Ужесточение закона в области безопасности дорожного движения. Посадить могут и не только за вождение в пьяном виде.
То, что за повторное управление в состоянии алкогольного опьянения предусмотрена уголовная ответственность, знают уже практически все. Не только автолюбители и те кто следят за изменением в законодательстве, но и многие обыватели.

Так как с пьянством за рулем в последние годы стали бороться сильнее. Государство постоянно ужесточает законы в области безопасности дорожного движения (далее - БДД). И это не безосновательно. На дорогах становиться все больше и больше автомобилей. На одну семью приходится порой по две, а то и по три машины. Автомобиль - это объект повышенной опасности, соответственно, чем больше автомобилей на один квадратный метр, тем больше риск возникновения аварийной ситуации. По этой же причине стоимость страхового полиса ОСАГО в городах-миллионниках значительно больше (в разы) чем в поселках. Так как повышающий коэффициент зависит от плотности населения.
Изначально за езду в пьяном виде была только административная ответственность. Хоть ты двадцать раз попадись в таком состоянии сотруднику ГИБДД, тебе будут все время одинаковое наказание назначать - большой штраф и лишение права управления на определённый срок. При чем срок этот суммировался, и можно было накопить лишения, аж до конца жизни. Но все изменилось в 2015 году. В уголовный кодекс была введена статья 264.1 УК РФ, которая предусматривает уголовную ответственность за повторное подобное нарушение. То есть если человек один раз попался за рулем пьяный и ему дали наказание в виде лишения права управления, то в течении этого срока лишения и год после него, ему ни в коем случае нельзя попадаться пьяным за рулем. Иначе уголовная статья (ст. 264.1 УК РФ), которая предусматривает максимальное наказание аж до 2 лет лишения свободы. Конечно же преступления по данной статье в основном совершали люди, которые ранее с уголовным кодексом и не сталкивались, то есть не имели каких-либо непогашенных судимостей, плохого уголовного прошлого и т.д. Поэтому назначение реального лишения свободы по данной статье было большой редкостью. Но все же, уголовное преследование - это неприятно, могут наступить разные последствия.
Как обычно, при введении новой статьи в уголовный кодекс, механизм ее применения имеет некоторые пробелы и неясности. Так же было и со статье 264.1 УК РФ. Например было не ясно, подлежит ли уголовной ответственности лицо, лишенное права управления до вступления в силу данного закона, либо лицо, которое сдало права в ГИБДД, срок лишения прошел, год после лишения прошел, но он не уплатил штраф, который приставы не взыскали. Накапливалась практика и Верховным судом выносились разъяснения. Применение данной статьи со временем структурировалось, устранялись эти пробелы и не ясности. Чуть позже в данную статью была введена часть 2. По сути статью 264.1 УК РФ просто разделили на две части от первозданного вида. Первая часть предусматривает ответственность за повторное управление в нетрезвом виде (то есть при наличии у человека административного правонарушения), а вторая уже предусматривает ответственность за езду в нетрезвом виде при наличии не погашенной судимости по этой же статье или по соответствующим частям статьи 264 УК РФ (ДТП с пострадавшими или погибшими, когда виновное лицо было в нетрезвом виде).
Подробно о данной статье УК РФ я писал ранее в своей статье https://www.9111.ru/questions/7777777772734949/
Но на этом законодатель не остановился. В настоящее время уголовное преследование можно получить и не только за управление в нетрезвом виде, но и за неоднократное нарушение других пунктов ПДД. Так 30.12.2021 года в уголовный кодекс была введена статься 264.2 УК РФ, которая также состоит из двух частей.
Выглядит эта статья следующим образом:
УК РФ Статья 264.2. Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами
1. Нарушение правил дорожного движения, предусмотренное частью 4 или 5 статьи 12.9 либо частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами за любое из деяний, предусмотренных частью 7 статьи 12.9 и частью 5 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Нарушение правил дорожного движения, предусмотренное частью 4 или 5 статьи 12.9 либо частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицом, имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного настоящей статьей.
Наказания, предусмотренные данной статьей разнообразны, от крупного штрафа до реального лишения свободы. Частью первой данной статьи предусмотрено максимальное наказание в виде двух лет лишения свободы, второй частью - три года лишения свободы.

Разберем ее подробнее. Статьи 12.9 и 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусматривают административную ответственность за превышение допустимой скорости (ст. 12.9 КоАП РФ) и за нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона, проще говоря выезд на встречку, пересечение сплошной разметки, движение по обочинам (ст. 12.15 КоАП РФ). При этом, уголовной ответственности человек будет подлежать в том случае, когда он совершит данные правонарушения трижды (не дважды, как по статье 264.1 УК РФ). Так как сами статьи 12.9 и 12.15 КоАП РФ содержат части, предусматривающие повторность правонарушения. К примеру, если человек впервые превысил скорость движения на величину более 60 км/ч (ч. 4 ст. 12.9 КоАП РФ) или более 80 км/ч (ч. 5 ст. 12.9 КоАП РФ), и его остановил сотрудник ГИБДД, то он будет привлечен к административному наказанию. При этом наказание может быть как штраф, так и лишение права управления. После этого человек в течение года после отбытия наказания (уплата штрафа или истечение срока лишения) считается лицом, ранее подвергнутым административному наказанию. И если он же в этот период вновь совершает данное правонарушение (превышение скорости на величину более 60 км/ч) и его останавливает сотрудник ГИБДД, то он уже подлежит административной ответственности по ч. 7 ст. 12.9 КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 4 и 5 статьи 12.9 КоАП РФ. В этом случае лишения права управления транспортными средствами уже не избежать, так как при описанных условиях (превышение скорости и фиксация правонарушения сотрудником ГИБДД) лишение прав на срок 1 год - это единственное наказание, предусмотренное статьей. Я не зря всегда делаю ссылку на то, что правонарушителя должен остановить сотрудник ГИБДД, который зафиксировал данное правонарушение. Так как в законах есть сноски, что в случае фиксации правонарушения техническими средствами, работающими в автономном режиме (камеры) в КоАП РФ предусмотрен только штраф (не лишение), а в УК РФ к статье 264.2 есть примечание следующего содержания
Действие настоящей статьи не распространяется на случаи фиксации административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото-и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото-и киносъемки, видеозаписи.
То есть при автоматической фиксации правонарушения нет наказания в виде лишения права управления. А для целей уголовного наказания, наличие лишения права управления является квалифицирующим признаком, то есть обязательным условием. Поэтому фиксация всех нарушений должна быть только лично сотрудником ГИБДД. Так вот, продолжаем разбирать часть 1 статьи 264.2 УК РФ. Если человек, привлеченный к административной ответственности по ч. 7 ст. 12.9 КоАП РФ (в том числе в течение года после истечения срока лишения) вновь превышает скорость свыше 60 км/ч и его останавливает сотрудник ГИБДД, то в этот раз его уже привлекут к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 264.2 УК РФ. Аналогичный алгоритм применим к ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ (выезд на полосу встречного движения, за исключением объезда препятствия). Если данное правонарушение совершить три раза, то также будет уголовная ответственность по ч. 1 ст. 264.2 УК РФ.
Часть 2 статьи 264.2 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за те же нарушения, только лицом у которого уже имеется судимость по данной статье (по части 1 или 2), то есть все последующие нарушения частей 4 и 5 статьи 12.9 и части 4 статьи 12.15 КоАП РФ при наличие непогашенной судимости будут образовывать состав преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 264.2 УК РФ. Данная статья полностью относится к преступлениям небольшой тяжести. Судимость за данное преступление гасится по истечению трех лет после отбытия наказания, если наказание было - реальное лишение свободы. Если было более мягкое наказание (штраф, обязательные работы и т.д.), то по истечению одного года после отбытия. Если было лишение свободы условно с испытательным сроком, то по истечении испытательного срока. Но при этом в качестве дополнительного вида наказания данная статья предусматривает лишение заниматься определенной деятельностью (звучит иначе но по факту то же лишение прав). Поэтому срок погашения судимости надо считать после отбытия всех видов наказания. Срок начала лишения права в данном случае отличается от административного наказания. Он начинается с момента вступления приговора суда в законную силу и не зависит от того сдавали ли Вы водительское удостоверение в ГИБДД или нет. При реальном лишении свободы данный срок начинает исчисляться после освобождения из мест лишения свободы.
Вроде бы данную статью рассмотрели со всех сторон. Двигаемся далее, ведь это еще не все, за что можно сесть в тюрьму при нарушении ПДД.
14.07.2022 года в УК РФ была введена статья 264.3 УК РФ следующего содержания.
УК РФ Статья 264.3. Управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами и подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость
1. Управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами и подвергнутым административному наказанию за деяние, предусмотренное частью 4 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
2. Управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами, имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного пунктом "в" части второй, пунктом "в" части четвертой или пунктом "в" части шестой статьи 264 настоящего Кодекса либо настоящей статьей
Суть данной статьи заключается в том, что наказанию подлежит любое лицо, которое уже будучи лишенным права управления за любое деяние, предусматривающее такое наказание, будь то административное наказание или уже уголовное, все равно управляет транспортным средством. Пусть оно (это физическое лицо) не нарушает скоростной режим, не выезжает на полосу встречного движения, но сам факт того, что оно управляет транспортным средством образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 12.7 КоАП РФ
КоАП РФ Статья 12.7. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством.
2. Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами
При совершении данного правонарушения впервые после лишения, на водителя составят протокол по указанной статье. При повторном нарушении, водитель уже понесет наказание по части 4 статьи 12.7 КоАП РФ, то есть повторное совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ. Так как квалифицирующим признаком данной статьи является то, что водитель уже лишен водительского удостоверения, то наказание по данной статье не предусматривает лишения прав, а предусматривает такие наказания как крупный штраф (до 100000 рублей) или обязательные работы. И далее, по аналогии со статьей 264.2 УК РФ, если водитель не сделал для себя ни каких выводов и в третий раз попался за рулем без прав (тут необходимо совпадении сразу нескольких условий, а именно, что водитель ранее был лишен прав и этот срок еще не истек и то что он является лицом, подвергнутым административному наказанию по ч. 4 ст. 12.7 КоАП, то есть в течение года после отбытия наказания по этой статье), то в отношении него уже возбудят уголовное дело по ч. 1 ст. 264.3 УК РФ.
Часть 2 статьи 264.3 УК РФ немного посложнее. Она предусматривает уголовную ответственность за то, что водитель когда-то совершил в состоянии опьянения ДТП с пострадавшим либо со смертью третьих лиц и за это имеет судимость по соответствующей части статьи 264 УК РФ и ему за это назначено кроме основного наказания еще и дополнительное в виде лишения права управления. И после этого он садится за руль, пусть даже трезвый и ни чего не нарушая, но тем не менее он садится за руль и управляет автомобилем. Вот тогда водитель совершает уголовно наказуемое деяние, предусмотренное частью 2 статьи 264.3 УК РФ.
Я думаю, что законодатель и на этом не остановиться, и уголовный кодекс будет пополняться еще статьями в области безопасности дорожного движения.
Необходимо ли ужесточать закон в области БДД
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Спасибо за информацию