Сергей Богомолов
Сергей БогомоловПодписчиков: 155
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг94.4к

Имам Шамиль: сбор наибов

122 просмотрa
4 дочитывания
1 комментарий
Эта публикация уже заработала 0,20 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Имам Шамиль: сбор наибов

Классическая формула имперской политики, "разделяй и властвуй", была изобретена древними римлянами и с тех пор никем не была пересмотрена. Российские генералы никогда не смогли бы завоевать Кавказ, если бы не использовали противоречия между местными кланами, как и традиционную вражду между мусульманами и христианами. В равной степени и Шамиль не смог бы построить имамат, если бы не прекратил конфликты между многочисленными "полевыми командирами" в своем окружении. Только благодаря этому в 1830-е гг. он сумел объединить народы Центрального и Восточного Кавказа, а затем около 30 лет вести борьбу с российскими войсками.

Начальник штаба Отдельного Кавказского корпуса генерал А.В. Вельяминов в своем рапорте в военное министерство в 1834 г. отметил, что в условиях военной анархии и постоянных набегов на Кавказскую линию в горных "обществах" (племенах) постоянно появляются новые лидеры. В условиях жесткой конкуренции между ними происходит естественный отбор: слабые быстро погибают, а сильные находят все новых сторонников. Но для построения имамата требовался не только военный талант, но также административные способности и личный авторитет.

В 1835 г. Шамиль ушел от преследования российских отрядов из Гимр в Ашильту, но "свято место не осталось пусто". Кумык Хаджи Ташов создал укрепленный лагерь у Казбек-Юрта на Мичике, в который привлек много чеченцев из Шали, Атаги, Эрсеноя, Чахкери и Устар-Гардоя. Эти отряды активно действовали в равнинной Чечне и прорывались в Кумыкскую степь.

Хаджи Ташов пытался привлечь на свою строну российского пристава (наблюдателя) кумыкского бека Мусу Хасаева, но тот передавал "возмутительные письма" генералу Розену и не собирался ввязываться в сомнительные авантюры.

В июле 1835 г. российский отряд под командованием А.П. Пулло совершил ответный рейд и сжег Дурнай-Юрт. Чеченцы бежали в горы, 8 мужчин и 5 женщин были убиты.

После первых успешных набегов Хаджи Ташов в качестве наместника первого имама Гази Магомета отправил Шамилю в Ашильту письмо, в котором требовал прекратить отсиживаться в горах и присоединиться к джихаду. Одновременно письма были направлены Саиду Гаракинскому, Абдул Разману, Магомету Кабидулу, другим муллам, шейхам и мюридам в Аварию, Койсубу, Унцукуль и Сугратль. Хаджи Ташов обвинял своих собратьев по вере в пассивности и трусости: "вы потеряли веру и не исполняете того, что Он [Аллах] законом положил, не руководствуетесь шариатом чистым".

Но в 1836 г. Хаджи Ташов отказался от претензий на лидерство и согласился подчиниться имаму Шамилю. Источники не дают сведений о переговорах, которые проходили в уединенных саклях в горных аулах и о том, почему Шамилю удалось взять верх.

Можно предположить, что Шамиля поддержал его учитель мулла Джемаль эд-Дин, который в это время пользовался влиянием во всем Дагестане и был известен своей ученостью и здравомыслием. К тому же Хаджи Ташов убедился в невозможности укрепить свое влияние в Чечне без опоры на аварских шейхов. Некоторое время он надеялся на помощь эмиссара султана Махмуда Хаджи Мухаммеда, но быстро в нем разочаровался. Османские эмиссары постоянно находились на Кавказе, очень много обещали горцам, но в конечном счете относились к ним, как к расходному материала в противоборстве с Россией. Они привозили из Константинополя много золота, но мало оружия и никогда не помогали своим союзникам в моменты самого острого противоборства.

19 марта генерал Г.В. Розен докладывал военному министру А.И. Чернышеву, что Хаджи Ташов и Шамиль объединились в гумбетовском ауле Чиркат. К имаму присоединились гумбетовцы, ашильтинцы и другие койсубулинцы. В ауле Орота к ним подошли мюриды Кибит Магомы из Тилитлинского общества, находящегося на границе с Аварией и тесно связанного с лезгинами в Южном Дагестане.

Но Шамилю далеко не сразу удалось подчинить своих первых наибов (заместителей и наместников в областях имамата). В своих воспоминаниях "Очерк событий на Кавказе" российский генерал Клюке фон Клюгенау писал: "Шамиль, Ташов-Хаджи и Кибит-Магома, соединившись в первый раз в Чиркате, дали клятву действовать совокупными силами и возмущать покорных и полупокорных нам горцев. Кибит-Магома, всегда хитрый и вероломный, первый изменил обету и в скором времени по возвращении из Ороты составил с муллой Рамазаном союз, к которому присоединились кидатлинцы, тилитлинцы и карахцы". Но в 1836 г. Шамиль прекратил своеволие Кибит-Магомы и окончательно подчинил этого конкурента своему влиянию.

Н.И. Покровский ("Кавказские войны и имамат Шамиля". М., 2009) рассматривал отношения имама и его наибов с марксистских позиций. Он считал Кибит-Магому представителем ремесленного аула Тилитля, тогда как Шамиль опирался на койсубулинских узденей - земледельцев и скотоводов. Но Покровский не может выделить никаких различий в программах джихада трех лидеров. Марксистская методология "не ловит" причины заговоров и личного соперничества военных командиров, тонкие интриги и заговоры, взаимные подозрения и ревность.

Макс Вебер назвал основное качество подобных успешных лидеров более точным термином - харизма. Добавим, что Шамилю в период борьбы за власть часто сопутствовала удача и его недооценка российскими генералами.

1 комментарий
Понравилась публикация?
10 / -1
нет
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 1
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые