Проблемы «Мусорной реформы» 2019 года
До 2011 года сбором, захоронением отходов занимались компании, получавшие специальные лицензии. После 2011 года лицензии на обращение с отходами отменили и функции по обращению взяли на себя предприниматели. ИП или юридические лица заключали с лицензированными полигонами договор о вывозе на них мусора, хотя фактически вывоз производился на несанкционированные свалки.
Это привело к так называемому мусорному кризису в России, вызванному не способностью множества частных предприятий реализовать систему обращения с отходами. После чего законодатель принялся за реформу «мусорной» системы, начало которой считается 2019 год.
Мусорная реформа в РФ
Так согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ сбором, транспортировкой, обработкой, утилизацией, обезвреживанием и захоронением твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ теперь занимаются один или несколько региональных оператором. Статусом регионального оператора наделяются юридические лица. И ответственным за выбор регионального оператора, а так же за формирование свалок, разработку схем вывоза мусора стала власть субъекта РФ. Изменился расчет платы за транспортировку мусора.
Так, если раньше плата рассчитывалась в зависимости от нормативов накопления твердых отходов на квадратный метр, то теперь этот расчет идет на 1 человека и раньше эта плата входила в строчку «Техобслуживание», теперь это отдельная графа.
Только из вышесказанного вытекает первая проблема-увеличение платы за транспортировку и дальнейшее обращение с отходами. Подобного рода изменение в первую очередь затронула слои населения, имеющие финансовые трудности. Ведь множество в России примеров, когда семья из 3-4 человек проживает в одной квартире, размер которой может не превышать и 60 квадратных метром. И теперь этим людям приходится платить большие суммы, нежели до реформы.
Также Постановление Правительства РФ от 12 октября 2020 года №1657 «О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов» предусматривает ряд требований к полигонам твердых коммунальных отходов (далее – ТКО).
Однако на практике далеко не все полигоны соответствуют указанным требованиям. Не стоит забывать и о множестве свалок в лесах, полях, оврагах, многие из которых образовались еще до 2011 года и по сей день продолжают гнить под солнцем, дождем, снегом. К тому же нередки случаи пожаров на подобных «объектах», после чего близлежащие населенные пункты (а иногда и удаленные на существенное расстояние) пропитываются вредоносными парами, которые имеют на самый приятный запах и зачастую вредный для здоровья состав. К тому же сложно назвать утешительным отчет Счетной палаты РФ, в котором говорится, что 90% отходов направляется на полигоны, не соответствующие законным требованием. Это приводит к отравлению воздуха, воды, почвы.
К тому же входе реформы наибольшее внимание законодатель уделил именно субъектам, занимающиеся транспортировкой, захоронением и иными действиями с отходами, формулам расчета тарифа, однако в очередной раз государство забывает о населении. Так, зачастую, обычному человеку, чтобы сдать макулатуру приходиться проехать достаточно большое расстояние, а что делать если нет личного, собственного транспорта? К тому же большое количество граждан попросту не видят надобности в сортировке мусора или не хотят это делать. Нередка картина, когда к мусорным бакам подъезжает специальная техника, после чего сгружает в одно место весь рассортированный ранее мусор, что отбивает желание у граждан продолжать сортировать отходы.
Как обычна видна проблема финансирования. Наглядным примером служит то, что с 1 января 2019 года муниципальные органы стали обязаны оборудовать на муниципальной земле контейнерные площадки. Однако у многих муниципалитетов попросту не хватает на это средств. Одновременно с этим происходит уменьшение финансирование Национального проекта «Экология». С 2020 года финансирование сокращено более чем на 22 миллиарда рублей.
Перечислив ряд минусов «мусорной реформы» стоит сказать, что при наличии достаточно количество проблем сама реформа в любом случае несколько улучшило положение дел в сфере обращения с отходами и экологией. Не стоит забывать, что Государственной Думой РФ принят Федеральный закон от 14.07.2022 №268-ФЗ, который может быть внесет определенную лепту в дело обращения с отходами. Однако данная тема нуждается в отдельном исследовании.
Ваше мнение
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Спасибо за интересную информацию. С удовольствием поддержала вашу публикацию 👍
Буду благодарен, если читающие статью оставят свой отзыв на эту публикацию, а также на иные
Вы думаете я вас обманываю? Вообщем если у вас имеются какие-то вопросы, то приглашаю в личную переписку
Как вы это делаете? Почему у Вас баллы «летят» наверх ?
явно «нечисто».
Дарья, я просто бесплатно отвечаю на вопросы граждан
Вам нехило изначально накинул «алгоритм» баллов
За что вопрос)
Статья так себе
на юридическом сайте в топ-10 половина статей не на юридическую тематику. Да и мою публикацию можно назвать скорее тезисами, чем статьей, но это не запрещено. Почитайте другие мои публикации, может понравится)
Павел, не надо меня водить за нос. Я умею обладать большим массивом информации, не у каждого есть, так сказать, такой «дар»
Я немного не пойму. Я вам чем-то не понравился? Просто я отвечаю на много бесплатных вопросов, отсюда и баллы. Если вы посмотрите, то на 1 месте (на данный момент) человек у которого лайков на публикации в 2 раза меньше, чем на вашей
На первом месте человек тоже я думаю)) не просто так стоит, алгоритм таков. Чудесатый
Вы вольны думать что угодно)
Просто я Не люблю ложь
Если Вам, что-то не нравится, то можете просто обратиться к администрации
Очень смешно