Знаете ли вы откуда к нам пришло слово Инсайт?
В современном мире, в разговорном понятии слово ИНСАЙТ означает — озарение, открытие, творческий прорыв. Но впервые этот термин использовал немецкий и американский психолог Во́льфганг Кёлер, для объяснения поведения своих испытуемых животный, в то время, когда он работал на отдаленном острове, изучая человекоподобных обезьян.
Если слово ИНСАЙТ переводить буквально, его обозначение будет следующим: «заметил что-то новое», «части обрели целое» или «что-то бросилось в глаза».
Термин Инсайт появился после описания основного опыта В. Кёлера с шимпанзе. Вспомним немного о нем.
Суть опыта такова: в клетке сидит обезьяна, возле нее лежит палка, за клеткой лежит приманка, которую испытуемому очень хочется съесть. Размер палки как раз такой, чтобы позволить шимпанзе достать лакомый кусочек, но пока она об этом ничего не знает… И начинается процесс познания, который можно разделить на три стадии:
1. Беспорядочная поведенческая активность – обезьяна бегает по клетке, пытается дотянуться лапами до приманки и нервно бьется о прутья.
2. Стадия бездействия – тут наш испытуемый устал, он больше беспорядочно не бегает и глядя на него со стороны можно было бы даже сказать, что он «грустит» или «думает», но проверить это мы не можем, а значит и утверждать такое тоже не будем. Важно отметить, что все это время и его лапа, и палка, и приманка находятся в постоянном поле зрения животного.
3. ИНСАЙТ – вдруг резко за одно мгновение испытуемый решает задачку: он берет палку и достает приманку. Случился ИНСАЙТ.
Т.е. можно сказать, что ИНСАЙТ — это качественное изменение в поведении. Это, по сути, понимание ситуации. Такая целостная организация всех элементов проблемной ситуации, которая позволяет обнаружить и устранить основной конфликт.
НО ПОНИМАНИЕ – ЭТО НЕ всегда РЕШЕНИЕ!
И вот вам пара примеров этого утверждения:
1. Понимание без решения (хорошая ошибка)
Если, после ИНСАЙТА у шимпанзе забрать палку, он все равно будет понимать, что она ему нужна и начнет мастерить себе палочку из всего, что попадется в клетке, подталкивая предметы (листики, тряпочки и т.д.) к желанному лакомству, только пользы от этого никакой для него не будет.
2. «Решение» без понимания (нехорошая ошибка или «Глупый шимпанзе»)
Если поменять условие и подвесить приманку к потолку клетки, а рядом с ней поставить ящики и показать, на примере человека, что можно на них залезть, подпрыгнуть и съесть лакомство, животное, у которого не случился ИНСАЙТ будет повторять за человеком все по частям: либо не туда ящики поставит, либо не достаточное количество, либо начнет просто прыгать без ящиков. В общем будет та самая беспорядочная активность, даже с прямым примером на решение задачи.
Последний пример, наводит на очень интересную мысль:
Иногда, вы смотрите на человека и не понимаете: почему он не видит, почему не умеет? И тут речь идет абсолютно обо всем: и о работе, и об отношениях, и об ответственности. Показываете ему 3-5 раз, а у него все равно ничего не получается, вроде и повторяет за вами, а результата 0. И конечно тогда вы начинаете злиться! А может не стоит? Может перед вами тот самый «Глупый шимпанзе» и пока у него не случится собственный ИНСАЙТ, сколько не показывай — толку не будет.