Так называемые сборщики налогов в Нигерии: угрожающие и похожие на мафию
Нанятый несколькими влиятельными семьями в качестве так называемого сборщика налогов, капитан Нвокуха имеет устрашающий вид, когда ходит с куском дерева, чтобы усилить свою власть на оживленном и хаотичном перекрестке дорог в южном нигерийском городе Порт-Харкорт.
Работа 34-летнего мужчины состоит в том, чтобы собирать «налоги» для того, что он называет «сообществом», с такси и 18-местных автобусов, курсирующих в этой части города.
Работа г-на Нвокухи уходит своими корнями в давнюю традицию, когда предприятия платили единовременную плату или дарили напиток в знак уважения к своим хозяевам за хорошие новости.
Но теперь это превратилось в то, что критики называют вымогательством.
Некоторые семьи, утверждающие, что действуют от имени местных сообществ, требуют плату от предприятий, будь то таксисты или рыночные торговцы, работающие в том, что они считают своей сферой деятельности.
Г-н Нвокуха говорит, что он собирает 5-7000 найр (5-7 фунтов стерлингов; 6,50-9 долларов США) в день — разумная сумма для Нигерии.
Женат, имеет двоих детей, часть денег оставляет себе, а остальные отдает пяти влиятельным семьям в сообществе, где они теряются в череде личных карманов.
Государства и местные органы власти Нигерии также используют так называемых сборщиков налогов или сторонних агентов для сбора некоторых налогов.
«Эти агенты используют частные счета и делают вычеты, прежде чем переводить деньги правительству», — говорит Майкл Анго, бывший сотрудник государственной налоговой службы, который сейчас работает в частной фирме Andersen Tax.
«[Их методы] создают впечатление, что государство использует силу и мускулы, а не законность».
Федеральное правительство Нигерии во главе с новым президентом Болой Тинубу пообещало расправиться с теми, кого оно называет «зазывалами, негодяями и самозваными сборщиками налогов».
Что касается г-на Нвокухи, он считает, что играет положительную роль, выступая в качестве дорожного инспектора, который разрешает споры в беспощадном бизнесе такси.
«Если между водителями возникнет драка, я улажу ее», — говорит г-н Нвокуха, который патрулирует прибыльную транспортную развязку Румуола в Порт-Харкорте по будням от рассвета до заката в своем флюоресцентном жилете.
Перед тем, как водитель тронется в путь, человек с надписью «оперативная группа» на жилете получает 20% от стоимости проезда пассажиров.
«Такси здесь не работают», — говорит г-н Нвокуха, указывая на знак «парковка запрещена», окрашенный в полицейские цвета.
«Но если они решат, то должны заплатить обществу», — сказал он Би-би-си.
В тех редких случаях, когда водитель отказывается платить, у него могут разбить боковое зеркало или задний фонарь или снять номерные знаки.
Если они осмелятся дать отпор, они могут почувствовать, как деревянная палка г-на Нвокухи проломит им череп.