Андрей Самотохин
Андрей СамотохинПодписчиков: 778
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг197.3к

Когда Германия впервые сформулировала свою стратегию в отношении Китая, какие сигналы она подала?

70 просмотров
4 дочитывания
2 комментария
Эта публикация уже заработала 0,20 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Когда Германия впервые сформулировала свою стратегию в отношении Китая, какие сигналы она подала?

13 июля 2023 года Германия опубликовала свой первый документ «Стратегия Китая», пытаясь найти баланс между китайско-германскими экономическими и торговыми интересами и необходимостью управления рисками. Для крупной европейской экономики, наиболее дружественной Китаю, это новая стратегическая ориентация, которая окажет глубокое влияние на торгово-экономические отношения между двумя странами.

Что касается стратегического сдвига Германии, МИД Китая заявил, что практика конкуренции и протекционизма во имя «снижения риска» и «снижения зависимости» и превращения нормального сотрудничества в безопасность и политизацию будет только контрпродуктивной и искусственно создавать риски. Использование ценностей и идеологий для проведения линий и крика так называемой «системы, интересов и конкуренции ценностей» идет вразрез с веянием времени и только усугубит мира. На самом деле у Китая и Германии гораздо больше консенсуса, чем разногласий, сотрудничество намного перевешивает конкуренцию, и обе стороны являются партнерами, а не соперниками. Есть надежда, что в нынешней сложной и неспокойной международной ситуации Германия всесторонне и объективно взглянет на развитие Китая, сформулирует рациональную и прагматичную политику в отношении Китая и объединится с Китаем для решения глобальных проблем, чтобы внести больший вклад. Стабильность и позитивная энергия для мира и развития во всем мире.

В 64-страничном документе утверждается, что Китай следует рассматривать не только как экономического партнера, но и как конкурента и системного соперника. Германия будет сотрудничать с партнерами из ЕС для усиления проверки китайских инвестиций и рассмотрит возможность создания немецкого механизма проверки инвестиций в Китае. Германия будет стремиться увеличить стимулы для поощрения компаний к диверсификации своих инвестиций и снижению их зависимости от Китая.

«В последние годы проблема системной конкуренции стала более заметной… Китай изменился, поэтому наша политика в отношении Китая также должна измениться», — заявил министр иностранных дел Германии Берберке, представляя документ, что Германия не хочет отделяться от Китая. Но максимально снизить риск.

Удвоение торгового дефицита


Внешний мир в целом считает, что ядром «Китайской стратегии» является декитайизация цепочки поставок Германии во имя снижения рисков. Однако Германия является страной ЕС, наиболее зависимой от экономики Китая, что делает для Германии особенно дорогим сократить свои экономические связи с Китаем.

Высокая зависимость Германии от Китая определяется ее особой экономической структурой. Зависимость Германии от производства и экспорта необычна для крупных развитых экономик. По данным Всемирного банка, в 2021 году на обрабатывающую промышленность будет приходиться 19% валового внутреннего продукта (ВВП) Германии, что примерно вдвое больше, чем в США, Великобритании и Франции. На немецких фабриках также занято больше рабочих, чем в других странах G7. Данные ОЭСР также показывают, что в первые три месяца 2023 года на немецких фабриках будет работать 8,1 млн человек, что составляет чуть менее 10% населения Германии по сравнению с менее чем 5% в США.

На протяжении десятилетий у Германии было положительное сальдо торгового баланса, основанное на экспорте продукции обрабатывающей промышленности. Когда-то она была крупнейшим в мире экспортером товаров, опережая Китай и Соединенные Штаты на рубеже веков. Но с 2016 года положительное сальдо экспорта Германии устойчиво. Он сокращается, достигнув самого низкого уровня почти за два десятилетия в 2022 году.

Это положительное сальдо торгового баланса не всегда хорошо для экономики Германии, сказал Майкл Петтис, старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир, потому что Германия экстернализует издержки слабого внутреннего спроса, в то время как преимущества меркантилистской политики сохраняются.

Спад мировой торговли обнажил слабость немецкой экономики, ориентированной на производство. Замедление экономики, вызванное инфляцией и повышением процентных ставок, привело к сокращению спроса на немецкую продукцию на внешнем рынке. В то же время потребление и сфера услуг Германии не восстановились, потому что государственное субсидирование обрабатывающей промышленности привело к долгосрочному слабому внутреннему спросу, из-за чего доля потребления в ВВП Германии намного ниже, чем у Великобритании и Соединенные Штаты. С тех пор, как в 2022 году разразился российско-украинский конфликт, рост цен на продукты питания и энергоносители еще больше сократил расходы домашних хозяйств, а внутреннее потребление полностью остановилось. Бывший двигатель роста ЕС почти стал тормозом для восстановления региональной экономики.

Эта экономическая структура делает Германию более чувствительной к экспортным рынкам и производственному сырью, чем другие европейские страны, а Китай является основным поставщиком сырья и экспортным рынком Германии. Марсель Фратшер, директор Немецкого института экономических исследований, назвал это формированием «асимметричной зависимости» от Китая, то есть зависимость Германии от Китая намного превышает зависимость Китая от Германии. Вот почему правительство Германии больше всего привержено поддержанию хороших экономических отношений с Китаем среди стран ЕС.

Эта асимметричная зависимость проявляется в трех аспектах: во-первых, торговый дефицит между Китаем и Германией; во-вторых, высокая зависимость Германии от незаменимого сырья (например, редкоземельных металлов), перерабатываемого Китаем; в-третьих, прямые инвестиции Германии в Китай намного превышают инвестиции Китая в Германия Инвестиции привели к тому, что прибыль немецкой флагманской компании в основном поступает от ее китайского бизнеса.

Зависимость Германии от Китая в первую очередь отражается в торговых отношениях, а Китай является важнейшим торговым партнером Германии. Исследование Немецкого института экономических исследований показало, что немецкая экономика испытывает беспрецедентно высокую зависимость от Китая, потому что торговый дефицит Германии с Китаем становится все больше и больше. В 2022 году Германия импортирует товаров из Китая на общую сумму 191,9 млрд евро, что почти на треть больше, чем в прошлом году. Германия в основном покупает электронику, текстиль, машины и химикаты в Китае. Однако экспорт Германии в Китай увеличился только на 3,1%, а стоимость экспорта составила 107 миллиардов евро. Дефицит торгового баланса Германии с Китаем составил 84 миллиарда евро, что более чем удвоилось по сравнению с прошлым годом.

За последние 20 лет китайско-германские торговые связи постоянно укреплялись. Если в начале этого века китайско-германская торговля составляла лишь 5% от общего объема торговли Германии (3,5% импорта и 1,5% экспорта), то сегодня она составляет около 20%. По сравнению с немецким импортом, Китай имеет больший вес, так как в 2022 году 11,8% импортируемых товаров поступают из Китая, а доля экспорта в Китай составляет 7,5%.

Китайско-германские торговые отношения основаны на импорте Германией продукции с низкой добавленной стоимостью и экспорте продукции с высокой добавленной стоимостью. Однако двусторонние отношения структурно перекошены с точки зрения торгового баланса. С начала 2021 года дефицит торгового баланса между Германией и Китаем значительно увеличился, достигнув к концу 2022 года 84 млрд евро. Китайско-германская торговля демонстрирует одностороннюю тенденцию развития.

Резкий рост дефицита торгового баланса Германии с Китаем за короткий период времени обусловлен главным образом двумя причинами: во-первых, цены на импорт в Германию резко выросли из-за нехватки определенных производственных факторов, а обесценивание евро усугубило рост импортные цены. Во-вторых, замедление темпов экономического роста Китая привело к резкому падению спроса на немецкие товары, в меньшей степени, чем в других странах Европы.

Зависимость от Китая по ключевому сырью

Зависимость китайско-германских торговых отношений также ярко выражена в зависимости от ключевых продуктов, потому что в китайско-германских экономических и торговых отношениях фактически доминируют конкретные товары, такие как автомобили и промышленное сырье. Вопреки распространенному мнению, Германия в абсолютном выражении зависит от инвестиций Китая не больше, чем другие европейские страны. Доля китайских факторов в конечном производстве в Германии сравнима с долей других европейских стран, таких как Франция или Испания, и по сравнению с остальными странами G20 эта книга значительно ниже среднего.

Немецкий институт экономических исследований когда-то использовал промежуточные ресурсы (Vorleistung, аутсорсинг качества и услуги, потребляемые в производственной деятельности) в качестве стандарта для измерения экономической зависимости от Китая. Исследование показало, что только 6,6% промышленных промежуточных ресурсов Германии в 2020 г. Китай, поэтому, хотя Китай важен для немецкой промышленности, он не занимает ключевого положения.

Однако экономические отношения нельзя рассматривать только с бухгалтерской точки зрения, этот чисто количественный анализ не проясняет стратегических зависимостей. Потому что, хотя Германия не больше, чем другие европейские страны, зависит от Китая по количеству импорта из Китая, она больше зависит от Китая по типу импортируемой продукции, особенно промышленного сырья, потому что 50% перерабатываемого в мире промышленного сырья материалы поступают из Китая. Глобальная выплавка и производство лития, кобальта, никеля и меди составляют 87%, 58%, 65%, 35% и 40% соответственно.

Германия является крупным импортером редкоземельных металлов, которые необходимы для производства продукции с высокой добавленной стоимостью (медицинская визуализация, энергосберегающие лампочки, гибридные автомобили, роторные батареи для ветряных турбин), и это сырье занимает центральное место в Германии. Запланированный переход на чистую энергию и транспорт важно. Две трети потребностей Германии в редкоземельных элементах импортируются из Китая, а доля некоторых типов редкоземельных элементов, импортируемых из Китая, еще выше. Например, доля таких металлов, как скандий и иттрий, импортируемых из Китая, достигает 94,4%. Высокая зависимость создает стратегическую уязвимость.

Хотя некоторые эксперты уже давно предлагают немецким компаниям диверсифицировать свои источники импорта, это предложение легче сказать, чем сделать. Диверсификация означает заказ небольшого количества из нескольких стран вместо заказа большого количества из одной страны, что неизбежно приведет к увеличению затрат, что слишком нереально для немецкой обрабатывающей промышленности, требующей большого количества сырья, а рост цен ослабит рынок для продукции немецкого производства Конкурентоспособность, что, в свою очередь, приводит к вялому экспорту. Когда экспорт терпит неудачу, экономика Германии попадает в плохое состояние, упомянутое выше, потому что Германия не имеет такого внутреннего спроса, как Соединенные Штаты, и полностью полагается на производство экспорт. Государственные субсидии не сработают, потому что чем больше субсидий, тем больше будет подавляться внутренний спрос. Поэтому эту зависимость от ключевого сырья нелегко «устранить».

Центр прибыли в Китае

Не только стоимость, но и немецкие компании больше зависят от китайского рынка, чем другие европейские и американские страны с точки зрения прибыли. Начиная с 1980-х годов немецкие компании были одними из первых западных компаний, которые рассматривали Китай не только как дешевую производственную базу, но и как рынок сбыта. Помогая индустриализации Китая, немецкие компании также извлекли большую выгоду из развития Китая. Продажи некоторых крупных немецких компаний в Китае составляют 20% их мировых продаж, в то время как доля рынка некоторых автомобильных компаний составляет около 40%. Мало того, высокая стоимость энергии и рабочей силы в Европе заставила некоторые немецкие компании в значительной степени полагаться на продажи из Китая, чтобы поддерживать свой бизнес в Европе.

Если взять в качестве примера два основных двигателя немецкой экономики, согласно данным Volkswagen, к 2023 году продажи новых автомобилей на китайском рынке составляют около 37% мировых продаж новых автомобилей Volkswagen. В июне генеральный директор Volkswagen Оливер Блюм сообщил инвесторам, что Volkswagen продаст 3,2 миллиона новых автомобилей в Китае в 2022 году, что почти равно всем европейским продажам.

Мартин Брудермюллер, исполнительный директор немецкого химического гиганта BASF, сообщил акционерам в апреле, что сейчас на Китай приходится около 15 процентов годового объема продаж BASF. Он также отметил, что доходы от Китая позволяют компании эффективно компенсировать убытки, вызванные высокими затратами на энергию и строгими экологическими нормами в Европе.

"Без китайского бизнеса необходимая реструктуризация здесь стала бы невозможной. Можете ли вы назвать европейский инвестиционный проект, который сделает нас прибыльными?", - сказал Брудермюллер журналистам на собрании по годовому отчету в феврале этого года.

В течение большей части последних десяти лет немецкие компании продолжали вкладывать значительные средства в китайский рынок. В списке стран, получающих прямые немецкие инвестиции, Китай занимал либо первое, либо второе место; после финансового кризиса 2008 г. вырос. Особенно в 2015 году другие азиатские страны являются второстепенными вариантами для немецких инвестиций.

Хотя эпидемия вызвала резкое падение немецких инвестиций в Китай в 2020 году, с тех пор они резко восстановились: согласно данным Бундесбанка, по состоянию на конец 2021 года чистые прямые иностранные инвестиции Германии в материковый Китай и Гонконг восстановились до 6,4. миллиардов евро, что близко к 2019 году (до вспышки новой коронной эпидемии) вдвое превышает общий объем инвестиций. В 2022 году немецкие компании инвестируют в Китай до 11,5 млрд евро, что является рекордным показателем.

Если немецкие политические и деловые круги не пришли к единому мнению о снижении зависимости от Китая, то во многом это связано с тем, что крупные немецкие компании продолжают масштабно инвестировать в Китай, что усложняет усилия по декитаизации немецкой цепочки поставок. Хильдегард Мюллер, председатель Федерации автомобильной промышленности Германии (VDA), однажды обвинила нынешнее правительство Германии в том, что отделение от Китая не только экономически, но и геополитически неправильно.

Хотя декитаизировать за короткий промежуток времени непросто, стоит отметить некоторые новые тенденции в китайско-германских торговых отношениях, поскольку радикальные изменения всегда начинаются с небольших трещин.

Одним из секторов, который долгое время доминировал в германо-китайских торговых отношениях, является автомобильная промышленность. Но последние данные показывают, что немцы, похоже, теряют контроль над китайским рынком, поскольку популярность электромобилей китайского производства резко возросла. В то время как немецкие бренды продолжают доминировать на рынке автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в Китае, их популярность уступает место электромобилям. Что еще больше беспокоит немецкие компании, так это то, что Китай стал крупнейшим в мире экспортером автомобилей в первом квартале этого года, а электромобили китайской марки выходят на немецкий рынок, создавая угрозу для местных немецких автомобильных компаний. Это изменение может увеличить торговый дефицит Германии с Китаем. Стоит отметить, даст ли это изменение повод политическим силам Германии поддержать политику декитаизации.


Источник

2 комментария
Понравилась публикация?
6 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 2
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые