Духовные ценности советской школы, ч. 2

Фото взято с ресурса Яндекс. Картинки
"Люди, воспитанные советской школой, заряжали энергией Кашпировского банки у телевизора и несли последние деньги в финансовые пирамиды — это тот уровень образования, который она давала".
Автор книг по популярной педагогике Дмитрий Чернышев в интервью "Лайфстайл Onliner" 02.12.2021
В прошлых публикациях ("Духовные ценности советской школы, ч. 1"и "Совершившийся 80 лет назад коренной перелом не только на полях сражений") были описаны некоторые моменты истории образовательной реформы 1943 - 1944 годов. Среди прочих в 1943 году были приняты "Правила для учащихся" постановлением Совнаркома РСФСР. Автор этой статьи тогда обратил внимание читателей на характерную особенность мероприятий 1940-х в их попытке совместить традиционные ценности с принципами коммунистического обучения и воспитания. В середине 1950-х началась новая масштабная образовательная реформа, которая должна была обеспечить реализацию объявленного на ХХ съезде КПСС плана форсированного строительства коммунизма. Тогда в 1958 году был принят первый комплексный закон об образовании, в своём названии воплотивший лозунг о сближении школы с жизнью.
Но в данной статье рассмотрим два тоже примечательных документа — совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об организации школ-интернатов" от 15 сентября 1956 года и "Положение о школ-интернате", утверждённое постановлением Совета Министров РСФСР от 13 апреля 1957 года. Примечательны они, в первую очередь, тем, что под привычным вроде бы названием учреждали совершенно новый тип образовательной организации — школы-интерната. Интернат как форма организации учёбы и досуга учащихся к середине 1950-х годов вполне широко использовался. Например, в отдалённых сельских школах или обучения детей с теми или иными дефектами развития (терминология 1950-х была хоть и циничнее, но точнее). И, всё-таки, школа-интернат должна была стать чем-то небывалым до того в школьной практике. Не случайно решение об учреждении школ-интернатов было принято как раз через несколько месяцев после объявления курса на форсированное строительство материально-технической базы коммунизма.
Двадцатый съезд КПСС, исходя из задачи коренного улучшения работы по воспитанию и образованию подрастающего поколения признал целесообразным приступить к организации нового типа учебно-воспитательных учреждений — школ-интернатов, призванных решать на более высоком уровне задачи подготовки всесторонне развитых, образованных строителей коммунизма.
(Из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об организации школ-интернатов" от 15 сентября 1956 года)
Под строителями коммунизма, само собой, здесь понимались не рабочие из бригад коммунистического труда, а интеллектуальный и организаторский авангард довольно близкого будущего. Поэтому школы-интернаты в идеале должны были представлять собой своего рода элитные учебные заведения в том смысле, что в них должна была получать образование и воспитание элита будущего. Не "золотая молодёжь" и не просто отпрыски знаменитых династии, а всесторонне подготовленные молодые люди, целиком и полностью преданные делу строительства коммунизма. В прямом смысле слова целиком и полностью преданные подобно янычарам Османской империи. И никакого противоречия между предполагавшейся элитарностью школ-интернатов и тем, кому давалось преимущественное право поступления нет. Фридрих Энгельс ещё в позапрошлом столетии писал, что в коммунистическом обществе дети будут забираться из семьи на общественное попечение и воспитание как только смогут обходиться без матери, то есть перестанут быть грудными младенцами.
В школы-интернаты в первую очередь принимаются дети одиноких матерей, инвалидов войны и труда, сироты, а также дети, для воспитания которых отсутствуют необходимые условия в семье.
(Из "Положения о школе-интернате", утверждено постановлением Совета Министров РСФСР от 13 апреля 1957 года)
При таком раскладе преданность делу строительства коммунистической утопии может ожидаться обеспеченной. Школа-интернат после выхода на плановые мощности должна была охватывать школьников всех возрастов.
Школа-интернат имеет в своём составе I — X классы. В ней обучаются и воспитываются дети обоего пола в возрасте от 7 до 18 лет.
...Все школы-интернаты, в том числе и те, которые в период организации не имеют VIII — X классов, относятся к типу средних школ.
(Из "Положения о школе-интернате", утверждено постановлением Совета Министров РСФСР от 13 апреля 1957 года)
Многие требования к организации школ-интернатов являлись впервые. Например, требование к экологичности размещения новых комплексов зданий школ-интернатов. Также предполагалось, что вообще построение учебно-воспитательного процесса в школе-интернате априори должно быть наиболее оптимальным из всех возможных вариантов. В практическом плане общее и политехническое образование, полученное воспитанниками школ-интернатов, должно было позволить им либо поступить в вуз, либо устроиться на более-менее квалифицированную работу.
Учебно-воспитательная работа в школе-интернате строится на основе последовательного соединения обучения с общественно полезным трудом, организации разнообразной трудовой деятельности учащихся: от элементарных видов самообслуживания и хозяйственно-бытового труда до участия в производительность труде в учебно-производственных мастерских, на учебно-опытном участке, на предприятиях, в колхоза, совхозах и МТС в строгом соответствии с возрастными обязанностями детей.
(Из "Положения о школе-интернате", утверждено постановлением Совета Министров РСФСР от 13 апреля 1957 года)
В связи с формированием у учащихся неестественно го отношения к производительность труду как к естественной потребности (как в воздухе, пище, тепле, безопасности, общении и т. п.), летние каникулы должны были сократиться до одного неполного месяца.
В летний период школа-интернат организует работу учащихся на учебно-опытном участке, в своём подобном хозяйстве в колхозах и совхозах, в сочетании с отдыхом и оздоровительными мероприятиями (в пионерских, комсомольско-молодёжных, туристских и других лагерях).
На остальной период летнего перерыва воспитанники могут выехать к родителям на срок до четырёх недель.
(Из "Положения о школе-интернате", утверждено постановлением Совета Министров РСФСР от 13 апреля 1957 года)
И ещё немаловажный момент — меркантильный. Сейчас, в век капитализма принято требовать от школы бесплатно всего и вся. В советские времена вовсе не считалось, что родители не должны материально участвовать в получении школьного образования их детьми.
За содержание детей в школе-интернате с родителей взимается плата в размере в зависимости от заработка родителей, в соответствии с установленными ставками.
На полное государственное обеспечение принимаются дети, не имеющие родителей, а также в отдельных случаях дети из многодетных, малообеспеченных семей по решению исполкомов городских и районных Советов депутатов трудящихся (по месту жительства детей).
(Из "Положения о школе-интернате", утверждено постановлением Совета Министров РСФСР от 13 апреля 1957 года)
Как это не покажется 'странным современному читателю, но школы-интернаты в значительной мере должны были добиваться самоокупаемости и самофинансирования. Результаты работы воспитанников в учебно-производственных мастерских, в подсобном хозяйстве, на предприятиях и колхозах, превращённые в доход, должны были пойти
... на улучшение питания, бытового и культурного обслуживания учащихся, на расширение учебных мастерских и подсобного хозяйства, а также на поощрение учащихся.
(Из "Положения о школе-интернате", утверждено постановлением Совета Министров РСФСР от 13 апреля 1957 года)
Относительная только бесплатность школьного образования не давала родителям полного права на детьми.
Родители, поместившие своих детей в школу-интернат, должны содействовать педагогическому коллективу в их воспитании и обеспечивать правильное воспитание детей во время их пребывания в семье.
Родители встречаются с детьми в дни, установленные директором школы-интерната.
По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, директор школы-интерната может отпускать учащихся домой в воскресные и праздничные дни, а также во время каникул.
(Из "Положения о школе-интернате", утверждено постановлением Совета Министров РСФСР от 13 апреля 1957 года)
Несмотря на то, что контингент воспитанников должен был наполняться с семилеток, авторы "Положения о школе-интернате" включили в него модель ученического самоуправления, внешне напоминающую описанную у А. С. Макаренко.
Первичные коллективы воспитанников объединяются в общешкольный коллектив, который избирает на общем собрании Совет коллектива воспитанников школы-интерната.
(Из "Положения о школе-интернате", утверждено постановлением Совета Министров РСФСР от 13 апреля 1957 года)
Ещё раз к вышесказанному: школы-интернаты не предусматривались лишь как способ помочь социально незащищённым. По замыслу это было побочной функцией. Школа-интернат предусматривалась именно как образец для будущих общеобразовательных школ, даже если бы очень долго не удавалось бы забрать детей от их родителей. Образцовость этой формы школьного учреждения подтверждается уже тем, что требования к уровню образования учителей были на порядок выше, чем в обычных школах. Можно смело предполагать, что в далёкой перспективе школа-интернат должна была стать основной формой образовательной организации.
... в 1960 г. в школах-интернатах должно обучаться не менее 1 миллиона воспитанников.
(Из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об организации школ-интернатов" от 15 сентября 1956 года)
Как на практике реализовался проект с общеобразовательными учреждениями нового типа, разговор автор надеется продолжить в следующих публикациях.