. Это, по словам одного из членов экипажа: спешили, хотели спустить лодку побыстрее, чтобы успеть к очередному партсъезду.

И вот внезапно происходит перегрев реактора. Это грозит серьёзной катастрофой, вплоть до его взрыва. Требуется срочный ремонт системы охлаждения, а для этого надо проникнуть в реакторный зал. Для ремонта вызываются шестеро моряков. Они починили систему, но получили смертельную дозу радиации. Кроме этого происходит утечка радиации и выходит из строя радиостанция. Находиться на лодке становится смертельно опасно.

Вблизи появляется американский эсминец и предлагает помощь, но от нее отказываются. В тоже время начинается течь из системы охлаждения реактора и вновь растет его температура. Ценой своей жизни командир реактора ликвидирует эту аварию.

Хоть лодка на плаву и реактор снова работает нормально, ситуация на ней смертельно опасна. Командир Востриков принимает решение попросить помощи у американцев, чтобы спасти экипаж, а лодку затопить, дает приказ покинуть ее а сам идет в ходовую рубку.

Однако на помощь подоспевают советские корабли. О случившемся наша разведка узнала по радиоперехвату от американцев. Аварийная лодка буксируется в место дислокации, экипаж пересажен на другой корабль.

Вот такой вкратце сюжет фильма. Конечно он художественный, много чего преувеличено, приукрашено по-голливудски. Но история самая, что ни на есть подлинная.

Реальные события на подводной лодке К-19

А теперь настоящая история легендарной подводной лодки.

К-19 заложена в 1958 и в 1960 годах специальной комиссией принята в состав Военно-морского флота. Хотя при ее спуске бутылка шампанского о ее корпус не разбилась, а это дурная примета у моряков.

Это была первая советская атомная подводная лодка с баллистическими ракетами и построена по последнему слову техники.

в 1961 году была отправлена в первый дальний поход. Командиром был назначен Николай Затеев.

К-19 – самая несчастная советская подлодка. Голливудский триллер и реальная история

4 июля 1961 года после выполнения задач в рамках учений "Полярный круг", недалеко от Норвежского острова Ян-Майен, произошла авария. Сначала было обнаружено падение давления в системе охлаждения реактора. Соответственно перегрев и последующий выброс радиации. Усилиями экипажа были проведены ремонтные работы, однако все члены экипажа, работавшие непосредственно в реакторном зале получили смертельную дозу радиации. Кроме этого произошла разгерметизация реакторного зала, выброс газов и аэрозолей. Заражение лодки превысило все допустимые нормы многократно. Кроме этого возникла угроза самой настоящей ядерной катастрофы. Неисправный реактор, плюс ядерные ракеты - представить страшно. Однако моряки сделали все возможное, чтобы это предотвратить.

Через сутки экипаж был пересажен на другие советские военные суда, находившиеся в том районе, а лодка отбуксирована на базу.

Из 139 членов экипажа, 8 скончались в июле 1961 года от лучевой болезни. Остальные члены экипажа в течении года проходили лечение. Им были сделаны пересадки костного мозга и переливания крови. У всех была диагностирована лучевая болезнь различной степени тяжести. Настоящий медицинский подвиг совершил профессор Волынский. По его методике лечились облученные матросы и офицеры и их жизни были можно сказать чудом спасены.

Естественно этот случай был тщательно засекречен. Выжившие члены экипажа поясняли, что у них взяли подписку на 30 лет.

Скрыты были и все недочеты при ее строительстве.

К-19 – самая несчастная советская подлодка. Голливудский триллер и реальная история

Дальнейшая судьба К-19

После этого К-19 была отремонтирована, деактивирована и снова поставлена в строй. А в 1963 году, после модернизации снова эксплуатировалась и выполнила несколько боевых дежурств.

Однако в последующие годы с этой лодкой произошло немало страшных инцидентов.

15 ноября 1969 года произошло ее столкновение с американской подводной лодкой USS "Gato".

24 февраля 1972 года случился крупный пожар в 8 и 9 отсеках. Погибли 28 человек экипажа.

15 августа 1982 года во время ремонта в аккумуляторном отсеке возникла электрическая дуга. Пострадало несколько человек, один умер.

Даже ее строительство не прошло без происшествий: при окраске трюмов возник пожар, по причине которого погибло два человека, в ходе покрасочных работ задохнулась женщина-маляр.

В 1961 году при погрузке ракет в шахты один матрос был придавлен крышкой шахты и погиб.

Среди личного состава Флота эта лодка славилась крайне плохой репутаций, и из-за произошедших на ней всех несчастий она получила прозвище "Хиросима".

В 1979 году она утратила свое значение как ракетоносец, а в 1990-м выведена из состава флота.

А подвиг экипажа спасшего лодку от ядерной катастрофы в 1961 году был оценен по достоинству лишь спустя 30 с лишним лет.

Художественный фильм и реальная история прекрасно сочетаются, что в фильме правда, что вымысел на сто процентов определить трудно. Но подвиг есть подвиг, и он везде – и в кино и в реалии.

Источники:

Подробнее ➤

https://www.kinopoisk.ru/

https://rg.ru

https://aif.ru/

45 комментариев
Понравилась публикация?
79 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 45
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Понятно, слышал об этой лодке, но в таких подробностях читаю впервые. Спасибо!

+10 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Очень тяжелая и серьезная история. Спасибо.

+7 / 0
картой
Ответить

Да, история страшная. А подвиг моряков оценили только недавно

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
DELETE

А "Курск" самая счастливая субмарина...Потому так и живём..

раскрыть ветку (0)

Фильм смотрела давно. Надо кстати пересмотреть.

+6 / 0
картой
Ответить

Да, это один из немногих нормальных фильмов США о СССР

+10 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Проект имел большое значение, так как в 1961 году, когда подводная лодка совершила свой первый рейс, холодная война была на грани превращения в термоядерную. Строительство велось в спешке, что привело к гибели десяти человек, прежде чем подводная лодка была достроена на судостроительном заводе в Северодвинске.

Флагманская лодка проекта 658 – или, по классификации НАТО, класса «Отель» – пережила ряд несчастий уже в период строительства. Двое рабочих погибли в результате пожара, разразившегося в 1958 году. Шесть женщин умерли от паров клея, который использовался для резиновых прокладок цистерн с водой. Во время загрузки ракет один инженер был раздавлен, а другой погиб в результате несчастного случая, упав между двумя отсеками внутри подводной лодки.

+5 / 0
картой
Ответить

Спасибо за комментарий. Да, эта лодка начала приносить проблемы еще в цеху.

+3 / 0
Ответить

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (45)

Топ 10 катастроф Советского Союза

Люди постоянно сталкиваются с серьёзными природными катаклизмами. Но порой трагические события и даже катастрофы случаются по вине человека. В Советском Союзе иногда трагедии строго засекречивали,...

Погибли все, скорбные новости с Дальнего Востока...

Сегодня примерно в 15 часов по Приморскому времени, пропал с радаров самолёт АН-24 компании "Ангара" Летевший маршрутом Хабаровск-Благовещенск-Тында. Самолёт успешно совершил посадку в Благовещенске,...

Сериал «Тайны следствия»: сюжет, описание серий, Сегодня вечером 4 декабря 2025 на канале Россия 1

Сериал «Тайны следствия» — это эталонный российский детективный сериал, который уже более двух десятилетий удерживает внимание зрителей. В центре сюжета — будни прокуратуры одного из районов Санкт-Петербурга,...