'Огонь во тьме' рассказывает о том, как великие целители облегчают душевные страдания.
В книге рассматривается история восстановления помутившихся умов и сломленных духов.

Во время Первой мировой войны психолог У.Х.Р. Риверс (слева) лечил психические шрамы поэта Зигфрида Сассуна (справа).
Психически и духовно опустошенный после пережитых ужасов Первой мировой войны, британский поэт Зигфрид Сассун лечился от душевных ран в военном госпитале. Он написал для своего психотерапевта стихотворение, в котором были такие строки:
Костры в темноте ты разводишь; высокое дрожащее пламя
В огромном полуночном лесу неизвестности.
Кей Редфилд Джемисон взяла название своей новой книги "Костры в темноте" из яркого образа Сассуна о том, как медицинский психолог, врач и антрополог У.Х.Р. Риверс лечил его психологические военные раны. Джеймисон использует труды обоих мужчин, чтобы исследовать терапевтические отношения Сассуна с Риверсом. Их история является частью более глубокого исследования того, как можно исцелить психологическую боль и что нужно, чтобы стать великим целителем. Джеймисон трогательно пишет о самых разных темах - от работы древнегреческих храмов врачевания до проблем медсестер Первой мировой войны, столкнувшихся с необходимостью исцелять разрушенные тела и души солдат.
Джеймисон, сама психиатр, ранее писала о своем личном опыте лечения биполярного расстройства, который лег в основу этого литературного путешествия к исцелению (SN: 4/8/00, p. 232).
С самого рассвета человечества некоторые люди, сочетающие в себе яркие личностные качества, стойкий характер и превосходные навыки общения с людьми, выделялись как целители тех, кого Джеймисон ранее называла "неспокойными умами".
Эффективные целители сопровождают страдальцев на пути к выздоровлению, пишет она. Инструменты целительства включают в себя умелое использование внушения, исповеди, воспоминаний, ритуалов и лекарств. Целители находят способы дать утешение и надежду, позволяя своим раненым подопечным заниматься осмысленной работой и найти цель в жизни.
Эта тема звучит в рассказе Джеймисона о том, как Риверс лечил Сассуна, чьи военные реакции сегодня можно было бы диагностировать как посттравматическое стрессовое расстройство. Будучи антропологом, Риверс изучал и наблюдал целительные ритуалы и сверхъестественные верования различных культур. Он писал, что "психотерапия, по-видимому, является самой древней отраслью медицины".
Риверс поражал коллег и тех, кого он лечил, как сильный, но заботливый, требовательный, но сочувствующий. Сассун писал, что он полюбил и поверил Риверсу уже через несколько минут после знакомства с ним. Выслушав рассказ Сассуна о его травмирующем опыте войны, Риверс сосредоточился на памяти и воображении солдата как ключевых элементах лечения.
Риверс посоветовал Сассуну использовать поэзию для увековечивания памяти друзей и солдат, которыми он командовал, но которые не выжили. По мере накопления стихов, посвященных памяти и скорби, Сассун достиг определенного контроля над ужасом и тщетностью войны. Испытывая чувство вины и ответственности за солдат, которые все еще сражаются, Сассун вернулся на войну.
Психотерапия, которую практиковал Риверс, уходит корнями в силу внушения, которой тысячелетиями ранее владели жрецы и колдуны, пишет Джеймисон. Древние египтяне и греки, например, обращались к жрецам-врачам, которые проводили ранние виды хирургических операций, читали заклинания против духов, вызывающих болезни, и использовали магические заклинания для усиления реакции пациентов на лекарственные снадобья.
Джеймисон включает увлекательное описание древнегреческих лечебных храмов, управляемых последователями Асклепия, бога медицины. В храмах, созданных как мирные убежища, люди с психическими заболеваниями получали специальную травяную мазь, изготовленную из привозных ингредиентов. Страдающих поощряли входить в медитативное или гипнотическое состояние и рассказывать свои сны храмовым лекарям. Содержание снов определяло рекомендации по лечению.
Сегодня терапевты практикуют целый ряд чисто светских методик, хотя они все еще возвращаются к временам Асклепия, говорит Джеймисон. Научно обоснованные подходы основаны на проверенной временем необходимости для терапевта завоевать доверие клиента, воспитать в нем понимание себя и надежду на улучшение (SN: 11/5/05, p. 299). Это как никогда актуально в эпоху, характеризующуюся хорошо финансируемой пропагандой лекарств и мозговых технологий вместо простого "разговора" как ключа к победе над психическими проблемами.
Еще в 20 веке, пишет Джеймисон, врачи-психотерапевты подчеркивали общие черты психотерапии, способствующие исцелению. Например, психиатр и психолог Джером Франк в своей книге 1961 года утверждал, что любая успешная форма психотерапии противодействует деморализации тех, кто воспринимает мир как хаос.
Джеймисон также рассматривает примеры целительной силы музыки, искусства, драмы и публичных ритуалов поминовения. Она приводит трогательную историю о том, как благодаря англиканскому армейскому капеллану останки Неизвестного воина были захоронены в Вестминстерском аббатстве в 1920 году в ходе церемонии, которая уменьшила послевоенное горе людей по всей Британии. Целителям часто бывает трудно разобраться, почему их усилия иногда зажигают огонь во тьме, а иногда гаснут. Истории исцеления Джеймисона описывают процесс, который все еще выходит из огромного полуночного леса неизвестности Сассуна.